Национальная литературная премия «Большая книга». Литературная академия сделала выбор
29 ноября 2011 года в Доме Пашкова были названы победители шестого сезона Национальной литературной премии «Большая книга».
Вечер начался с минуты молчания: ровно год назад не стало Беллы Ахмадулиной. Она живо интересовалась состоянием современной российской литературы. Еще в 2008-м ее можно было увидеть вместе с мужем Борисом Месcерером на очередной церемонии вручения премии.
Ежегодно организаторы мероприятия предлагают новое оформление сцены. На этот раз оно отличалось спартанской простотой: кресла для зрителей и экран. Почему сцена превратилась в кинозал, вскоре стало ясно. Во-первых, ведущие вечера Игорь Бергман и Эльдар Жиндарев сразу же обратились к проблеме взаимоотношений литературы и кино. Во-вторых, на экране демонстрировались мини-экранизации, передающие, по замыслу их создателей, основной настрой каждой из десяти книг финалистов.
Короткометражные фильмы с крупными планами, анимацией, кадрами из военной хроники, подборками черно-белых фотографий, действительно, получились настроенческими. Но на вопрос ведущих, кому из режиссеров и актеров писатели поручили бы полноформатную экранизацию своих сочинений, большинство отвечало: никому, книги, в общем, самодостотаточны.
Лишь Ольга Славникова отнеслась к предложению серьезно и после краткого раздумья назвала две фамилии — Тарантино и Хабенский. В самом деле, прославленный мастер абсурда сумел бы воплотить на экране сюрреалистический сюжет ее «Легкой головы». И наш знаменитый актер вполне вписался бы. Успешного менеджера спецслужбы ставят перед выбором: либо он кончает жизнь самоубийством, либо произойдет «нарушение гравитационного поля» и погибнут миллионы людей...
Одним из самых значимых моментов церемонии стало вручение двух специальных наград. Премией «За честь и достоинство» был отмечен Фазиль Искандер. К сожалению, по нездоровью присутствовать на церемонии он не смог, но зал услышал его голос в записи. Премию «За вклад в литературу» вручили американскому издателю Питеру Мейеру, много сделавшему для знакомства англоязычного читателя с русской классикой. Кстати, в возглавляемом им издательстве «Ардис» вышли в свет и произведения Ольги Славниковой. Ее шанс поработать с Квентином Тарантино не так уж призрачен. Мейер, прилетевший в Москву, лично получил награду — статуэтку в виде раскрытой книги — и подробно рассказал о намеченных им издательских проектах.
Имя обладателя первой премии на сцене Дома Пашкова объявил министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев. Им оказался известный прозаик и переводчик Михаил Шишкин, чей роман «Письмовник» жюри признало лучшим. В ответном слове он приподнял завесу над творческим процессом: «Ты пишешь для зеркала, потому что как только кого-то себе представляешь, это уже компромисс. Но ты рискуешь, когда закончишь книгу, остаться на пару только со своим идеальным читателем-зеркалом. А премия — показатель того, что сделанное тобою для кого-то реального очень важно».
«Письмовник» — эпистолярное повествование о влюбленных, оказавшихся в разных эпохах. Судьба забрасывает Володю в Китай начала века, где он трагически погибнет. А Саша обитает в стране развитого социализма, в СССР образца шестидесятых. Фантастическим образом они проживают одну на двоих историю любви. «Читатель оказывается в том пространстве и времени, которого еще не было, которое я создал», — сказал автор в интервью. Неизвестно, ждет ли роман экранизация, но его сценическое существование уже началось: он поставлен в МХТ имени А. П. Чехова.
Вторая премия присуждена Владимиру Сорокину. Его «Метель» — образец социальной фантастики. Читатель переносится в довольно-таки беспросветное будущее. В российской глубинке начинается эпидемия загадочного вируса. Одна надежда на доктора Платона Гарина, разработавшего спасительную вакцину.
Замыкает тройку победителей Дмитрий Быков. В романе «Остромов, или Ученик чародея» он погружается в двадцатые годы минувшего века. Правда, история о «деле ленинградских масонов» подана совсем не в документальной манере. «События происходят в параллельной реальности, — объясняет автор. — Лишь иногда они пересекаются с тем, что было на самом деле».
Рядовые читатели и профессиональные критики редко совпадают в оценках, но на этот раз было продемонстрировано завидное единодушие. 22 ноября стали известны результаты читательского голосования, которое проходило на совместной странице «Большой книги» и сервиса «Имхонет». Его лидеры — «Письмовник», «Остромов, или Ученик чародея» и «Синяя кровь» Юрия Буйды.
В последнем автор на примере конкретной судьбы пытается понять, в какой мере личность способна противостоять суровым обстоятельствам. Прототип главной героини по имени Ида — женщина трагической судьбы Валентина Караваева. Юрия Буйду когда-то поразил телефильм об этой актрисе «Я — чайка!», хотя прямых параллелей он избегает.
На соискание престижной литературной премии было подано 375 книг и рукописей из 42 регионов России и 14 стран ближнего и дальнего зарубежья. Номинаторами произведений выступили как сами авторы, так и издательства, писательские союзы, средства массовой информации.
«Мы сформировали практически романный список, — сказал председатель Совета экспертов Михаил Бутов. — В этом году в нем нет биографий, сборников рассказов и non-fiction. По уровню попавших в финал книг это, вне сомнения, один из лучших сезонов премии. И сделать выбор было очень сложно».
01.12.2011
Фото: Мария Колосова