Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Лекции, встречи, концерты /  2016 год  /  Библионочь-2016

Библионочь-2016

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека
Когда: 22 апреля 2016 года
Ге­не­раль­ный парт­нер «Биб­ли­о­но­чи» в РГБ — жур­нал The Prime Russian Magazine

Фоторепортаж на FLickr
Фоторепортаж в Instagram (#РГБбиблионочь2016)


22 ап­ре­ля Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка в чет­вер­тый раз ста­ла участ­ни­ком об­ще­рос­сий­ской ак­ции в под­держ­ку чте­ния «Библионочь». Те­му ак­ции «Чи­тай ки­но!» в РГБ рас­кры­ва­ли ре­жис­сер и сце­на­рист Отар Иосе­ли­а­ни, ки­но­кри­тик Ки­рилл Раз­ло­гов и пи­са­тель Ев­ге­ний Во­до­лаз­кин. Каж­дый же­ла­ю­щий мог по­пасть в хра­ни­ли­ща РГБ, уви­деть ред­кие до­ку­мен­ты из фон­дов и прой­ти увле­ка­тель­ный квест по мо­ти­вам со­вет­ских филь­мов. Все­го в «Биб­ли­о­но­чи» при­ня­ли уча­стие око­ло 2000 че­ло­век.



Экскурсия по 19-ярусному книгохранилищу. Под ру­ко­вод­ством опыт­ных экс­кур­со­во­дов все же­ла­ю­щие
по­зна­ко­мились с ис­то­ри­ей биб­лио­те­ки и по­пали в за­кры­тое для обыч­ных чи­та­те­лей кни­го­хра­ни­ли­ще.
Спе­ци­аль­но для ак­ции хра­ни­те­ля­ми биб­лио­те­ки бы­ли под­го­тов­ле­ны ред­кие ма­те­ри­а­лы из фондов,
а так­же интересные документы об ис­то­ри­и ки­но­ис­кус­ства и са­мых ран­них го­дах рос­сий­ско­го ки­но.

 

«Как сде­лать са­мо­му ки­не­ма­то­граф»

Тра­ди­ци­он­но «Библионочь» в РГБ на­чи­на­ет­ся с экс­кур­сий — с 18:00 от подъ­ез­да № 3 вы­стра­и­ва­ет­ся длин­ный хвост из же­ла­ю­щих по­пасть в ос­нов­ное кни­го­хра­ни­ли­ще в Ста­ро­ва­гань­ков­ском пе­ре­ул­ке, где се­го­дня на­хо­дит­ся ос­нов­ная часть фон­да биб­лио­те­ки — свы­ше 30 миллионов еди­ниц хра­не­ния.

Здесь мож­но при­кос­нуть­ся к уни­каль­ным ве­щам. В част­но­сти, по­ли­стать кни­ги из кол­лек­ции Алек­сан­дры Фёдо­ров­ны, су­пру­ги им­пе­ра­то­ра Ни­ко­лая I, от­ли­ча­ю­щи­е­ся ис­клю­чи­тель­ным ху­до­же­ствен­ным оформ­ле­ни­ем: пе­ре­пле­ты из бар­ха­та и ат­ла­са, рас­ши­тые зо­ло­той ни­тью, изыс­кан­ные ил­лю­стра­ции, гра­вю­ры из­вест­ных ху­дож­ни­ков. Уви­деть до­ку­мен­ты и ар­те­фак­ты из со­бра­ния «кол­лек­ци­о­не­ра рус­ской во­ен­ной ис­то­рии» Алек­сандра Ма­ка­ро­ва: ред­кие кни­ги и га­зе­ты, бо­е­вые на­гра­ды, иг­руш­ки и ору­жие.

Из от­де­ла дис­сер­та­ций в Хим­ках спе­ци­аль­но к ак­ции при­вез­ли ра­бо­ты о раз­лич­ных ас­пек­тах ки­но. На­при­мер, дис­сер­та­цию Геннадия Георгиевича Смолянова «Изоб­ра­зи­тель­ное ре­ше­ние пер­со­на­жа ку­коль­но­го филь­ма» (1984), где ис­сле­ду­ет­ся твор­че­ский и тех­но­ло­ги­че­ский про­цесс со­зда­ния ге­ро­ев ку­коль­ной муль­ти­пли­ка­ции. Текст снаб­жен эс­ки­за­ми и чер­те­жа­ми ку­кол, схе­ма­ми и таб­ли­ца­ми, кад­ра­ми из филь­мов, фраг­мен­та­ми рас­кад­ров­ки. А дис­сер­та­ция «Ма­я­ков­ский и ки­но» (1968) Гиви Георгиевича До­лид­зе рас­ска­зы­ва­ет, как по­эт не толь­ко ока­зы­вал вли­я­ние на мо­ло­дое со­вет­ское ки­но­ис­кус­ство, но и лич­но при­ни­мал уча­стие в со­зда­нии ки­но: пи­сал сце­на­рии, сни­мал­ся, ри­со­вал пла­ка­ты к филь­мам и вы­сту­пал как стро­гий кри­тик.



На третьем ярусе 19-ярусного книгохранилища. Из от­де­ла дис­сер­та­ций в Хим­ках спе­ци­аль­но к ак­ции
при­вез­ли ра­бо­ты о раз­лич­ных ас­пек­тах ки­но. Отдел изоизданий предоставил для украшения экспозиции
афиши старых советских фильмов.


Хра­ни­те­ля­ми на третьем яру­се бы­ли под­го­тов­ле­ны ред­кие ма­те­ри­а­лы, свя­зан­ные с ран­ни­ми го­да­ми оте­че­ствен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа: ки­но­прес­са до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии и со­вет­ско­го пе­ри­о­да, ка­та­ло­ги ки­но­филь­мов, бук­ле­ты об ак­те­рах и ки­но­филь­мах, мон­таж­ные за­пи­си оте­че­ствен­ных ки­но­филь­мов, либ­рет­то не­мых и пер­вых зву­ко­вых филь­мов, про­грам­мы ки­но­фе­сти­ва­лей.

А так­же ин­те­рес­ней­шие из­да­ния — «Как сде­лать са­мо­му ки­не­ма­то­граф: прак­ти­че­ское ру­ко­вод­ство к са­мо­сто­я­тель­но­му устрой­ству хо­ро­шо дей­ству­ю­ще­го ки­не­ма­то­гра­фи­че­ско­го ап­па­ра­та» (1913), кни­га сце­на­ри­ев филь­мов «Бро­не­но­сец "По­тём­кин"», «Мать», «Пу­тев­ка в жизнь», «Ча­па­ев» (1935), «Смот­ри­те ки­но у се­бя до­ма» (1939), «От­зы­вы пе­ча­ти о де­мон­стра­ции ки­не­то­фо­на в Ве­не и С.-Пе­тер­бур­ге» (1914), текст Кор­нея Чу­ков­ско­го для филь­ма «Мой­до­дыр», «Кни­га по­че­та осо­бо-от­ли­чив­ших­ся чле­нов Проф­со­ю­за ра­бот­ни­ков ки­носе­ти в борь­бе за луч­шее ки­нооб­слу­жи­ва­ние тру­дя­щих­ся» (1935) и мно­гое дру­гое.


 

«Экра­ни­за­ции без­от­вет­ствен­ны»


Запись трансляции в прямом интернет-эфире встречи с со­вет­ским, фран­цуз­ским, гру­зин­ским ре­жис­се­ром
и сце­на­ри­стом Ота­ром Иосе­ли­а­ни. Мраморная лестница РГБ.


При­гла­шать на «Биб­ли­о­ночь» в РГБ ре­жис­се­ров уже ста­но­вит­ся тра­ди­ци­ей. В про­шлом го­ду в «Ле­нин­ке» со­брал боль­шую ауди­то­рию Ан­дрей Звя­гин­цев, в этом го­ду при­е­хал ле­ген­дар­ный Отар Иосе­ли­а­ни — со­вет­ский, гру­зин­ский и фран­цуз­ский ре­жис­сер и сце­на­рист, убеж­ден­ный в том, что «ки­но мо­жет быть толь­ко ав­тор­ским».

Отар Иосе­ли­а­ни се­го­дня не про­сто че­ло­век с ки­но­ап­па­ра­том — это уже са­ма куль­ту­ра. С на­ча­ла 1980-х ре­жис­сер жи­вет в Па­ри­же. Имен­но там он и снял фильм «Охо­та на ба­бо­чек» (1992), ко­то­рый по­ка­за­ли на «Библионочи». «Эта кар­ти­на об осо­бой по­ро­де лю­дей, ко­то­рые уме­ли до­воль­ство­вать­ся ма­лым, и ко­то­рые до­стой­но про­жи­ли свою жизнь. Но все-та­ки та­кие лю­ди еще оста­лись», — пред­ста­вил ре­жис­сер свой фильм со­брав­шим­ся на Мра­мор­ной лест­ни­це РГБ.

Ауди­то­рия при­шла под­го­тов­лен­ная — раз­го­вор шел о кон­крет­ных филь­мах Иосе­ли­а­ни, со­вре­мен­ном и не очень ки­но. О том, по­че­му ста­рое ки­но ка­че­ствен­нее: «В со­вет­ское вре­мя мы сни­ма­ли ки­но, раз­ду­мы­вая над тем, что та­кое жизнь. Имен­но по­это­му в те го­ды бы­ло сня­то та­кое ко­ли­че­ство чуд­ных филь­мов. А се­го­дня мы по­па­ли в ла­пы ком­мер­сан­тов, и се­го­дняш­ние мои кол­ле­ги счи­та­ют, что ки­но — это спо­соб за­ра­ба­ты­вать день­ги. Но на ки­но ни­кто и ни­ко­гда не за­ра­ба­ты­вал день­ги, ни один бла­го­род­ный че­ло­век — это де­ло че­сти и со­ве­сти».



Втреча с со­вет­ским, фран­цуз­ским, гру­зин­ским ре­жис­се­ром и сце­на­ри­стом Ота­ром Иосе­ли­а­ни. Мраморная
лестница РГБ.


О цен­зу­ре: «Воз­рож­де­ние цен­зу­ры я оце­ни­ваю по­ло­жи­тель­но — это за­став­ля­ет боль­ше ду­мать. Но се­го­дняш­ним мо­ло­дым ки­не­ма­то­гра­фи­стам слож­но сни­мать не по при­чи­не цен­зу­ры, а из-за ком­мер­ци­а­ли­за­ции: они долж­ны сни­мать так, как сни­ма­ют­ся се­ри­а­лы, как ве­лел Гол­ли­вуд, вклю­чая му­зы­ку в са­мом на­ча­ле филь­ма и не вы­клю­чая ее до са­мо­го кон­ца. При­чем эта му­зы­ка не са­мо­го луч­ше­го ка­че­ства».

Об экра­ни­за­ци­ях: «Книж­ки на­до чи­тать и ви­деть то, что да­ет ва­ше во­об­ра­же­ние, а не ка­кой-то чу­жой че­ло­век — ре­жис­сер или ар­тист. Вы зна­е­те, сколь­ко „Анн Ка­ре­ни­ных“ сня­то? Во­сем­на­дцать! „Все сме­ша­лось в до­ме Об­лон­ских“ — ну, как эту фра­зу снять? Экра­ни­за­ции без­от­вет­ствен­ны по от­но­ше­нию к ли­те­ра­ту­ре, а мы долж­ны быть в про­фес­сии от­вет­ствен­ны за все — и за текст, и за кар­тин­ку».

«Это та­кое ве­се­лое за­ня­тие — сни­мать ки­но, осо­бен­но ко­гда ты де­ла­ешь его на­пе­ре­кор все­му. По­том про­хо­дят го­ды, и уже ни­ко­го нет, и вдруг ока­зы­ва­ет­ся, что все это ко­му-то нуж­но», — го­во­рит Отар Иосе­ли­а­ни.


 

«На­чи­нать на­до с се­бя»


Евгений Водолазкин. Конференц-зал РГБ.


Еще од­ной яр­кой звез­дой «Биб­ли­о­но­чи» в РГБ стал пи­са­тель Ев­ге­ний Во­до­лаз­кин — ла­у­ре­ат пре­мий «Боль­шая кни­га» и «Яс­ная По­ля­на». Он не впер­вые в «Ле­нин­ке» — имен­но здесь, в До­ме Паш­ко­ва, он по­лу­чал пре­мию «Боль­шая кни­га» за свой ро­ман «Лавр», здесь он бы­вал на за­се­да­ни­ях ли­те­ра­тур­ной пре­мии «Яс­ная По­ля­на», в жю­ри ко­то­рой вхо­дит. В кон­фе­ренц-за­ле РГБ пи­са­тель про­чи­тал лек­цию и от­ве­тил на во­про­сы. Ис­то­рия, ис­то­ри­че­ский опыт, пер­со­наль­ная от­вет­ствен­ность — та­ки­ми бы­ли ос­нов­ные те­мы его вы­ступ­ле­ния. На­ка­ну­не «Библионочи» как раз вы­шел его но­вый ро­ман «Авиа­тор», о ко­то­ром он то­же рас­ска­зал на встре­че. 

«В ис­то­ри­че­ском мас­шта­бе мы ис­по­ве­ду­ем­ся са­ми пред со­бой. И толь­ко от нас за­ви­сит, вы­бе­рем ли мы са­мо­оправ­да­ние — а оправ­ды­ва­ют­ся обыч­но внеш­ни­ми об­сто­я­тель­ства­ми — или по­пы­та­ем­ся най­ти глу­бин­ные при­чи­ны, ко­то­рые в ко­неч­ном сче­те ле­жат внут­ри нас. По­иск при­чин да­ет воз­мож­ность де­лать вы­во­ды. В этом, ви­ди­мо, и со­сто­ит на­ча­ло по­ка­я­ния, ко­то­рое бук­валь­но, в пе­ре­во­де с гре­че­ско­го, обо­зна­ча­ет „пе­ре­ме­ну мыс­лей“. Эти во­про­сы я по­пы­тал­ся по­ста­вить в но­вом ро­ма­не „Авиа­тор“. В со­вет­ское вре­мя я ду­мал: уй­дет со­ци­а­лизм — и мы за­жи­вем. Ком­му­низм ушел, но луч­ше не ста­ло. По­это­му мень­ше все­го я хо­тел бы, что­бы мое вы­ступ­ле­ние бы­ло рас­смот­ре­но как ан­ти­ком­му­ни­сти­че­ское — нет, ви­но­ва­ты не ком­му­ни­сты, ви­но­ва­ты мы. Зна­чит, есть в нас что-то та­кое, что при­тя­ги­ва­ет эти идео­ло­гии, эти страш­ные со­бы­тия, ко­то­рые бы­ли в на­шей ис­то­рии. И па­фос мо­е­го ро­ма­на со­сто­ит в том, что на­до на­чи­нать с се­бя. Есть пер­со­наль­ная от­вет­ствен­ность за все — не бы­ва­ет кол­лек­тив­ной от­вет­ствен­но­сти. Не на­до по­ла­гать, что ты мо­жешь ко­го-то ис­пра­вить — да­же сво­их ближ­них. Ис­прав­ляй се­бя — это­го до­ста­точ­но».



Встреча с писателем Евгением Водолазкиным. Конференц-зал РГБ.


«Су­ще­ству­ет ис­то­рия все­об­щая, а су­ще­ству­ет лич­ная — это ис­то­рия зву­ков, фраз, за­па­хов, и так да­лее. Это, вро­де, не­боль­шие ве­щи, но для на­ше­го серд­ца и для на­шей ду­ши они име­ют бо­лее важ­ное зна­че­ние, чем де­сят­ки ве­ков за­во­е­ва­ний, вза­им­ных пре­тен­зий, пе­ре­во­ро­тов. Для че­ло­ве­ка да­же все­об­щая ис­то­рия яв­ля­ет­ся все­го лишь ча­стью его лич­ной — так осо­зна­ет по­чти каж­дый че­ло­век. И мой ро­ман по­свя­щен то­му, как че­ло­век вы­го­ра­жи­ва­ет свое соб­ствен­ное про­стран­ство. Он ре­ста­ври­ру­ет свое лич­ное со­зна­ние. А лич­ное, пер­со­наль­ное со­зна­ние — это един­ствен­ная на­деж­да на то, что ты не бу­дешь за­хва­чен ни­ка­ки­ми об­ще­ствен­ны­ми дви­же­ни­я­ми, ко­то­рые вро­де бы да­ют ин­дуль­ген­цию на все. Очень важ­но быть лич­но­стью, очень важ­но иметь сфе­ру пер­со­наль­но­го. Это во­все не то, что про­ти­во­сто­ит об­ще­ствен­но­му — это толь­ко то, что не поз­во­ля­ет об­ще­ствен­ным иде­ям по­гло­тить те­бя со всей ис­то­ри­ей тво­ей жиз­ни».

«Я не ве­рю лю­дям, ко­то­рые спа­са­ют че­ло­ве­че­ство — в этом есть что-то не­по­до­ба­ю­щее. Раз­ви­вай свое пер­со­наль­ное со­зна­ние, воз­де­лы­вай свой сад — из от­дель­ных раз­ви­тых лич­но­стей со­здаст­ся об­ще­ство со­всем дру­го­го ка­че­ства».

Немного раньше — в 20:00 — в конференц-зале РГБ состоялась лек­ция ки­но­ве­да и куль­ту­ро­ло­га, про­фес­со­ра ки­но­вед­че­ско­го фа­куль­те­та ВГИКА, ди­рек­то­ра про­грамм Мос­ков­ско­го меж­ду­на­род­но­го ки­но­фе­сти­ва­ля Ки­рил­ла Раз­ло­го­ва «От „Фа­у­ста“ до „Иро­нии судь­бы“ и от „Дра­ку­лы“ до „Кос­ми­че­ской одис­сеи“: мож­но ли жить без ре­мей­ков?».

В те­че­ние всей ис­то­рии ки­не­ма­то­гра­фа пред­ме­том бур­ных дис­кус­сий ста­но­ви­лись экра­ни­за­ции клас­си­че­ских ли­те­ра­тур­ных про­из­ве­де­ний, а в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия и мно­го­чис­лен­ные ре­мей­ки по­пу­ляр­ных в свое вре­мя кар­тин. Ре­ак­ции кри­ти­ков и пуб­ли­ки бы­ли са­мые раз­ные — от об­ви­не­ний в про­фа­на­ции до вос­тор­гов. Ки­рилл Раз­ло­гов рас­сказал, ка­кие транс­фор­ма­ции пе­ре­жи­ва­ют ли­те­ра­тур­ные ше­дев­ры на экра­не и в со­вре­мен­ном циф­ро­вом кон­тек­сте.



Киноквест по биб­лио­те­ке. Это од­но­вре­мен­но ве­се­лое пу­те­ше­ствие по биб­лио­те­ке и про­вер­ка эру­ди­ции.
Все во­про­сы и за­гад­ки кве­ста были свя­за­ны с ис­то­ри­ей оте­че­ствен­но­го ки­не­ма­то­гра­фа.
На фото: во втором читальном зале участников квеста ждала встреча с отцом Федором и Эллочкой-
людоедочкой, персонажами романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев».


В конце киноквеста по биб­лио­те­ке всем участникам дарили старые советские значки.

 

СМИ о «Библионочи» в РГБ

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.