Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки  /  Записать, чтобы не забыть

Записать, чтобы не забыть

Место проведения: Москва, РГБ, Музей книги
Время проведения: 27 октября — 25 ноября 2011 года

 

В НИО редких книг (Музее книги) работает выставка «Записать, чтобы не забыть», которая знакомит с особым пластом издательской продукции. Это альбомы, дневники, месяцесловы, справочники и памятные книжки, адресованные активно пишущим людям. Иначе зачем включать в них дополнительные чистые листы или оставлять на самих страницах с печатным текстом места для записей?

 
 
 

Компактная экспозиция делится на два раздела. В первый входят издания XVIII — начала XX веков из различных коллекций книжного фонда музея. «Старшая» книга в этом ряду — «Придворный месяцеслов на лето от рождества Христова 1783, которое есть простое, содержащее 365 дней» (СПб., 1782). Чувствуется, с какой тщательностью он создавался: на чистых листах указаны месяц и день недели, иллюстрации выполнены в технике резцовой гравюры, изображения знаков Зодиака раскрашены от руки. Уютное лейпцигское издание «Аптека домашняя и дорожная...» (начало XIX века) отличается еще большей продуманностью. И домосед, и путешественник могли воспользоваться грифельным карандашом, закрепленным специальными петлями. На форзаце нижней переплетной крышки имеется бумажный карман для вкладывания отдельных листов.

Большую ценность представляет собой объемная памятная книжка «Изо дня в день» — извлечения из сочинений М. Ю. Лермонтова на каждый день. — СПб.,1886″ (экземпляр из библиотеки императора Николая II). На каждой странице с обозначением числа и месяца фигурируют строки из стихотворений поэта. Книга раскрыта на дневниковой записи от 22 августа греческой королевы Ольги Константиновны, внучки Николая I. Впрочем, лично от себя она ничего не пишет, лишь приводит, очевидно, потрясшее ее четверостишие брата — великого князя Константина Константиновича (К. Р.):

Всех, которых пришел искупить
Ты своею пречистою кровью,
Бескорыстной, великой любовью
Научи меня, Боже, любить!

Этот К. Р. из рода Романовых перевел шекспировского «Гамлета». Иннокентий Смоктуновский, сыгравший принца Датского в знаменитом фильме, считал перевод гениальным. И всегда сожалел, что не на его основе был написан сценарий...

На выставочной витрине привлекает также внимание Album de Madame Olga Kozlow (М., 1883). Это библиографическая редкость — первое печатное издание рукописного альбома жены известного поэта-переводчика Павла Козлова. У супругов был открытый дом, они много путешествовали. Среди авторов, оставивших в альбоме автографы: Апухтин и Майков, Островский и Гончаров, Тургенев и Достоевский.

Второй раздел выставки посвящен записным книжкам конца XIX—XXI вв. У посетителей есть возможность что-то увидеть впервые в жизни. Например, блокнот-подвеску для бала (carnet de bal) в металлической оправе и с выдвигающимся карандашом-гвоздиком. С помощью подобных изобретений барышни и дамы регулировали поток приглашений на танец.

Записные книжки рубежа веков выглядят весьма респектабельно — в переплетах из кожи с рельефными рисунками, золотым тиснением. Демонстрируется и девичий альбом начала прошлого века с многочисленными памятными записями и рисунками друзей ученицы 4-го класса гимназии Веры Левинсон. Наряду с множеством шутливых пожеланий ей адресовались серьезные назидания: «Умей прощать и сострадать, себя суди ты только строго, других ошибки извиняй».

Не менее любопытен «Дневник на 1909 г.» (СПб.: Кирхнер, 1908), принадлежавший гимназисту Кириллу Малинину. В советское время он много лет работал в должности главного бухгалтера Министерства просвещения РСФСР. Дневник подросток вел в 1916 году, когда ему было 13 лет. Он упоминает о семейных обедах, походах в театр, уроках и т. д. Здесь же напечатаны и полезные сведения: скажем, как правильно составить деловое письмо. Стоит добавить, что это блокнот из архива заведующей сектором музейной и выставочной работы НИО редких книг РГБ Марии Золотовой — внучки Кирилла Федоровича.

Оформление выставленных изданий позволяет лишний раз убедиться в том, как резко на сломе эпох происходило изменение эстетических предпочтений. Где яркие цвета, флористические композиции, изысканные линии, всякого рода «украшательство»? Постреволюционная продукция по-спартански лаконична. Вот выпущенная в 1926 году настольная записная книжка-спутник «За работой». Предназначалась для партийных и комсомольских деятелей. Или еще более выразительный образец: песочно-бурого оттенка блокнот «Наши трудности есть трудности роста. Усилим борьбу за пятилетку». Появился на свет в стенах ленинградской переплетно-картонажной фабрики «Светоч».

Достижения сегодняшнего дня иллюстрируют несколько экспонатов. В их числе — китайская записная книжка с воспроизведенными на переплете миниатюрами одного из экземпляров Библии Иоганна Гутенберга.

Выставка, охватывающая два с лишним столетия, касается очень личного аспекта бытия. Ведь в такие книжечки, альбомы, блокноты, как правило, заносилась не сиюминутная информация, а нечто сокровенное, самое важное для автора в данный момент. И в том, как сформирована экспозиция, чувствуется особая деликатность в обращении с подобным материалом.

Фото: Мария Колосова

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.