Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  «Возвращение родника...»: выставка уникальных документов из личных архивов современных русских писателей — Василия Белова, Валентина Распутина, Владимира Крупина, Василия Шукшина

«Возвращение родника...»: выставка уникальных документов из личных архивов современных русских писателей — Василия Белова, Валентина Распутина, Владимира Крупина, Василия Шукшина

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский читальный зал отдела рукописей
Когда: 27 сентября — 27 ок­тяб­ря 2016 года

 

В Ру­мян­цев­ском чи­таль­ном за­ле До­ма Паш­ко­ва про­хо­дит вы­став­ка «Воз­вра­ще­ние род­ни­ка...». От­дел ру­ко­пи­сей Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки пред­став­ля­ет уни­каль­ные до­ку­мен­ты из лич­ных ар­хи­вов со­вре­мен­ных рус­ских пи­са­те­лей — Ва­си­лия Ива­но­ви­ча Бе­ло­ва, Ва­лен­ти­на Гри­горь­е­ви­ча Рас­пу­ти­на, Ва­си­лия Ма­ка­ро­ви­ча Шук­ши­на и Вла­ди­ми­ра Ни­ко­ла­е­ви­ча Кру­пи­на.

 


Книга «Уроки французского», присланная Распутину Саидом Чахкиевым. Фото: Наталья Бабахина / РГБ

 

Вклад пи­са­те­лей, чьё твор­че­ство пред­став­ле­но на вы­став­ке, в со­хра­не­ние ду­хов­ных ос­нов Оте­че­ства труд­но пе­ре­оце­нить. Не уди­ви­тель­но, что пат­ри­арх Ки­рилл, го­во­ря о зна­че­нии пи­са­те­лей этой пле­я­ды, сказал, что их кни­ги, про­по­ве­ду­ю­щие «тра­ди­ци­он­ные мо­раль­ные устои», яв­ля­ют­ся «за­ло­гом бла­го­по­лу­чия» всей стра­ны.

Еле­на Иго­рев­на Со­ко­ло­ва, за­ве­ду­ю­щая сек­то­ром от­де­ла ру­ко­пи­сей, ку­ра­тор вы­став­ки, го­во­рит: «Ос­нов­ные за­да­чи вы­став­ки — на­пом­нить по­се­ти­те­лям РГБ о зна­ме­ни­тых со­вре­мен­ни­ках и рас­ска­зать о том, ка­кую кро­пот­ли­вую ра­бо­ту про­де­ла­ли ар­хи­ви­сты от­де­ла ру­ко­пи­сей за по­след­ние десять лет для по­пол­не­ния фон­дов биб­лио­те­ки». Имен­но в эти го­ды ком­плек­то­ва­лись ма­те­ри­а­лы, ко­то­рые вы мо­же­те уви­деть в экс­по­зи­ции.

Ва­лен­тин Рас­пу­тин (15 мар­та 1937, се­ло Усть-Уда, Во­сточ­но-Си­бир­ская об­ласть — 14 мар­та 2015, Москва) — ма­стер де­ре­вен­ской про­зы, чьи про­из­ве­де­ния во­шли в школь­ную про­грам­му ещё при его жиз­ни и изу­ча­ют­ся на уро­ках ли­те­ра­ту­ры по сей день. «Про­ща­ние с Ма­тё­рой», «Уро­ки фран­цуз­ско­го», «По­жар», «Жи­ви и помни» и мно­гие дру­гие его про­из­ве­де­ния зна­ют все, от ма­ла до ве­ли­ка. В 2010 го­ду Со­юз пи­са­те­лей Рос­сии вы­дви­гал кан­ди­да­ту­ру Рас­пу­ти­на на при­суж­де­ние Но­бе­лев­ской пре­мии по ли­те­ра­ту­ре.

«Че­ты­ре под­пор­ки у че­ло­ве­ка в жиз­ни: дом с се­мьёй, ра­бо­та, лю­ди, с кем вме­сте пра­вишь празд­ни­ки и буд­ни, и зем­ля, на ко­то­рой сто­ит твой дом. И все че­ты­ре — од­на важ­ней дру­гой», — пи­шет Ва­лен­тин Рас­пу­тин в по­ве­сти «По­жар». «По это­му прин­ци­пу, сфор­му­ли­ро­ван­но­му Ва­лен­ти­ном Гри­горь­е­ви­чем, мы и со­би­ра­ли ма­те­ри­а­лы, по­свя­щён­ные ему», — го­во­рит Ма­ри­на Ни­ко­ла­ев­на Вол­ко­ва, глав­ный ар­хи­вист от­де­ла ру­ко­пи­сей. Имен­но Ма­ри­на Ни­ко­ла­ев­на за­ни­ма­ет­ся ком­плек­то­ва­ни­ем фон­да № 914, где с 2004 го­да со­би­ра­ют­ся до­ку­мен­ты и ар­хив­ные ма­те­ри­а­лы Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на. А ведь де­ло это очень не­про­стое! Пи­са­тель счи­тал, что его ру­ко­пи­си и чер­но­ви­ки ни­ко­му не нуж­ны — и уни­что­жал их. По­это­му ру­ко­пись «По­жа­ра» для вы­став­ки бы­ла взя­та из ар­хи­ва Владимира Николаевича Кру­пи­на.

 


Главы повести «Пожар», 1985. Фото: Наталья Бабахина / РГБ

 

Кро­ме неё, вы уви­ди­те ру­ко­пись очер­ка «На Афо­не», ма­те­ри­а­лы о по­се­ще­нии Ва­лен­ти­ном Гри­горь­е­ви­чем мо­на­сты­ря на свя­той го­ре Афон, за­пис­ные книж­ки со ста­ти­сти­че­ски­ми дан­ны­ми о де­рев­нях, кол­хо­зах и па­хот­ных зем­лях, ко­то­рые ушли под во­ду при стро­и­тель­стве Брат­ской ГЭС, фо­то­гра­фии до­ма, где он жил, его се­мьи — ма­мы, же­ны, де­тей... Один из са­мых яр­ких и тра­гич­ных экс­по­на­тов вы­став­ки — кни­га «Уро­ки фран­цуз­ско­го», про­би­тая пу­ля­ми Пер­вой че­чен­ской вой­ны: её вы­нес из об­стре­ли­ва­е­мо­го до­ма и при­слал Ва­лен­ти­ну Гри­горь­е­ви­чу на­род­ный пи­са­тель Че­че­но-Ин­гу­ше­тии Са­ид Чах­ки­ев.

Ав­то­био­гра­фия, соб­ствен­но­руч­но на­пи­сан­ная Ва­си­ли­ем Ива­но­ви­чем Бе­ло­вым (23 ок­тяб­ря 1932, Ти­мо­ни­ха, Во­ло­год­ская об­ласть — 4 де­каб­ря 2012, Во­лог­да) — очень ин­те­рес­ный до­ку­мент. «День мо­е­го рож­де­ния точ­но не из­ве­стен. В кол­хоз­ных кни­гах ука­зан 1933 год». Толь­ко в 1983 го­ду че­рез на­род­ный суд да­та рож­де­ния пи­са­те­ля бы­ла скор­рек­ти­ро­ва­на — 1932 год. «Да­та рож­де­ния то­же не из­вест­на, или за не­де­лю до По­кро­ва, или че­рез не­де­лю по­сле».

Фа­ми­лия от­ца Ва­си­лия Ива­но­ви­ча бы­ла Пет­ров. Но, ко­гда отец при­хо­дил за­пи­сы­вать­ся в цер­ков­но-при­ход­скую шко­лу, его за­пи­са­ли Бе­ло­вым. Так и все де­ти ста­ли Бе­ло­вы­ми. Се­мья бы­ла очень важ­на для Ва­си­лия Бе­ло­ва. В экс­по­зи­ции вы уви­ди­те со­став­лен­ную им ро­до­слов­ную таб­ли­цу се­мьи, охва­ты­ва­ю­щие пе­ри­од с 1927 го­да, ко­гда по­же­ни­лись его отец и мать, до 1999 го­да, с са­мы­ми важ­ны­ми со­бы­ти­я­ми из жиз­ни ро­ди­те­лей, бра­тьев и се­стёр. В вит­ри­нах — порт­ре­ты ро­ди­те­лей, пись­ма от них сы­ну, на обо­ро­те од­но­го из них — един­ствен­ный со­хра­нив­ший­ся от­цов­ский ав­то­граф.

Впер­вые на вы­став­ке «Воз­вра­ще­ние род­ни­ка» де­мон­стри­ру­ют­ся чер­но­вые ав­то­гра­фы кни­ги Ва­си­лия Бе­ло­ва «Лад» и по­ве­сти «Бух­ти­ны во­ло­год­ские» с ри­сун­ка­ми пи­са­те­ля. Фонд № 889 в от­де­ле ру­ко­пи­сей на­чал­ся с фо­то­гра­фии Ва­си­лия Ива­но­ви­ча с его лич­ным ав­то­гра­фом в 2002 го­ду и с тех пор по­сто­ян­но по­пол­нял­ся.

 


Васи­лий Ива­но­ви­ч Бе­ло­в. Лад: Очер­ки о на­род­ной эс­те­ти­ке. 1978—1982. Чер­но­вой ав­то­граф
с не­зна­чи­тель­ны­ми ма­ши­но­пис­ны­ми и пе­чат­ны­ми встав­ка­ми.
Фото: Мария Колосова / РГБ

 

Фонд № 893 Ва­си­лия Ма­ка­ро­ви­ча Шук­ши­на (25 июля 1929, се­ло Срост­ки Бий­ско­го рай­о­на, Бий­ский округ, Ал­тай­ский край — 2 ок­тяб­ря 1974, ста­ни­ца Клет­ская, Вол­го­град­ская об­ласть) в РГБ не­ве­лик. Ос­нов­ные ар­хи­вы хра­нят­ся в се­мье пи­са­те­ля. Но на вы­став­ке в Ру­мян­цев­ском за­ле мож­но уви­деть ин­те­рес­ные и ред­кие экс­по­на­ты. Это фо­то­гра­фии Шук­ши­на — за­ме­ча­тель­но­го пи­са­те­ля, ре­жис­сё­ра, ак­тё­ра — в гри­ме Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча До­сто­ев­ско­го, в ро­ли Его­ра Про­ку­ди­на на съём­ках филь­ма «Ка­ли­на крас­ная», в об­ра­зе Пет­ра Ло­па­хи­на в филь­ме «Они сра­жа­лись за Ро­ди­ну», дар­ствен­ная над­пись на кни­ге «Жи­вёт та­кой па­рень» и др.

Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич Кру­пин (7 сен­тяб­ря 1941, Киль­мезь, Ки­ров­ская об­ласть), чей рас­сказ «Воз­вра­ще­ние род­ни­ка» дал на­зва­ние вы­став­ке, в 2011 го­ду стал пер­вым ла­у­ре­а­том Пат­ри­ар­шей ли­те­ра­тур­ной пре­мии име­ни свя­тых рав­ноап­о­столь­ных Ки­рил­ла и Ме­фо­дия. Это еже­год­ная рос­сий­ская ли­те­ра­тур­ная пре­мия, учре­ждён­ная ре­ше­ни­ем Свя­щен­но­го си­но­да РПЦ по ини­ци­а­ти­ве пат­ри­ар­ха Ки­рил­ла. Пре­мия вру­ча­ет­ся в но­ми­на­ции «За зна­чи­тель­ный вклад в раз­ви­тие рус­ской ли­те­ра­ту­ры».

В экс­по­зи­ции — фо­то­гра­фии и до­ку­мен­ты из фон­да Владимира Николаевича Кру­пи­на (№ 910). Это фо­то­гра­фии, сде­лан­ные во вре­мя вру­че­ния Вла­ди­ми­ру Ни­ко­ла­е­ви­чу ор­де­на Свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Да­ни­и­ла Мос­ков­ско­го пат­ри­ар­хом Алек­си­ем II и в хо­де об­суж­де­ния ре­став­ра­ци­он­ных ра­бот церк­ви Рож­де­ства Бо­го­ро­ди­цы в Москве, ма­те­ри­а­лы о пре­бы­ва­нии на Афо­не (Вла­ди­мир Ни­ко­ла­е­вич был там 14 раз), в том чис­ле пра­ви­ла про­жи­ва­ния в мо­на­сты­ре и про­пуск, раз­ре­ша­ю­щий на­хо­дить­ся на Свя­той го­ре.

 


Василий Шукшин с Васиием Беловым. Белозёрск, 1973. Фото И. Гневашева

 

Вы­став­ка «Воз­вра­ще­ние род­ни­ка» пред­став­ля­ет уни­каль­ную воз­мож­ность уви­деть пе­ре­пис­ку пи­са­те­лей, ав­то­гра­фы Вик­то­ра Пет­ро­ви­ча Аста­фье­ва, Ге­ор­гия Ва­си­лье­ви­ча Сви­ри­до­ва, Алек­сандра Яко­вле­ви­ча Яши­на, ред­кие фо­то­гра­фии Ми­ха­и­ла Алек­сан­дро­ви­ча Шо­ло­хо­ва, Юрия Алек­се­е­ви­ча Га­га­ри­на и мно­гие дру­гие до­ку­мен­ты пе­ре­лом­ной эпо­хи в ис­то­рии Рос­сии.

Вы­став­ка про­длит­ся до 27 ок­тяб­ря 2016 го­да. Ин­те­рес­на она бу­дет са­мо­му ши­ро­ко­му кру­гу по­се­ти­те­лей, чи­та­те­лей, уче­ных, лю­би­те­лей рус­ской сло­вес­но­сти, куль­ту­ры.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.