Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Выставка «История советского кино в киноплакате (1919—1991)»

Выставка «История советского кино в киноплакате (1919—1991)»

 

Где: Москва, Манежная площадь, 1, Центральный Манеж
Когда: 13 мая — 13 июня 2016 года

Фоторепортаж с открытия выставки в Манеже


В Центральном Ма­неже про­хо­дит вы­став­ка, по­свя­щен­ная Го­ду рос­сий­ско­го ки­но: «Ис­то­рия со­вет­ско­го ки­но в ки­но­пла­ка­те (1919—1991)». Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка предо­ста­ви­ла для этой вы­став­ки 91 ки­но­пла­кат.



Киноплакат к фильму «Чапаев» (реж. братья Васильевы, 1934). Художник Анатолий Бельский. 1934. ИЗО РГБ


Од­на из ос­нов­ных функ­ций биб­лио­те­ки — про­све­ти­тель­ская. И со­труд­ни­ки Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки в пол­ной ме­ре ста­ра­ют­ся сде­лать так, что­бы со­кро­ви­ща, хра­ня­щи­е­ся в ар­хи­вах РГБ, уви­де­ли ты­ся­чи лю­дей. Уви­де­ли — и по­лю­би­ли. По­это­му на мно­гих вы­став­ках, про­хо­дя­щих на са­мых ав­то­ри­тет­ных пло­щад­ках Моск­вы, мож­но встре­тить под экс­по­на­та­ми таб­лич­ку: «Предо­став­ле­но Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­кой».

Осо­бен­но мно­го по­доб­ных таб­ли­чек на вы­став­ке «Ис­то­рия со­вет­ско­го ки­но в ки­но­пла­ка­те (1919—1991)», ор­га­ни­зо­ван­ной Го­су­дар­ствен­ным му­зей­но-вы­ста­воч­ным цен­тром «РОСИЗО» и Мос­ков­ским му­зе­ем ди­зай­на при под­держ­ке Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. Эта вы­став­ка про­хо­дит сей­час в Ма­не­же. До 13 июня вы мо­же­те по­се­тить ее, вспом­нить, что дав­но не смот­ре­ли лю­би­мые филь­мы, от­крыть для се­бя что-то но­вое и, ко­неч­но, на­сла­дить­ся ис­кус­ством ки­но­пла­ка­та. Со­труд­ни­ки от­де­ла изо­из­да­ний по­до­бра­ли для экс­по­зи­ции 91 пла­кат из кол­лек­ции Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки. Не­ко­то­рые из них — на­сто­я­щие ше­дев­ры.

Вот они — яр­кие, боль­шие, при­вле­ка­тель­ные, та­кие, что­бы про­хо­жий не­пре­мен­но «за­це­пил­ся гла­за­ми», оста­но­вил­ся и, за­быв про де­ла, по­бе­жал в кас­су по­ку­пать би­лет на бли­жай­ший се­анс.

Сей­час ме­сто пла­ка­тов за­ня­ли трей­ле­ры к филь­мам. Вот пред­ставь­те си­лы, ко­то­рые вкла­ды­ва­ют­ся в ше­сти­де­ся­ти­се­кунд­ный ро­лик, что­бы при­влечь зри­те­ля. И не мень­ше сил вкла­ды­ва­ли ху­дож­ни­ки-пла­ка­ти­сты в свою ра­бо­ту, ведь за­да­ча бы­ла у них та же — при­влечь зри­те­ля. Не­ред­ко слу­ча­лось так, что ки­но­пла­кат был яр­че, ин­те­рес­нее, при­вле­ка­тель­нее са­мо­го филь­ма.



Киноплакат к фильму «Аэлита» (реж. Яков Протазанов, 1924). Художник Израиль Боград. 1929. ИЗО РГБ


На­при­мер, пла­кат к филь­му «Аэли­та» ху­дож­ни­ка Из­ра­и­ля Да­ви­до­ви­ча Бо­гра­да (Крас­ный про­ле­та­рий, [1929]) и сей­час вы­зы­ва­ет удив­ле­ние и ин­те­рес: он аб­со­лют­но со­вре­мен­ный, но при этом аб­со­лют­но со­от­вет­ству­ет ду­ху то­го вре­ме­ни. На вы­став­ке в Ма­не­же он ма­ги­че­ским об­ра­зом кон­цен­три­ру­ет во­круг се­бя са­мое боль­шое ко­ли­че­ство зри­те­лей. И да­же по­се­тив­ший вы­став­ку в день от­кры­тия Вла­ди­мир Рос­тис­ла­во­вич Медин­ский, ми­нистр куль­ту­ры Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции, за­хо­тел иметь фо­то­гра­фию это­го пла­ка­та в сво­ей лич­ной кол­лек­ции и снял его на мо­биль­ный те­ле­фон. А вот фильм «Аэли­та» в про­ка­те про­ва­лил­ся.

Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка предо­ста­ви­ла для этой вы­став­ки и дру­гие пла­ка­ты Из­ра­и­ля Бо­гра­да. Об­ра­ти­те на них вни­ма­ние — каж­дый ин­те­ре­сен по-сво­е­му: «По­то­мок Чин­гис­ха­на» (Меж­ра­б­пом-фильм, [1928]), «Па­пи­рос­ни­ца от „Мос­сель­про­ма“» (Ки­но-Москва, [1925]), «Окра­и­на» (Меж­ра­б­пом-фильм, [1933]). К со­жа­ле­нию, ра­бот Из­ра­и­ля Да­ви­до­ви­ча Бо­гра­да по­сле 1938 го­да мы не уви­дим: он был аре­сто­ван, об­ви­нен в шпи­о­на­же в поль­зу Япо­нии и рас­стре­лян.

Не мень­ше­го вни­ма­ния удо­ста­и­ва­ет­ся и пла­кат к филь­му «Де­вуш­ка с ко­роб­кой» (Межраб­пом-Русь, [1927]). Еще бы! Ав­то­ры его, бра­тья Вла­ди­мир Ав­гу­сто­вич и Ге­ор­гий Ав­гу­сто­вич Стен­бер­ги — ху­дож­ни­ки-гра­фи­ки, кон­струк­ти­ви­сты, ма­сте­ра ки­но­пла­ка­та. Мож­но ска­зать, что они бы­ли ли­де­ра­ми в со­зда­нии кинопла­ка­та, ос­но­во­по­лож­ни­ка­ми рус­ско­го аван­гард­но­го ис­кус­ства в ки­но­пла­ка­те. И то­гда, и сей­час их ра­бо­ты вы­зы­ва­ют спо­ры сре­ди зна­то­ков и лю­би­те­лей — и не­из­мен­ный ин­те­рес и вос­хи­ще­ние. Да­же то­му, кто пер­вый раз уви­дит их ра­бо­ту на вы­став­ке в Ма­не­же и при­смот­рит­ся по­вни­ма­тель­нее, лег­ко бу­дет впо­след­ствии уга­дать ру­ку ма­сте­ров. Да­же не ви­дя под­пи­си «2-Стен­берг-2», как бы­ло при­ня­то не у ху­дож­ни­ков, а у ар­ти­стов цир­ка то­го вре­ме­ни. Яр­кие, при­вле­ка­ю­щие вни­ма­ние, с круп­ным асим­мет­рич­ным ли­цом на пе­ред­нем пла­не, с сот­ней мель­чай­ших де­та­лей, ко­то­рые хо­чет­ся рас­смот­реть, ведь каж­дая из них не слу­чай­на. Ки­но­пла­ка­ты бра­тьев Стен­бергов пе­ре­кли­ка­ют­ся с кар­ти­на­ми их со­вре­мен­ни­ков — Ка­зи­ми­ра Ма­ле­ви­ча и Ва­си­лия Кан­дин­ско­го.



Киноплакат к фильму «Девушка с коробкой» (реж. Борис Барнет, 1927). Художники Владимир и Георгий
Стенберги. 1927.
ИЗО РГБ


Двадцатые го­ды ХХ ве­ка — зо­ло­тое вре­мя со­вет­ско­го ки­но­пла­ка­та. Ве­ра в то, что свет­лое бу­ду­щее вот-вот на­сту­пит, мо­ло­дой эн­ту­зи­азм, твор­че­ство, не ско­ван­ное рам­ка­ми цен­зу­ры, ра­бо­та на «важ­ней­шее из всех ис­кусств» — вот не­пол­ный пе­ре­чень со­став­ля­ю­щих не­ве­ро­ят­но­го успе­ха ки­но­пла­ка­та.

Свет­ла­на Ни­ко­ла­ев­на Ар­та­мо­но­ва, главный библиотекарь, хранитель фонда плакатов РГБ, го­во­рит так: «Пла­ка­ты ни­кто не вос­при­ни­мал как ис­кус­ство. Это бы­ло что-то яр­кое, зре­лищ­ное — и сию­ми­нут­ное. Ни­кто и по­ду­мать не мог, что они бу­дут хра­нить­ся де­ся­ти­ле­ти­я­ми». В са­мом де­ле, хра­ним ли мы сей­час ре­клам­ные объ­яв­ле­ния или ли­стов­ки-при­гла­ше­ния? А пла­ка­ты вы­пол­ня­ли в свое вре­мя роль та­ких же ли­сто­вок и объ­яв­ле­ний, толь­ко при­гла­ша­ли не в бли­жай­ший са­лон или ма­га­зин, а в ки­но­те­атр. Но ес­ли взгля­нуть из дня се­го­дняш­не­го, ста­но­вит­ся по­нят­но, что ки­но­пла­кат — от­дель­ный вид ис­кус­ства, от­ра­жа­ю­щий ды­ха­ние вре­ме­ни, его осо­бен­но­сти, взгля­ды, на­деж­ды и вку­сы.

Сле­ду­ю­щий раз­дел вы­став­ки в Ма­не­же — пла­ка­ты вре­мен Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Од­на-две крас­ки, вме­сто же­ла­ния по­тря­сти зри­те­ля — же­ла­ние все­лить в не­го ве­ру в луч­шее, в по­бе­ду, в жизнь. На пла­ка­тах ни­ка­ких рек кро­ви: ужа­сов хва­та­ет в по­все­днев­но­сти. Толь­ко свет­лые, зна­чи­тель­ные ли­ца. Вот они — улы­ба­ют­ся с ки­но­плак­тов су­ро­вых го­дов: «Серд­ца че­ты­рех» (ху­дож. Иосиф Ге­ра­си­мо­вич, Госкиноиздат, 1941), «Па­рень из на­ше­го го­ро­да» (ху­дож. Николай Хо­мов, Госкиноиздат, 1942) «Не­бо Моск­вы» (Госкиноиздат, 1944), «Жди ме­ня» (ху­дож. Н. Ка­ще­ев, Госкиноиздат, 1943), «В 6 ча­сов ве­че­ра по­сле вой­ны» (ху­дож­. Виктор Ива­нов, 1944)...



Киноплакат к фильму «В 6 часов вечера после войны» (реж. Иван Пырьев, 1944). Художник Виктор Иванов.
1944. ИЗО РГБ


Вто­рой рас­цвет ки­но­пла­ка­та — вре­мя от­те­пе­ли, ше­сти­де­ся­тые го­ды. Да­же ко­гда цен­зу­ра ста­ла жест­ко да­вить на лю­дей ис­кус­ства, пла­кат поз­во­лял ху­дож­ни­ку вы­ра­жать­ся сво­бод­нее, сме­лее. Имен­но то­гда при­хо­дит в глав­ное из­да­тель­ство ки­но­пла­ка­та «Ре­клам­фи­льм» Ва­си­лий Иго­ре­вич Ост­ров­ский (1936—2012). В ар­хи­вах РГБ хра­нят­ся мно­гие из его ра­бот, со­вер­шен­но не­обыч­ные, под­черк­ну­то гра­фич­ные, вы­ра­зи­тель­ные — к филь­мам «Брил­ли­ан­то­вая ру­ка» (1968), «9 дней од­но­го го­да» (1962), «Вол­шеб­ная лам­па Ала­дди­на» (1966) и мно­гие дру­гие. А к 75-ле­тию Ва­си­лия Иго­ре­ви­ча со­труд­ни­ки от­де­ла изо­из­да­ний РГБ устро­и­ли его персональную вы­став­ку — как пла­ка­ти­ста и ху­дож­ни­ка-гра­фи­ка. Про­шла она в Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке все­го за два ме­ся­ца до смер­ти ху­дож­ни­ка...

За­вер­ша­ет­ся экс­по­зи­ция пла­ка­та­ми вре­мен пе­ре­строй­ки — до се­ре­ди­ны 90-х го­дов ХХ ве­ка. Это пла­ка­ты к филь­мам «Иг­ла» (1988) Ви­ле­на Ка­ра­ка­ше­ва, «Чу­че­ло» (1984) Вла­ди­ми­ра Сач­ко­ва, «Уни­жен­ные и оскорб­лен­ные» (1991) Оле­га Ва­си­лье­ва и дру­гие.

Но не ду­май­те, что ис­кус­ство ки­но­пла­ка­та за­кон­чи­лось в де­вя­но­стых! Со­всем не­дав­но, в мар­те это­го го­да, в ро­зо­вом вы­ста­воч­ном за­ле Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки со­сто­я­лась вы­став­ка «Сви­стать всех в ки­но», при­уро­чен­ная к Го­ду ки­но. На вы­став­ке бы­ли пред­став­ле­ны пла­ка­ты с 1990 до 2005 го­да.

Ка­жет­ся, что вре­мя ки­но­пла­ка­та про­шло. Но, мо­жет, этот вид ис­кус­ства еще под­ни­мет­ся из не­бы­тия. И мы уви­дим ра­бо­ты но­вых Стен­бер­гов и Зе­лен­ско­го, Ост­ров­ско­го и Хо­мо­ва. А по­че­му бы и нет?



Киноплакат к фильму «9 дней одного года» (реж. Михаил Ромм, 1962). Художник Василий Островский. 1962.
ИЗО РГБ

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.