Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Выставка «Сокровища музыки неисчерпаемы» к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича

Выставка «Сокровища музыки неисчерпаемы» к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей
Когда: 22 сентября — 25 декабря 2016 года
Вход по чи­та­тель­ским би­ле­там

 

Сек­ция му­зы­каль­ных биб­лио­тек Рос­сий­ской биб­лио­теч­ной ас­со­ци­а­ции и от­дел нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ при­гла­ша­ет на вы­став­ку «Со­кро­ви­ща му­зы­ки не­ис­чер­па­е­мы», по­свя­щён­ную 110-ле­тию со дня рож­де­ния ве­ли­ко­го ком­по­зи­то­ра Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча Шо­ста­ко­ви­ча (1906—1975).

 


Дмитрий Дмитриевич Шостакович

 

А за мною, тай­ной свер­кая
И на­звав­ши се­бя «Седь­мая»,
На не­слы­хан­ный мча­лась пир,
При­тво­рив­шись нот­ной тет­рад­кой,
Зна­ме­ни­тая ле­нин­град­ка
Воз­вра­ща­лась в род­ной эфир.
Анна Ах­ма­то­ва

 

Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Шо­ста­ко­вич (1906—1975) — один из са­мых из­вест­ных и са­мых яр­ких ком­по­зи­то­ров ХХ ве­ка. Он яв­ля­ет­ся ав­то­ром пятнадцати сим­фо­ний, шести кон­цер­тов, опер «Нос», «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да», трёх ба­ле­тов, мно­же­ства про­из­ве­де­ний ка­мер­ной му­зы­ки, му­зы­ки для ки­но­филь­мов и те­ат­раль­ных по­ста­но­вок. По­жа­луй, в на­шей стра­не нет ни од­но­го че­ло­ве­ка, ко­то­рый не слы­шал бы му­зы­ки Шо­ста­ко­ви­ча. И по­это­му вы­став­ка «Со­кро­ви­ща му­зы­ки не­ис­чер­па­е­мы», про­хо­дя­щая в кон­церт­ном за­ле от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей, ин­те­рес­на бу­дет са­мо­му ши­ро­ко­му кру­гу по­се­ти­те­лей — от спе­ци­а­ли­стов и ис­сле­до­ва­те­лей до лю­би­те­лей му­зы­ки и по­клон­ни­ков та­лан­та Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча Шо­ста­ко­ви­ча.

Вы­став­ка по­свя­ще­на 110-ле­тию со дня рож­де­ния ком­по­зи­то­ра. Ал­ла Алек­се­ев­на Се­ме­нюк, за­ве­ду­ю­щая от­де­лом нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки, вы­сту­пая на тор­же­ствен­ном от­кры­тии вы­став­ки, рас­ска­за­ла, что твор­че­ское на­сле­дие Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча на­столь­ко огром­но, что ор­га­ни­за­то­рам бы­ло труд­но вы­брать, на чём оста­но­вить­ся: по­ка­зать толь­ко ка­кой-то от­дель­ный жанр (опе­ры, сим­фо­нии, дет­скую му­зы­ку и т. д.) или толь­ко за­ру­беж­ные из­да­ния со­чи­не­ний ком­по­зи­то­ра? Ведь бла­го­да­ря прак­ти­ке обя­за­тель­но­го эк­зем­пля­ра в фон­дах РГБ есть все из­да­ния про­из­ве­де­ний Шо­ста­ко­ви­ча и огром­ное ко­ли­че­ство по­свя­щён­ных ему и его твор­че­ству ис­сле­до­ва­ний — мо­но­гра­фии, ста­тьи в рос­сий­ских и за­ру­беж­ных сбор­ни­ках, дис­сер­та­ции.
 


Слева направо: заместитель генерального директора РГБ по внешним связям и выставочной
деятельности Наталья Юрьевна Самойленко и заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ
Алла Алексеевна Семенюк. Открытие выставки, посвящённой 110-летию со дня рождения Дмитрия
Шостаковича. Дом Пашкова РГБ, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей. 22.09.2016

 

В ре­зуль­та­те в экс­по­зи­цию во­шли, с од­ной сто­ро­ны, из­да­ния, де­мон­стри­ру­ю­щие, мно­го­жан­ро­вость твор­че­ства Шо­ста­ко­ви­ча, с дру­гой — раз­ные ви­ды до­ку­мен­тов: но­ты, грам­пла­стин­ки и CD-дис­ки, кни­ги и жур­на­лы. Кро­ме то­го, впер­вые вы мо­же­те уви­деть про­грамм­ки кон­цер­тов, опер­ных и ба­лет­ных спек­так­лей Шо­ста­ко­ви­ча, про­хо­див­ших на ве­ду­щих сце­нах и пло­щад­ках Рос­сии, а так­же га­зет­ные вы­рез­ки ста­тей за 1960—2000-е го­ды. Хо­тя, ко­неч­но, на вы­став­ке пред­став­ле­ны да­ле­ко не все ра­ри­те­ты, ко­то­рые есть в фон­дах Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки. Осо­бый ин­те­рес пред­став­ля­ют нот­ные из­да­ния, со­дер­жа­щие ав­то­гра­фы ком­по­зи­то­ра, ад­ре­со­ван­ные из­вест­но­му со­вет­ско­му му­зы­каль­но­му де­я­те­лю и ис­сле­до­ва­те­лю Бо­ри­су Вла­ди­ми­ро­ви­чу Аса­фье­ву и ком­по­зи­то­ру Вис­са­ри­о­ну Яко­вле­ви­чу Ше­ба­ли­ну.

В са­мом де­ле, жизнь и твор­че­ство Дмит­рия Дмит­ри­е­ви­ча Шо­ста­ко­ви­ча сле­до­ва­ли за все­ми из­ги­ба­ми слож­но­го, про­ти­во­ре­чи­во­го, не­спо­кой­но­го ве­ка. Ро­дил­ся Дмит­рий в 1906 го­ду. А уже в девять лет, по­сле по­се­ще­ния пред­став­ле­ния опе­ры Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не», за­явил о сво­ём же­ла­нии се­рьёз­но за­ни­мать­ся му­зы­кой. Пер­вые уро­ки иг­ры на фор­те­пи­а­но да­ва­ла ему мать, Со­фья Ва­си­льев­на, вы­пуск­ни­ца Пе­тер­бург­ской кон­сер­ва­то­рии. Вско­ре юный Шо­ста­ко­вич на­чал обу­че­ние в част­ной му­зы­каль­ной шко­ле из­вест­но­го в то вре­мя фор­те­пи­ан­но­го пе­да­го­га Иг­на­тия Гляс­се­ра. Ле­том 1919 го­да Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча слу­шал Алек­сандр Кон­стан­ти­но­вич Гла­зу­нов, ко­то­рый одоб­ри­тель­но ото­звал­ся о ком­по­зи­тор­ском та­лан­те юно­ши. Осе­нью то­го же го­да Шо­ста­ко­вич по­сту­пил в Пет­ро­град­скую кон­сер­ва­то­рию, а в кон­це 1919-го на­пи­сал своё пер­вое круп­ное ор­кест­ро­вое со­чи­не­ние — Скер­цо fis-moll.

 


Куратор выставки «Сокровища музыки неисчерпаемы» — библиотекарь отдела нотных изданий
и звукозаписей РГБ Людмила Александровна Лейченко

 

Свою первую сим­фо­нию Дмит­рий Шо­ста­ко­вич на­пи­сал в девятнадцать лет — она ста­ла ди­плом­ной ра­бо­той по клас­су ком­по­зи­ции при вы­пус­ке из кон­сер­ва­то­рии. Не­обыч­ный та­лант Шо­ста­ко­ви­ча за­ме­тил зна­ме­ни­тый не­мец­кий ди­ри­жёр Бру­но Валь­тер, га­стро­ли­руя по СССР. Услы­шав Первую сим­фо­нию, Валь­тер по­про­сил Шо­ста­ко­ви­ча при­слать ему пар­ти­ту­ру. За­ру­беж­ная пре­мье­ра сим­фо­нии со­сто­я­лась 22 но­яб­ря 1927 го­да в Бер­ли­не. Вслед за Бру­но Валь­те­ром, сим­фо­нию ис­пол­ня­ли в Гер­ма­нии — От­то Клем­пе­рер, в США — Лео­польд Сто­ков­ский и Ар­ту­ро Тос­ка­ни­ни, сра­зу сде­лав рус­ско­го ком­по­зи­то­ра зна­ме­ни­тым. Пер­вая сим­фо­ния бы­ла по­свя­ще­на дру­гу Шо­ста­ко­ви­ча ком­по­зи­то­ру Ми­ха­и­лу Квад­ри (сту­ден­ту Мос­ков­ской кон­сер­ва­то­рии, ко­то­рый был аре­сто­ван по по­ли­ти­че­ско­му об­ви­не­нию и рас­стре­лян в 1929 году). Это по­свя­ще­ние име­ет­ся в ав­то­гра­фе пар­ти­ту­ры и в пер­вом из­да­нии, в по­сле­ду­ю­щих же из­да­ни­ях сим­фо­нии посвящение от­сут­ству­ет.

Сим­фо­ния № 2 бы­ла вы­пол­не­на по за­ка­зу Му­зы­каль­но­го го­су­дар­ствен­но­го из­да­тель­ства — Муз­ги­за — к десятиле­тию Ок­тябрь­ской ре­во­лю­ции. По ре­ко­мен­да­ции Муз­ги­за Шо­ста­ко­вич вклю­чил в сим­фо­нию с под­за­го­лов­ком «Ок­тяб­рю» со­вер­шен­но не­ожи­дан­ный «ин­стру­мент» — за­вод­ские гуд­ки, а в за­клю­че­ние зву­чат сти­хи Алек­сандра Безы­мен­ско­го.

В Сим­фо­нию № 3 («Пер­во­май­скую») то­же во­шли сти­хи — по­эта Се­мё­на Кир­са­но­ва. Но, по­жа­луй, са­мой из­вест­ной и лю­би­мой ста­ла Седь­мая сим­фо­ния — «Ле­нин­град­ская». На­пи­са­на она бы­ла в 1941 го­ду в Ле­нин­гра­де, пре­мье­ра со­сто­я­лась 5 мар­та 1942 го­да в Куй­бы­ше­ве (ныне Самара), ку­да ком­по­зи­тор был эва­ку­и­ро­ван, а 3 ав­гу­ста 1942 го­да её ис­пол­нил Ор­кестр Ле­нин­град­ско­го ра­дио­ко­ми­те­та, ко­то­рый оста­вал­ся в оса­ждён­ном Ле­нин­гра­де...

Вит­ри­ны вы­став­ки «Со­кро­ви­ща му­зы­ки не­ис­чер­па­е­мы» про­ве­дут вас по всем эта­пам твор­че­ско­го пу­ти Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча. Пер­вая «оста­нов­ка» — вит­ри­на, по­свя­щён­ная всем 15 сим­фо­ни­ям. У каж­дой — своя судь­ба, каж­дая — раз­мыш­ле­ние о ро­ли лич­но­сти в ис­то­рии. Вто­рая «точ­ка» — квар­те­ты, пер­вый из ко­то­рых был со­здан в 1938 го­ду и от­ра­зил пе­ре­жи­ва­ния и со­мне­ния ком­по­зи­то­ра.

 


Выступление студентов Музыкальной академии имени Гнесиных на открытии выставки

 

В тре­тьей вит­ри­не — сце­ни­че­ские про­из­ве­де­ния, две опе­ры, не­до­оце­нен­ные в Рос­сии в своё вре­мя, но имев­шие огром­ный успех за ру­бе­жом. Это «Нос» — са­ти­ри­че­ская опе­ра, на­пи­сан­ная Шо­ста­ко­ви­чем по од­но­имен­ной по­ве­сти Ни­ко­лая Ва­си­лье­ви­ча Го­го­ля в 1927—1928 годах, изоб­ра­зив­шая эпо­ху Ни­ко­лая I. Два­дца­ти­двух­лет­ний ком­по­зи­тор боль­шую часть либ­рет­то на­пи­сал сам, зна­чи­тель­но раз­вив дра­ма­тур­ги­че­ски ряд сцен, лишь обо­зна­чен­ных Го­го­лем. Вто­рая опе­ра — «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» («Ка­те­ри­на Из­май­ло­ва») (1932) по мо­ти­вам по­ве­сти Николая Семёновича Лес­ко­ва с тем же на­зва­ни­ем бы­ла за­пре­ще­на к по­ста­нов­ке во вто­рой по­ло­ви­не 1930-х — 1950-х го­дах, а ком­по­зи­тор был не­щад­но рас­кри­ти­ко­ван — 28 ян­ва­ря 1936 го­да в га­зе­те «Прав­да» вы­шла раз­гром­ная ста­тья «Сум­бур вме­сто му­зы­ки». Кста­ти, 6 ап­ре­ля вы­шла ещё од­на ста­тья в «Прав­де» — «Ба­лет­ная фальшь». В этот раз на­пад­кам под­верг­ся ба­лет Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча «Свет­лый ру­чей». И ес­ли «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» об­ви­ня­лась в слож­но­сти, то «Свет­лый ру­чей» — в лег­ко­вес­но­сти.

Экс­по­зи­ция сле­ду­ю­щей вит­ри­ны по­свя­ще­на ро­ман­сам и ки­но­му­зы­ке. Зна­е­те ме­ло­дию «Ро­ди­на слы­шит», став­шую по­зыв­ным Все­со­юз­но­го ра­дио, а в 1960-е — свое­об­раз­ным гим­ном кос­мо­нав­ти­ки? Её ав­тор — то­же Дмит­рий Дмит­ри­е­вич Шо­ста­ко­вич!

Во­об­ще труд­но пе­ре­чис­лить все экс­по­на­ты этой за­ме­ча­тель­ной вы­став­ки. Про­грамм­ки, га­зет­ные вы­рез­ки, ста­тьи, те­ат­раль­ные афи­ши, пла­стин­ки с за­пи­ся­ми му­зы­ки, из­дан­ное в 1979 го­ду пер­вое пол­ное со­бра­ние со­чи­не­ний Шо­ста­ко­ви­ча в 42 то­мах и но­вое, из­дан­ное к 100-лет­не­му юби­лею ком­по­зи­то­ра, — уже в 150 то­мах... Ин­те­рес к твор­че­ству Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча не про­па­да­ет с го­да­ми, он толь­ко креп­нет. Тем бо­лее что и в XXI ве­ке на­хо­дят­ся нот­ные ли­сты, ис­пи­сан­ные ру­кой Шо­ста­ко­ви­ча, от­кры­ва­ю­щие но­вые воз­мож­но­сти ис­сле­до­ва­ния твор­че­ской лич­но­сти ком­по­зи­то­ра. По сло­вам му­зы­ко­ве­дов, бе­лые пят­на в твор­че­стве Дмит­рия Шо­ста­ко­ви­ча ещё есть. Воз­мож­но, ис­сле­до­ва­те­лей, при­хо­дя­щих в Дом Паш­ко­ва, то­же ждут свои от­кры­тия?

 

 


ФОТОРЕПОРТАЖ

 


Открытие выставки к 110-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича

 


«Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова») — опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича
в 4 действиях, 9 картинах на либретто Д. Д. Шостаковича и А. Г. Прейса по мотивам одноимённой повести
Н. С. Лескова. Премьера состоялась в январе 1934 года в Малом ленинградском оперном театре.
Опера послужила поводом к осуждению композитора руководством коммунистической партии и запрещена
к постановке во второй половине 1930-х — 1950-х годах. В 1962 году поставлена (Москва)
в автоцензурированном виде под названием «Катерина Измайлова».

 


«Катерина Измайлова» — опера Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 действиях, 9 картинах
по мотивам одноимённой повести Н. С. Лескова.

 


Заведующая отделом диссертаций Ирина Львовна Сакирко

 


Дмитрий Шостакович. Пятая симфония : Для большого оркестра: Op. 47. — М. ; Л. : Гос. муз. изд-во, 1939. —
Шифры хранения:
Ас 1/516
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву в знак самых лучших чувств.
Д. Шостакович. 8 IX 1941. Ленинград».

 


Дмитрий Шостакович. Нос : Опера в 3-х актах по Н. В. Гоголю: Соч. 15-е / Либретто Е. Замятина, Г. Ионина,
А. Прейса и Д. Шостаковича. — Л., 1929. — 6, 284 с.
Шифры хранения:
Ас 2/3430
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву от Д. Шостаковича. 4 III 1929.
Ленинград».

 


Дмитрий Шостакович. Шесть романсов : Ор. 62: Для баса в сопровожд. ф.-п. — М. : Музфонд СССР, б. г. — 38 с.
Шифры хранения: Ас 1/510
На титуле — автограф: «Дорогому Борису Владимировичу Асафьеву в знак самых лучших чувств.
Д. Шостакович. 8 III 1943. Москва».

 


Виссарион Шебалин. Вторая симфония : Ор. 11 : 1929 г. — М. : Музгиз, 1934. — 99 с.
Шифры хранения:
МЗ Т-11/1537
На титуле — автограф Дмитрия Шостаковича: «Дорогому Виссариону Яковлевичу Шебалину на память
о встрече в Киеве в знак лучших чувств от автора этой надписи. Д. Шостакович. 31 III 1940. Киев».

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.