Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Выставка «Неумолчный шум в душе». К 160-летию со дня рождения Василия Васильевича Розанова (1856—1919)

Выставка «Неумолчный шум в душе». К 160-летию со дня рождения Василия Васильевича Розанова (1856—1919)

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский чи­таль­ный зал от­де­ла ру­ко­пи­сей
Ко­гда: 3—30 июня 2016 года
Вход по читательским билетам


В Ру­мян­цев­ском за­ле До­ма Паш­ко­ва от­кры­лась пер­вая лет­няя вы­став­ка. И, как все­гда, она бу­дет по­лез­на сра­зу мно­гим: и тем, кто за­ни­ма­ет­ся ис­сле­до­ва­ни­ем фи­ло­соф­ских те­че­ний Рос­сии кон­ца XIX — на­ча­ла XX ве­ка, и тем, кто про­сто ин­те­ре­су­ет­ся ис­то­ри­ей рус­ской мыс­ли. Экс­по­зи­ция при­уро­че­на к 160-ле­тию со дня рож­де­ния фи­ло­со­фа, пи­са­те­ля, пуб­ли­ци­ста Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча Ро­за­но­ва.



Заведующий отделом рукописей РГБ Виктор Фёдорович Молчанов. Открытие выставки «Неумолчный шум
в душе». Дом Пашкова, 03.06.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ


Как ска­зал, от­кры­вая вы­став­ку, Вик­тор Фёдо­ро­вич Мол­ча­нов, за­ве­ду­ю­щий от­де­лом ру­ко­пи­сей Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки, «ко­гда мы го­во­рим о за­га­доч­но­сти рус­ско­го ми­ра, от­ве­ты по­чти на все свои во­про­сы мы мо­жем най­ти в про­из­ве­де­ни­ях Ро­за­но­ва».

Сде­ла­на вы­став­ка с ис­крен­ним ува­же­ни­ем и глу­бо­ким зна­ни­ем те­мы. Вик­тор Фёдо­ро­вич на­звал ее ито­гом со­труд­ни­че­ства хра­ни­те­лей и ис­сле­до­ва­те­лей. И первую экс­кур­сию по вы­став­ке в день ее от­кры­тия про­вел ис­сле­до­ва­тель на­сле­дия Роза­но­ва Алек­сей Ва­си­лье­вич Ло­мо­но­сов.


«О, мое пе­чаль­ное дет­ство...»

Ва­си­лий Ро­за­нов ро­дил­ся в го­ро­де Вет­лу­ге Ко­стром­ской гу­бер­нии 20 ап­ре­ля (2 мая) 1856 го­да в се­мье чи­нов­ни­ка лес­но­го ве­дом­ства Ва­си­лия Фё­до­ро­ви­ча Ро­за­но­ва. Че­рез пять лет отец умер, оста­вив вдо­ву с се­мью детьми. И до то­го очень не­бо­га­тая се­мья, ока­зав­шись на гра­ни ни­ще­ты, пе­ре­би­ра­ет­ся в Ко­стро­му, ко­то­рую фи­ло­соф впо­след­ствии на­зы­вал сво­ей фи­зи­че­ской ро­ди­ной. Но вско­ре мать умер­ла, а Ва­си­лия взял под опе­ку стар­ший брат Ни­ко­лай, ра­бо­тав­ший к то­му вре­ме­ни в гим­на­зии.

В пер­вой вит­ри­не — ре­ко­мен­да­ция, дан­ная Ва­си­лию Ро­за­но­ву для по­ступ­ле­ния в уни­вер­си­тет. Млад­ший брат по­шел по сто­пам стар­ше­го: окон­чил уни­вер­си­тет и стал пре­по­да­ва­те­лем в гим­на­зии. А вот даль­ше Ва­си­лий вы­брал соб­ствен­ный путь.



Алексей Васильевич Ломоносов, научный сотрудник сектора изучения особо ценных фондов в центре РГБ
по исследованию проблем развития библиотек в информационном обществе (ЦИПР РГБ).
Открытие
выставки «Неумолчный шум в душе». Дом Пашкова, 03.06.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ


«Са­мая за­ме­ча­тель­ная из встре­чав­ших­ся мне жен­щин...»

В 19 лет Ва­си­лий впер­вые про­чи­тал «Пре­ступ­ле­ние и на­ка­за­ние». И, по сло­вам Алек­сея Ва­си­лье­ви­ча Ло­мо­но­со­ва, бук­валь­но за­бо­лел Фёдо­ром Ми­хай­ло­ви­чем До­сто­ев­ским, по­нял что это «его» пи­са­тель. На вол­не этой одер­жи­мо­сти он зна­ко­мит­ся с Апол­ли­на­ри­ей Про­ко­фьев­ной Сус­ло­вой, быв­шей лю­бов­ни­цей До­сто­ев­ско­го.

11 но­яб­ря 1880 го­да Ро­за­нов по­лу­чил сви­де­тель­ство: «От рек­то­ра Им­пе­ра­тор­ско­го Мос­ков­ско­го Уни­вер­си­те­та сту­ден­ту 3-го кур­са ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­ги­че­ско­го фа­куль­те­та Ва­си­лию Ро­за­но­ву в том, что к вступ­ле­нию его в за­кон­ный брак со сто­ро­ны уни­вер­си­те­та пре­пят­ствий нет». Же­ни­ху 24 го­да, не­ве­ста на 16 лет стар­ше. Этот брак — тя­же­лый, не­счаст­ли­вый — про­дер­жал­ся семь лет. Но до са­мой смер­ти Апол­ли­на­рия Сус­ло­ва не да­ва­ла Ро­за­но­ву раз­во­да, так что со вто­рой же­ной ему при­шлось вен­чать­ся тай­но, а де­ти от вто­ро­го бра­ка счи­та­лись не­за­кон­но­рож­ден­ны­ми.

В 1886 году в Москве вы­шла его пер­вая кни­га «О по­ни­ма­нии. Опыт ис­сле­до­ва­ния при­ро­ды, гра­ниц и внут­рен­не­го стро­е­ния на­у­ки». Успе­ха она не име­ла.


«Се­мья есть са­мая ари­сто­кра­ти­че­ская фор­ма жиз­ни»

Вто­рая вит­ри­на вы­став­ки по­ка­зы­ва­ет нам Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча — счаст­ли­во­го му­жа и от­ца, гла­ву боль­шо­го се­мей­ства. В 1891 го­ду он встре­тил вдо­ву Вар­ва­ру Дмит­ри­ев­ну Бу­тя­ги­ну. На экс­по­зи­ции вы уви­ди­те пе­ре­пис­ку Бу­тя­ги­ной и Ро­за­но­ва, фо­то­гра­фии пя­те­рых их об­щих де­тей и до­че­ри Вар­ва­ры Дмит­ри­ев­ны от пер­во­го бра­ка. Пер­вый их ре­бе­нок, доч­ка На­день­ка, умер­ла в мла­ден­че­стве.

Еще ра­бо­тая в Елец­кой гим­на­зии, Ро­за­нов на­чи­на­ет со­труд­ни­чать с жур­на­ла­ми «Рус­ское обо­зре­ние», «Рус­ский вест­ник». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на гран­ки трак­та­та «Ме­сто хри­сти­ан­ства в ис­то­рии» (1890) с ав­то­гра­фом Вла­ди­ми­ра Сер­ге­е­ви­ча Со­ло­вьё­ва. В те же го­ды вы­хо­дит эс­се «„Ле­ген­да о ве­ли­ком ин­кви­зи­то­ре“ Ф. М. До­сто­ев­ско­го», ко­то­рое вы­зы­ва­ет ин­те­рес у кри­ти­ков.



Анна Евгеньевна Родионова, старший научный сотрудник отдела рукописей РГБ, зачитывает отрывки
из книги Василия Розанова «Уединенное». Открытие выставки «Неумолчный шум в душе». Дом Пашкова,
03.06.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ


«Служ­ба... так же от­вра­ти­тель­на для ме­ня, как и гим­на­зия»

В 1893 го­ду, устав от пре­по­да­ва­ния и без­де­не­жья, Ро­за­нов с се­мьей пе­ре­би­ра­ет­ся в Пе­тер­бург. Там он по­лу­ча­ет ме­сто мел­ко­го чи­нов­ни­ка, но та­кая служ­ба его тя­го­тит и не да­ет до­стой­ных средств к су­ще­ство­ва­нию. И в 1898 го­ду он ста­но­вит­ся штат­ным со­труд­ни­ком га­зе­ты «Но­вое вре­мя» — ав­то­ри­тет­но­го и по­пу­ляр­но­го из­да­ния, круп­ней­ше­го в Рос­сии. Со­глас­но кон­трак­ту, Ро­за­нов дол­жен был пи­сать пе­ре­до­ви­цы на те­му пе­да­го­ги­ки, об­ра­зо­ва­ния, про­блем на­ци­о­наль­ных окра­ин. Но сверх до­го­во­ра он мог пуб­ли­ко­вать то, что счи­та­ет нуж­ным. Вско­ре Ва­си­лий Ро­за­нов уже счи­та­ет­ся од­ним из са­мых за­мет­ных и ин­те­рес­ных ав­то­ров га­зе­ты.

Сле­ду­ю­щие ве­хи жиз­ни Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча мож­но от­сле­дить по пись­мам, до­ку­мен­там и фо­то­гра­фи­ям на экс­по­зи­ции. Друж­ба и раз­рыв с Дмит­ри­ем Ме­реж­ков­ским и Зи­на­и­дой Гип­пи­ус. «Мир ис­кус­ства». «Ли­те­ра­тур­ный тер­рор». Кри­ти­ка хри­сти­ан­ства и друж­ба со свя­щен­ни­ком Пав­лом Фло­рен­ским. При­вер­жен­ность язы­че­ству, хри­сти­ан­ству, иуда­из­му; ни­ги­лизм — и сно­ва воз­врат к пра­во­сла­вию. За экс­по­на­та­ми из ар­хи­ва Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки мы ви­дим слож­но­го, про­ти­во­ре­чи­во­го че­ло­ве­ка, ищу­ще­го се­бя на про­тя­же­нии всей жиз­ни.


«Со­хра­ни, чи­та­тель, сво­е­го пи­са­те­ля»

В 1917 го­ду се­мья Ро­за­но­ва пе­ре­еха­ла в Сер­ги­ев-По­сад. Вар­ва­ру Дмит­ри­ев­ну в 1910 го­ду хва­тил удар, она не вста­ет. Дров нет, еды нет, де­нег нет. Ва­си­лий Ва­си­лье­вич сно­ва, как в дет­стве, вы­нуж­ден ра­бо­тать на ого­ро­де, что­бы про­кор­мить се­мью. Его кни­га-жур­нал «Апо­ка­лип­сис на­ше­го вре­ме­ни» (1917—1918) вы­хо­дит не­бы­ва­лым для то­го вре­ме­ни ти­ра­жом — 2000 эк­зем­пля­ров, 10 вы­пус­ков. В од­ном из вы­пус­ков Ро­за­нов об­ра­ща­ет­ся к чи­та­те­лям: «Устал. Не мо­гу. 2–3 гор­сти му­ки, 2–3 гор­сти кру­пы, пять кру­то ис­пе­чен­ных яиц мо­жет ча­сто спа­сти день мой... Со­хра­ни, чи­та­тель, сво­е­го пи­са­те­ля...». Страст­ный ку­риль­щик, он хо­дит на вок­зал со­би­рать окур­ки — де­нег на та­бак нет. Но при этом — не ме­нее страст­ный ну­миз­мат! — не мо­жет рас­стать­ся с ве­ли­ко­леп­ной кол­лек­ци­ей мо­нет.

5 фев­ра­ля 1919 го­да Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча Ро­за­но­ва не ста­ло. По­след­ний его ав­то­граф — бла­го­дар­ность од­но­класс­ни­це млад­шей до­че­ри, пе­ре­дав­шей для го­ло­да­ю­ще­го от­ца по­дру­ги свой бу­тер­брод. 

Ва­си­лий Ро­за­нов со­здал уни­каль­ный ли­те­ра­тур­ный жанр «Опав­шие ли­стья», боль­ше все­го по­хо­жий на со­вре­мен­ные бло­ги: за­мет­ки, слу­чай­ные мыс­ли, сию­ми­нут­ные за­пи­си. Ку­ра­тор вы­став­ки Ан­на Ев­ге­ньев­на Ро­ди­о­но­ва, хра­ни­тель фон­дов от­де­ла ру­ко­пи­сей, на от­кры­тии про­ци­ти­ро­ва­ла от­ры­вок из кни­ги «Уеди­нен­ное» (1913) на­пи­сан­ной в сти­ле «опав­ших ли­стьев»:

«Мое „я“ толь­ко в ру­ко­пи­сях, да „я“ и вся­ко­го пи­са­те­ля. Долж­но быть, по этой при­чи­не я пи­таю суе­вер­ный страх рвать пись­ма, тет­ра­ди (да­же дет­ские), ру­ко­пи­си — и ни­че­го не рву». При­дя на вы­став­ку в Ру­мян­цев­ский зал, не спе­ши­те, пе­ре­хо­дя от вит­ри­ны к вит­ри­не — то­гда вы луч­ше смо­же­те по­нять «я» Ва­си­лия Ва­си­лье­ви­ча Ро­за­но­ва — фи­ло­со­фа, пи­са­те­ля, че­ло­ве­ка.

 

 

  1. Ро­за­нов Ва­си­лий Ва­си­лье­вич : ар­хив­ный фонд, 1841—1970. — 897 еди­ниц хра­не­ния
  2. Ле­ген­да о ве­ли­ком ин­кви­зи­то­ре Ф. М. До­сто­ев­ска­го : опыт кри­ти­че­ска­го ком­мен­та­рия В. Ро­за­но­ва. — Санкт-Пе­тер­бург : Ти­по-ли­тогр. и но­то­печ. С. М. Ни­ко­ла­е­ва, 1894
  3. Су­мер­ки про­све­ще­ния : сбор­ник ста­тей по во­про­сам об­ра­зо­ва­ния / В. В. Ро­за­нов. — Санкт-Пе­тер­бург : Изд. П. Пер­цо­ва, 1899
  4. Се­мей­ный во­прос в Рос­сии : Де­ти и ро­ди­те­ли. Му­жья и же­ны. Раз­вод и по­ня­тие не­за­кон­но­рож­ден­но­сти. Хо­ло­стой быт и про­сти­ту­ция. Жен­ский труд. За­кон и ре­ли­гия. / В. В. Ро­за­нов. — Санкт-Пе­тер­бург : Тип. М. Мер­ку­ше­ва, 1903
  5. Ро­за­нов, В. В. Уеди­нён­ное. — Санкт-Пе­тер­бург, 1912
  6. Ро­за­нов, В. В. Опав­шие ли­стья. — Санкт-Пе­тер­бург : [б. и.], 1913—1915 (Тип. т-ва А. С. Су­во­ри­на — «Но­вое вре­мя»). Том 1, том 2.
  7. Апо­ка­лип­сис на­ше­го вре­ме­ни / В. В. Ро­за­нов. — Сер­ги­ев По­сад : Тип. И. Ива­но­ва, 1917—1918

 

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.