Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Выставка «Садово-парковая культура России: история развития»

Выставка «Садово-парковая культура России: история развития»

 

Где: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка, Го­лу­бой вы­ста­воч­ный зал (3-й подъ­езд, 3-й этаж)
Ко­гда: 15—30 ав­гу­ста 2016 го­да
Вход сво­бод­ный
Вре­мя ра­бо­ты: по­не­дель­ник — пят­ни­ца (11:00—17:00); суб­бо­та и вос­кре­се­нье — вы­ход­ной


В Го­лу­бом за­ле Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки про­хо­дит вы­став­ка «Са­до­во-пар­ко­вая куль­ту­ра Рос­сии: ис­то­рия раз­ви­тия». То­ро­пи­тесь уви­деть: про­длит­ся она толь­ко до 30 ав­гу­ста. А по­смот­реть на неё сто­ит — она ста­нет пре­крас­ным про­щаль­ным ак­кор­дом ухо­дя­ще­го ле­та.



Заместитель заведующей отделом организации выставочных работ Татяна Ивановна Новокрещёнова
проводит экскурсию по выставке «Садово-парковая культура России: история развития».
Фото: Мария Колосова / РГБ

 

Ес­ли у те­бя есть сад и биб­лио­те­ка,
то у те­бя есть всё, что те­бе нуж­но.

Марк Тул­лий Ци­це­рон

 

Вы­став­ка «Са­до­во-пар­ко­вая куль­ту­ра Рос­сии: ис­то­рия раз­ви­тия» рас­ска­зы­ва­ет, как ме­ня­лось на Ру­си от­но­ше­ние к са­дам и пар­кам с древ­них вре­мен и до на­ших дней — от ути­ли­тар­но­го к воз­вы­шен­но­му.

На­чи­на­ет­ся экс­по­зи­ция рас­ска­зом о са­дах за сте­на­ми мо­на­сты­рей. Уход за рас­те­ни­я­ми вхо­дил в еже­днев­ное по­слу­ша­ние мо­на­хов, ему уде­лял­ся спе­ци­аль­ный раз­дел в Уста­ве. Мо­на­стыр­ские са­ды ста­ра­лись сде­лать зри­мым во­пло­ще­ни­ем рай­ских кущ. Со­зда­вая вер­то­град на Ва­ла­а­ме, мо­на­хи со­би­ра­ли зем­лю со все­го ост­ро­ва, а часть её бы­ла при­ве­зе­на с ма­те­ри­ка — кам­ни и ска­лы ост­ро­ва со­всем не на­по­ми­на­ли рай­ские чер­то­ги. Вы­са­жи­ва­ли де­ре­вья и ку­стар­ни­ки, со­бран­ные со все­го ми­ра. За­бот­ли­во уха­жи­ва­ли, воз­де­лы­ва­ли, бе­рег­ли. Древ­ние са­ды мо­на­сты­рей рус­ско­го се­ве­ра со­еди­ня­ли в се­бе кра­со­ту и функ­ци­о­наль­ность: здесь вы­ра­щи­ва­лись ово­щи, фрук­ты, це­леб­ные тра­вы. На вы­став­ке пред­став­ле­ны книж­ные из­да­ния, по­свя­щён­ные оби­те­лям Ва­ла­а­ма, Со­лов­ков, Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лав­ры, Толг­ско­му Свя­то-Вве­ден­ско­му мо­на­сты­рю, Дон­ско­му мо­на­сты­рю и дру­гим.

Сле­ду­ю­щий раз­дел вы­став­ки по­свя­щён са­дам при те­ре­мах до­пет­ров­ской эпо­хи. Они име­ли, ско­рее, ути­ли­тар­ный ха­рак­тер — пло­до­вые де­ре­вья, пло­до­но­ся­щие ку­стар­ни­ки, гряд­ки ово­щей и трав. Но про­гул­ки по са­ду бы­ли од­ним из не­мно­гих раз­вле­че­ний жив­ших в те­ре­мах ца­риц, ца­ре­вен, бо­ярынь, прак­ти­че­ски за­то­чён­ных в че­ты­рёх сте­нах, по­это­му кра­со­те и пла­ни­ро­ва­нию ланд­шаф­та уде­ля­лось не­ма­ло вни­ма­ния. Та­кие са­ды при те­ре­мах на­зы­ва­лись крас­ны­ми (кра­си­вы­ми). В мос­ков­ском Крем­ле их бы­ло не­сколь­ко. Осо­бен­но из­вест­ны Верх­ний и Ниж­ний (1681) крас­ные на­бе­реж­ные са­ды. Стро­е­ния укра­ша­ли вер­хо­вы­ми (ви­ся­чи­ми) са­да­ми. Особ­ня­ком сто­я­ли ап­те­кар­ские ого­ро­ды, где вы­ра­щи­ва­ли ле­кар­ствен­ные рас­те­ния, и уве­се­ли­тель­ные са­ды — они устра­и­ва­лись в за­го­род­ных усадь­бах, где мож­но бы­ло устро­ить со­ко­ли­ную охо­ту или уве­се­ле­ние — «Ко­ло­мен­ское», «Из­май­ло­во», «Ца­ри­цы­но» и др.



Петергоф зимой // А. Регель. Изящное садоводство и художественные сады. — 1896.

 

На вит­ри­не, по­свя­щён­ной до­пет­ров­ским вре­ме­нам, вы уви­ди­те фун­да­мен­таль­ный труд вы­да­ю­ще­го­ся ис­то­ри­ка и ар­хео­ло­га Ива­на Его­ро­ви­ча За­бе­ли­на (1820—1908) «До­маш­ний быт рус­ских ца­рей и ца­риц».

Пет­ров­ская эпо­ха при­ве­ла в Рос­сию са­ды, устро­ен­ные на ев­ро­пей­ский ма­нер. Ши­пов­ник сме­ня­ет­ся ро­за­ми, цве­точ­ные клум­бы вы­тес­ня­ют гряд­ки с ово­ща­ми. По­яв­ля­ют­ся пар­ки, не име­ю­щие ни­ка­ко­го ути­ли­тар­но­го зна­че­ния — это толь­ко ра­ду­ю­щее глаз ме­сто для про­гу­лок. В Ев­ро­пе пар­ки де­ли­лись на пей­заж­ные и ре­гу­ляр­ные. Ре­гу­ляр­ный (фран­цуз­ский) парк — име­ю­щий гео­мет­ри­че­ски пра­виль­ную пла­ни­ров­ку, с пря­мы­ми ал­ле­я­ми, цвет­ни­ка­ми пра­виль­ной фор­мы, фи­гур­но под­стри­жен­ны­ми де­ре­вья­ми и ку­стар­ни­ка­ми. Об­раз­цы ре­гу­ляр­но­го пар­ка в Рос­сии — Лет­ний сад, усадь­ба «Кус­ко­во», Пе­тер­гоф.

Пей­заж­ный (ан­глий­ский, ир­ре­гу­ляр­ный) парк — тот, что сле­ду­ет за уже су­ще­ству­ю­щим ланд­шаф­том, рас­став­ляя ак­цен­ты, не пе­ре­де­лы­вая то, что со­зда­ла при­ро­да. Та­кие пар­ки — Га­тич­на, «Ца­ри­цы­но», «Кус­ко­во».

Впро­чем, нель­зя ска­зать, что это чи­стые об­раз­цы тра­ди­ци­он­но­го пар­ко­во­го ис­кус­ства. Пар­ки в Рос­сии са­мо­быт­ные, пред­став­ля­ют, ско­рее, сме­ше­ние обо­их сти­лей с из­ряд­ной до­лей са­мо­быт­но­сти.

Рус­ское на­прав­ле­ние в са­до­во-пар­ко­вой куль­ту­ре проч­но свя­за­но с име­нем пер­во­го рос­сий­ско­го учё­но­го-аг­ро­но­ма, бо­та­ни­ка и ле­со­во­да Ан­дрея Ти­мо­фе­е­ви­ча Бо­ло­то­ва (1738—1833). Ан­дрей Ти­мо­фе­е­вич пи­сал так: «Не бы­ло б ни­ма­ло по­стыд­но для нас то, ко­гда бы бы­ли у нас са­ды не Ан­глин­ские, не Фран­цуз­ские, а на­ши соб­ствен­ные и изоб­ра­жен­ные са­ми­ми на­ми и ко­гда б мы на­зы­вать их ста­ли Рос­сий­ски­ми». Обя­за­тель­но уде­ли­те вни­ма­ние ак­ва­ре­лям, пред­став­ля­ю­щим ра­бо­ту Ан­дрея Ти­мо­фе­е­ви­ча, — зна­ме­ни­той усадь­бе Боб­рин­ских в Бо­го­ро­диц­ке.

 


Вилла Джусти (близ Вероны) // А. Регель. Изящное садоводство и художественные сады. — 1896.

 

Са­ды и пар­ки вдох­нов­ля­ли ар­хи­тек­то­ров на со­зда­ние уди­ви­тель­ных по­стро­ек и укра­ше­ний — бе­се­док, фон­та­нов, гро­тов, фо­на­рей. Про­ек­ты «Рус­ско­го Лео­нар­до» Ни­ко­лая Алек­сан­дро­ви­ча Льво­ва (1753—1803) и дру­гих ма­сте­ров вы смо­же­те уви­деть в од­ном из раз­де­лов экс­по­зи­ции.

Глав­ное бо­гат­ство Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки — это, ко­неч­но, кни­ги. Вы уви­ди­те на­сто­я­щие биб­лио­гра­фи­че­ские цен­но­сти: из­дан­ные в 1860 го­ду «Пись­ма об устрой­стве воз­душ­ных, ланд­шафт­ных са­дов, пар­ков, са­ди­ков, кра­си­вых ого­ро­дов и пр.» Алек­сандра Ра­фа­и­ло­ви­ча Оста­фье­ва, ис­то­ри­ко-ди­дак­ти­че­ский очерк Ар­ноль­да Эду­ар­до­ви­ча Ре­ге­ля «Изящ­ное са­до­вод­ство и ху­до­же­ствен­ные са­ды» (1896), «Са­ды и пар­ки» Вла­ди­ми­ра Яко­вле­ви­ча Кур­ба­то­ва (1916) и мно­гие дру­гие. На экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны ма­те­ри­а­лы от пер­вой тре­ти XIX ве­ка до пер­во­го де­ся­ти­ле­тия ве­ка XXI.

Боль­шое вни­ма­ние со­зда­те­ли вы­став­ки — её ку­ра­тор, за­ме­сти­тель за­ве­ду­ю­ще­го от­де­лом ор­га­ни­за­ции вы­ста­воч­ных ра­бот Та­тья­на Ива­нов­на Но­во­кре­щёно­ва и глав­ный спе­ци­а­лист от­де­ла ор­га­ни­за­ции вы­ста­воч­ных ра­бот Свет­ла­на Вик­то­ров­на За­вад­ская — уде­ли­ли рос­сий­ским усадь­бам и их со­сто­я­нию на се­го­дняш­ний день. На­гляд­ный при­мер воз­рож­де­ния са­до­во-пар­ко­вой куль­ту­ры — «Ца­ри­цы­но», «Кузь­мин­ки», «Ар­хан­гель­ское», «Ко­ло­мен­ское». Усадь­бы вос­ста­нов­ле­ны, воз­вра­ще­ны к жиз­ни и го­то­вы на­гляд­но зна­ко­мить по­се­ти­те­лей с ис­то­ри­ей рус­ско­го са­до­во-пар­ко­вой куль­ту­ры.

По­се­тить вы­став­ку вы мо­же­те с по­не­дель­ни­ка по пят­ни­цу, с 11 до 17 ча­сов. Вход сво­бод­ный, чи­та­тель­ский би­лет не ну­жен.

 


С. Н. Вильчковский. Царское Село. — Т-во Р. Голике и А. Вильборга, 1911.




Иоганн Непомук Раух. Виды села Влахернскаго [Кузьминки. — Прим. ред.], принадлежащаго князю
Сергею Михайловичу Голицыну = [Vues de Blacherne domaine de mr. le prince Serge Galitzin]. — [Paris] :
Auguste Bry, [18—?]



Портфель садовый для садовников, цветоводцев и огородников : Соврем. открытия и изобретения
по части садоводства, цветоводства и огородничества, и новейшие способы прививания дерев
и устройства парников : Соч., примен. к климату России и сост. по собств. и иностр. писателей опытам.
Ч. 1—2. — Москва : тип. Т. Т. Волкова и К°, 1853.


Всемирная иллюстрация. Т. 41, № 17. — СПб., 1884.


Слева: Описание Валаамского монастыря : С прил. изображения Сергия и Германа валаам. чудотворцев
и 11 рис. — Санкт-Петербург : изд. иждивением Валаам. монастыря, 1890.

Справа: Всемирная иллюстрация. Т. 37, № 23. — СПб., 1887.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.