Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Поэт, журналист, фотограф: 125 лет со дня рождения Ильи Эренбурга

Поэт, журналист, фотограф: 125 лет со дня рождения Ильи Эренбурга

 

Где: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, корп. 1, Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка, Дом Паш­ко­ва, чи­таль­ный зал на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей
Ко­гда: 12—31 мая 2016 го­да

Фоторепортаж с открытия выставки (Flickr)


Имя Ильи Эрен­бур­га, из­вест­ное каж­до­му в на­шей стра­не в трид­ца­тые, пя­ти­де­ся­тые, вось­ми­де­ся­тые го­ды два­дца­то­го ве­ка, по­кры­ва­ет­ся па­ти­ной за­бве­ния, сти­ра­ет­ся с «ин­фор­ма­ци­он­ных экра­нов» па­мя­ти. Вы­став­ка из фон­дов на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки «По­эт, жур­на­лист, фо­то­граф: 125 лет со дня рож­де­ния Ильи Эрен­бур­га», про­хо­дя­щая в Ру­мян­цев­ском за­ле До­ма Паш­ко­ва, — не толь­ко дань ува­же­ния боль­шо­му пи­са­те­лю, пуб­ли­ци­сту, по­эту и об­ще­ствен­но­му де­я­те­лю, но и воз­мож­ность на­пом­нить имя Ильи Гри­горь­е­ви­ча Эрен­бур­га по­се­ти­те­лям и со­труд­ни­кам биб­лио­те­ки.



Илья Григорьевич Эренбург (1891—1967). 1941


От­кры­ва­ет вы­став­ку вит­ри­на с порт­ре­том Ильи Эрен­бур­га, сде­лан­ным ша­ри­ко­вой руч­кой. И из та­ких же ко­рот­ких «штри­хов» — пи­сем, книг, фо­то­гра­фий, шар­жей, га­зет­ных и жур­наль­ных вы­ре­зок — скла­ды­ва­ет­ся цель­ный об­раз, слож­ный, как ла­би­ринт: ты не мо­жешь пред­ска­зать, что ждет за по­во­ро­том, о ка­ких гра­нях лич­но­сти Эрен­бур­га мы узна­ем даль­ше.

Илья Гри­горь­е­вич Эрен­бург ро­дил­ся в 1891 году в Ки­е­ве в за­жи­точ­ной ев­рей­ской се­мье. Его отец Герш Гер­шо­но­вич (Гри­го­рий Гри­горь­е­вич) Эрен­бург был ин­же­не­ром и куп­цом 2-й гиль­дии; мать — Ха­на Бер­ков­на (Ан­на Бо­ри­сов­на) Эрен­бург — до­мо­хо­зяй­кой. В 1895 го­ду се­мья пе­ре­еха­ла в Моск­ву, где отец по­лу­чил ме­сто ди­рек­то­ра Ха­мов­ни­че­ско­го пи­во-ме­до­ва­рен­но­го за­во­да. В 1901 го­ду де­ся­ти­лет­ний Илья по­сту­пил в Первую мос­ков­скую гим­на­зию. А вот за­кон­чить ее ему не уда­лось — в ше­стом клас­се он был от­чис­лен из гим­на­зии. За что? Вы­яс­нить это мож­но, ес­ли вни­ма­тель­но по­смот­реть на экс­по­зи­цию в Ру­мян­цев­ском за­ле.

Не­ко­то­рые экс­по­на­ты вы­став­ки вы­зы­ва­ют не про­сто ин­те­рес, а ис­сле­до­ва­тель­ский азарт. Хо­чет­ся тут же, не от­хо­дя да­ле­ко от стек­лян­ных вит­рин с пись­ма­ми и га­зет­ны­ми вы­рез­ка­ми, ныр­нуть в спра­воч­ни­ки и эн­цик­ло­пе­дии. Вот фо­то­гра­фия с ком­мен­та­ри­ем: «Из тю­рем­ных ар­хи­вов». Да­та — 1907 год. Не­слож­ный под­счет по­ка­зы­ва­ет, что Илье Эрен­бур­гу бы­ло то­гда толь­ко 16 лет. Как юно­ша, по­чти ре­бе­нок, мог очу­тить­ся под след­стви­ем? Ока­зы­ва­ет­ся, он со сво­им со­уче­ни­ком по гим­на­зии Ни­ко­ла­ем Бу­ха­ри­ным (зна­ко­мая фа­ми­лия, прав­да?) к то­му вре­ме­ни уже был од­ним из ак­ти­ви­стов боль­ше­вист­ско­го под­по­лья, ор­га­ни­зо­вы­вал ра­бо­чие бес­по­ряд­ки, рас­про­стра­нял ли­стов­ки, за что его и аре­сто­вы­ва­ют как «рай­он­но­го аги­та­то­ра» в ян­ва­ре 1908 го­да. Че­рез пять ме­ся­цев Эрен­бур­га вы­пус­ка­ют под за­лог, и он, скры­ва­ясь от су­да, уез­жа­ет в Па­риж.


Слева направо: Антон Владимирович Лихоманов — заведующий сектором фондов Российской национальной
библиотеки (Санкт-Петербург); Виктор Фёдорович Молчанов — заведующий научно-исследовательским
отделом рукописей РГБ; 
Мария Евгеньевна Ермакова — начальник управления специализированных
отделов РГБ. Открытие выставки. Дом Пашкова. 12.05.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ. Фоторепортаж


Па­риж за­ста­вил мо­ло­до­го че­ло­ве­ка на ка­кое-то вре­мя за­быть о по­ли­ти­ке. Он ста­но­вит­ся за­все­гда­та­ем ле­ген­дар­но­го ка­фе «Ро­тон­да» на Мон­пар­на­се, где со­би­ра­ют­ся по­эты, пи­са­те­ли и ху­дож­ни­ки. Влю­бив­шись, Илья Эрен­бург на­чи­на­ет пи­сать сти­хи. Экс­по­зи­ция по­ка­зы­ва­ет эту часть жиз­ни Эрен­бур­га, жизнь по­эта, ил­лю­стри­руя ее пе­ре­пиской с Ва­ле­ри­ем Брю­со­вым и Вя­че­сла­вом Ива­но­вым. В 1910—1913 го­дах вы­хо­дят один за дру­гим сбор­ни­ки его сти­хов, быст­ро став­шие по­пу­ляр­ны­ми. И до двадцатых го­дов ХХ ве­ка Эрен­бург из­ве­стен имен­но как по­эт.

В 1921—1924 го­дах Эрен­бург жи­вет в Бер­ли­не. На вы­став­ке взгляд оста­нав­ли­ва­ет­ся на ру­ко­пис­ной кни­ге «За­ячья ёл­ка» — чу­дес­ной, дет­ской, с ил­лю­стра­ци­я­ми ав­то­ра (по­жа­луй, это да­же не ил­лю­стра­ции — кар­тин­ки). И то­го же вре­ме­ни — фи­ло­соф­ско-са­ти­ри­че­ский ро­ман «Не­обы­чай­ные по­хож­де­ния Ху­лио Хуре­ни­то и его уче­ни­ков: мо­сье Дэ­ле, Кар­ла Шмид­та, ми­сте­ра Ку­ля, Алек­сея Ти­ши­на, Эр­ко­ле Бам­бу­чи, Ильи Эрен­бур­га и не­гра Ай­ши, в дни Ми­ра, вой­ны и ре­во­лю­ции, в Па­ри­же, в Мек­си­ке, в Ри­ме, в Се­не­га­ле, в Ки­неш­ме, в Москве и в дру­гих ме­стах, а так­же раз­лич­ные суж­де­ния учи­те­ля о труб­ках, о смер­ти, о люб­ви, о сво­бо­де, об иг­ре в шах­ма­ты, о ев­рей­ском пле­ме­ни, о кон­струк­ции и о мно­гом ином». А ря­дом — «А все-та­ки она вер­тит­ся», кни­га о кон­струк­ти­виз­ме, с ил­лю­стра­ци­я­ми чи­лий­ско­го по­эта Па­б­ло Не­ру­ды.

Кста­ти, имен­но Илья Эрен­бург встре­тил с по­ез­да и устро­ил в Бер­ли­не в 1922 го­ду Ма­ри­ну Цве­та­е­ву с доч­кой Алей. В своих вос­по­ми­на­ни­ях Цве­та­е­ва пи­шет: «Бер­лин. „Pragerdiele“ на Pragerplatz. Сто­лик Эрен­бур­га, об­рас­та­ю­щий зна­ко­мы­ми и не­зна­ко­мы­ми. Ожив­ле­ние из­да­те­лей, окры­ле­ние пи­са­те­лей».

Тридцатые го­ды — сно­ва Па­риж. Но мы ви­дим уже не по­эта, а жур­на­ли­ста, пуб­ли­ци­ста: Илья Эрен­бург на­зна­чен по­сто­ян­ным за­ру­беж­ным кор­ре­спон­ден­том га­зе­ты «Из­ве­стия». Под од­ним стек­лом аль­бом 1933 го­да «Мой Па­риж» — и ро­ман «Па­де­ние Па­ри­жа», на­пи­сан­ный в 1940 го­ду. Тут же двух­том­ник пуб­ли­ци­сти­ки и фо­то­гра­фий «Ис­па­ния», из­дан­ный в 1937 го­ду: во вре­мя граж­дан­ской вой­ны в Ис­па­нии Эрен­бург был там, и да­же од­на из тан­ко­вых бри­гад но­си­ла имя Ильи Эрен­бур­га.



Слева направо: Наталья Юрьевна Самойленко
заместитель генерального директора РГБ по внешним
связям и выставочной деятельности,
Анна Евгеньевна Родионовастарший научный сотрудник отдела
рукописей РГБ.
Открытие выставки. Дом Пашкова. 12.05.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ.
Фоторепортаж


По-на­сто­я­ще­му из­вест­ным Эрен­бург стал во вре­мя Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны. Его ста­тьи и очер­ки пуб­ли­ко­ва­ли га­зе­ты «Крас­ная звез­да», «Прав­да», «Из­ве­стия», «Труд», ис­поль­зо­ва­ло Со­в­ин­форм­бю­ро, пе­ре­пе­ча­ты­ва­ли фрон­то­вые лист­ки. Ку­ра­тор вы­став­ки Оль­га Лео­ни­дов­на Со­ло­ми­на, глав­ный хра­ни­тель фон­дов на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ, рас­ска­зы­ва­ет, что в пар­ти­зан­ских от­ря­дах су­ще­ство­вал не­пи­сан­ный за­кон: на са­мо­крут­ки упо­треб­лять все га­зе­ты, кро­ме ста­тей Ильи Эрен­бур­га. Очер­ки тех лет во­шли в трех­том­ник «Вой­на» (один из то­мов вы то­же мо­же­те уви­деть в Ру­мян­цев­ском за­ле).

На от­кры­тии вы­став­ки На­та­лья Юрьев­на Са­мой­лен­ко, за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки по внеш­ним свя­зям и вы­ста­воч­ной де­я­тель­но­сти, ска­за­ла: «Это че­ло­век, ме­му­а­ра­ми ко­то­ро­го мы за­чи­ты­ва­лись». До­ку­мен­таль­ный цикл Ильи Эрен­бур­га «Лю­ди, го­ды, жизнь» был на­столь­ной кни­гой в ты­ся­чах чи­та­ю­щих се­мей Со­вет­ско­го Со­ю­за. Те, кто пом­нит, как эти за­мет­ки о пу­те­ше­стви­ях, вос­по­ми­на­ния о встре­чах с из­вест­ны­ми со­вре­мен­ни­ка­ми, раз­мыш­ле­ния о вре­ме­ни и о се­бе толь­ко на­ча­ли пуб­ли­ко­вать­ся в 1960 го­ду, го­во­рят, что это бы­ло — как гло­ток све­же­го воз­ду­ха. Кста­ти, зна­е­те ли вы, что на­зва­ние де­ся­ти­ле­тия по­сле смер­ти Ста­ли­на — от­те­пель — по од­но­имен­ной по­ве­сти Ильи Эрен­бур­га, вы­шед­шей в 1954 го­ду? И фра­за «Уви­деть Па­риж и уме­реть» при­над­ле­жит его же пе­ру («Мой Па­риж», 1933).

Люб­ви Ильи Гри­горь­е­ви­ча Эрен­бур­га к Па­ри­жу мы обя­за­ны по­яв­ле­ни­ем об­ще­ства «СССР — Фран­ция» в 1958 го­ду. Об этом рас­ска­зал на от­кры­тии вы­став­ки Вольф Ни­ко­ла­е­вич Се­дых, фран­ко­вед, пи­са­тель, об­ще­ствен­ный де­я­тель. 

«За­бве­ние — за­кон жиз­ни, это ре­пе­ти­ция смер­ти», — пи­сал Илья Гри­горь­е­вич Эрен­бург. Вы­став­ка, ор­га­ни­зо­ван­ная от­де­лом ру­ко­пи­сей в Ру­мян­цев­ском за­ле, не да­ет име­ни Ильи Эрен­бур­га уй­ти из па­мя­ти. Ре­пе­ти­ция смер­ти от­ме­ня­ет­ся.



Вольф Николаевич Седых — общественный деятель, журналист, писатель, франковед.
Открытие выставки. Дом Пашкова. 12.05.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ. Фоторепортаж



Ольга Леонидовна Соломина — главный хранитель фондов научно-исследовательского отдела рукописей
Российской государственной библиотеки, куратор выставки.
Открытие выставки. Дом Пашкова.
12.05.2016. Фото: Мария Колосова / РГБ.
Фоторепортаж



 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.