|
Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, Румянцевский зал отдела рукописей
Когда: 11—31 мая 2016 года, 12 мая (15:00) — торжественное открытие выставки
В Российской государственной библиотеке (РГБ) открывается выставка к 125-летию со дня рождения Ильи Григорьевича Эренбурга (1891—1967) — выдающегося писателя и общественного деятеля. Эренбург прожил удивительную жизнь, став участником ключевых событий истории ХХ века и отразив их через свой многогранный талант. На выставке документов из фондов отдела рукописей РГБ Илья Эренбург — поэт, переводчик, антифашист и фотограф.
Илья Эренбург хорошо известен как выдающийся публицист Великой Отечественной войны, статьи которого высоко ценили не только простые солдаты, но и профессиональные авторы. «Всех нас воспитала сила твоих обличений», — писал ему чилийский поэт Пабло Неруда, а английский писатель Джон Бойнтон Пристли называл его «лучшим из русских военных публицистов».
За 1941—1945 годы в газетах было опубликовано около трех тысяч его статей. Все они вошли в трехтомную книгу публицистики «Война» (1942—1944). Первое издание книги (ОГИЗ: Москва, 1942) можно увидеть на выставке — она принадлежала одному из многочисленных корреспондентов Эренбурга, артиллеристу Александру Фёдоровичу Морозову. Эту книгу со своей дарственной надписью Илья Эренбург отправил ему на фронт вместе с одним из своих писем, которые также представлены на выставке. Илья Эренбург очень ценил переписку с фронтовиками, будучи убежденным, что настоящие книги о войне должны написать именно они.
Гораздо меньше известно широкому кругу читателей творчество Ильи Эренбурга до войны. Он начал публиковаться в 1910 году в Париже, куда эмигрировал после ареста за участие в большевистском кружке. Здесь было напечатано его первое стихотворение, а затем вышли сборники стихов — как во Франции, так и в России: «Я живу» (1911), «Одуванчики» (1912), «Стихи о канунах» (1916). В этот период Илья Эренбург активно переписывался с редактором и критиком журнала «Русская мысль» поэтом Валерием Брюсовым и посылал ему свои стихи. Первые книги Эренбурга с дарственными надписями Брюсову, а также автографы его ранних стихотворений можно увидеть на выставке в РГБ.
«Знаю почти все европейские страны, был в США», — пишет Эренбург в своей машинописной автобиографии в 1946 году, которую также можно увидеть на выставке. За этим коротким предложением — целые годы странствий по всем странам Европы. Эрнест Хемингуэй, Диего Ривера, Луи Арагон, Эльза Триоле, Пабло Пикассо, Марк Шагал, Владимир Маяковский, Алиса Коонен, Сергей Эйзенштейн — все они стали кругом общения Ильи Эренбурга.
Известно, что свой довоенный архив Эренбург сжег в 1940 году в Париже при наступлении нацистов. Поэтому письма, адресованные ему до 1941 года, могли уцелеть лишь у тех немногочисленных авторов, которые сохраняли у себя копии собственных текстов. В те времена мало кто заботился об этом. Тем не менее в нескольких фондах отдела рукописей РГБ такие документы есть, в частности в архиве директора Государственного литературного музея Владимира Дмитриевича Бонч-Бруевича. В нескольких письмах он просит Эренбурга содействовать пополнению коллекций музея — переслать из Парижа молитвенник с дарственной надписью Евгения Баратынского Просперу Мериме, а также подарить музею свой личный архив: «Не откладывайте этого дела, нужного и полезного для истории».
Илья Эренбург — переводчик раскрывается в автографе «Шести песен крестовых походов», который он в 1916 году отправляет Валерию Брюсову в «Русскую мысль». «Перевод хорош. Думаю, что можно принять весь цикл полностью», — гласит рукописная резолюция. В 1914 году Эренбург выпускает книгу переводов «Поэты Франции 1870—1913» и оставляет на форзаце дарственную надпись Брюсову. Он продолжает посылать ему свои книги стихов с автографами и после того, как Брюсов отошел от дел в журнале. Брюсов был неизменно благодарен: «Я искренно люблю Вас, т. е. как поэта, ибо как человека не знаю. Это, однако, не значит, что я люблю Ваши стихи. Напротив. Говорю так откровенно потому, что люблю в Вас поэта и не хочу оскорблять условными вежливостями».
Талант Ильи Эренбурга — фотографа на выставке раскрывают две уникальные книги: «Мой Париж» (Изогиз: Москва, 1933) и «Испания» (Изогиз: Москва, 1937). В первой — очерки и фотографии Эренбурга, которые он сделал камерой «Лейка» с боковым видоискателем под углом в 45 градусов. «Люди иногда удивлялись, почему я снимаю забор или мостовую? Они не знали, что я снимаю их... Я говорю об этом не краснея — у писателя свои понятия о честности». Вторая книга — о первых днях фашистского переворота в Испании, свидетелем которого стал Эренбург. Снимки и тексты — единое целое, сделанное рукой настоящего мастера.
|
|