Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Одним воздушным очертаньем…

Одним воздушным очертаньем…

 

Где: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, Рос­сий­ская го­су­дар­ствен­ная биб­лио­те­ка, Му­зей кни­ги (3 подъ­езд, 4 этаж)
Ко­гда: 1 июля — 26 ав­гу­ста 2016 года
Вход свободный

Виртуальная выставка на Flickr


1 июля 2016 года от­кры­лась вы­став­ка из цик­ла «Не­книж­ная те­ма в кни­ге»: «"Од­ним воз­душ­ным очер­та­ньем я так ми­ла...": Ба­боч­ки в из­да­ни­ях XVIII—XX веков из фон­да Му­зея кни­ги Рос­сий­с­кой го­су­дар­ст­вен­ной биб­ли­о­те­ки». 



Главный хранитель фондов сектора музейной и выставочной работы научно-исследовательского отдела
редких книг РГБ (Музей книги) Нина Викторовна Чаленко. Музей книги РГБ. 01.07.2016.
Фото: Мария Колосова / РГБ. Виртуальная выставка


 

Ты прав. Од­ним воз­душ­ным очер­та­ньем
Я так ми­ла.
Весь бар­хат мой с его жи­вым ми­га­ньем —
Лишь два кры­ла.

Не спра­ши­вай: от­ку­да по­яви­лась?
Ку­да спе­шу?
Здесь на цве­ток я лег­кий опу­сти­лась
И вот — ды­шу.

На­дол­го ли, без це­ли, без уси­лья,
Ды­шать хо­чу?
Вот-вот сей­час, сверк­нув, рас­ки­ну кры­лья
И уле­чу.


Карандашница «Женщина-бабочка»
Россия, начало XX в. — Музей книги РГБ

 

По стро­кам из это­го сти­хо­тво­ре­ния Афа­на­сия Афа­на­сиевича Фе­та на­зва­на вы­став­ка, ко­то­рая от­крылась в Му­зее кни­ги. Ни­на Вик­то­ров­на Ча­лен­ко, глав­ный хра­ни­тель фондов Му­зея кни­ги, го­во­рит, что та­кая «не­книж­ная» те­ма вы­бра­на не слу­чай­но: что мо­жет быть летом пре­крас­нее ба­боч­ек?

В дет­стве мы не мо­жем от­ве­сти глаз от иг­ры кра­сок на тон­чай­ших кры­льях, нам хо­чет­ся обя­за­тель­но за­вла­деть этим со­кро­ви­щем, при­сво­ить, за­жать в ку­ла­ке. Но... на паль­цах оста­ет­ся пыль­ца, ба­боч­ка по­хо­жа на сло­ман­ную иг­руш­ку — и спра­вить­ся с разо­ча­ро­ва­ни­ем очень труд­но. Став взрос­лы­ми, мы уже не ста­ра­ем­ся не­пре­мен­но пой­мать ба­боч­ку, но обя­за­тель­но оста­но­вим­ся — по­лю­бо­вать­ся, про­сле­дить по­лет, под­ста­вим ру­ку — а вдруг ся­дет? То­гда это бу­дет как по­да­рок, как по­же­ла­ние уда­чи.

Вы­став­ка в Му­зее кни­ги — на­сто­я­щий по­да­рок для тех, кто не уста­ет вос­хи­щать­ся иг­рой при­ро­ды, со­здав­шей та­кую кра­со­ту. И осо­бен­но це­нен он тем, что для экс­по­зи­ции со­труд­ни­ка­ми Му­зея кни­ги по­до­бра­ны из­да­ния ра­бот ав­то­ров, ко­то­рые по-на­сто­я­ще­му за­бо­ле­ли ба­боч­ка­ми век, два, три на­зад.



Бла­го­да­ря этой вы­став­ке вы по­зна­ко­ми­тесь с уди­ви­тель­ной жен­щи­ной — Ма­ри­ей Си­бил­лой Ме­ри­ан, ху­дож­ни­цей, гра­ве­ром, эн­то­мо­ло­гом. За­пом­ни­те это имя! Ее на­зы­ва­ют жен­щи­ной, опе­ре­див­шей вре­мя. Ма­рия Си­бил­ла ро­ди­лась 2 ап­ре­ля 1647 го­да во Франк­фур­те-на-Май­не (Гер­ма­ния) в се­мье гра­ве­ра и кни­го­из­да­те­ля Мат­те­уса Ме­ри­а­на. Поз­же ее вос­пи­ты­вал и учил ри­со­вать от­чим, гол­ланд­ский ху­дож­ник Яков Ма­рель.

В те вре­ме­на в Ев­ро­пе очень мод­ной бы­ла цве­точ­ная те­ма. И Ма­рия Си­бил­ла Ме­ри­ан ста­ла из­вест­на, изоб­ра­жая цве­ты, де­ре­вья и тра­вы. Но на­сто­я­щей ее стра­стью бы­ли на­се­ко­мые. В ХVII ве­ке еще не зна­ли, ка­кая гу­се­ни­ца в ка­кую ба­боч­ку пре­вра­ща­ет­ся. И Ма­рия Си­бил­ла на­блю­да­ла и скру­пу­лез­но за­ри­со­вы­ва­ла все эта­пы ме­та­мор­фо­зы «гу­се­ни­ца — ку­кол­ка — ба­боч­ка». В 1679 го­ду в Нюрн­бер­ге вы­шла пер­вая часть зна­ме­ни­той кни­ги Ме­ри­ан «Чу­дес­ное пре­вра­ще­ние гу­се­ниц». Все­го из­вест­но три ча­сти, по­след­няя из ко­то­рых уви­де­ла свет уже по­сле смер­ти ху­дож­ни­цы, в XVIII ве­ке. Две пер­вые при­жиз­нен­ные ча­сти чрез­вы­чай­но ред­ки.

В Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ке в от­де­ле ред­ких книг есть эк­зем­пляр из­да­ния пер­вой ча­сти на гол­ланд­ском язы­ке (Ам­стер­дам, б. г.) и ред­кий эк­зем­пляр ам­стер­дам­ско­го из­да­ния 1717 го­да на ла­тин­ском язы­ке, где впер­вые со­еди­не­ны вме­сте все три ча­сти. Из­да­ние всех трех ча­стей 1717 го­да име­ет фрон­тис­пис с порт­ре­том Ма­рии Си­бил­лы Ме­ри­ан, гра­вю­ры не рас­кра­ше­ны.



В 1699 го­ду 52-лет­няя Ма­рия Си­бил­ла с до­че­рью от­прав­ля­ет­ся в Су­ри­нам (Юж­ная Аме­ри­ка). Пло­дом двух­лет­них на­блю­де­ний и за­ри­со­вок ста­ла ра­бо­та «Ме­та­мор­фо­зы су­ри­нам­ских на­се­ко­мых» (Ам­стер­дам, 1705). Вто­рое из­да­ние вы­шло в 1719 го­ду, уже по­сле смер­ти Ма­рии Си­бил­лы (1717), до­пол­нен­ное гра­вю­ра­ми из вто­ро­го су­ри­нам­ско­го пу­те­ше­ствия, ко­то­рое со­вер­ши­ла младщая дочь Ме­ри­ан — Ма­рия До­ро­тея Ген­ри­ет­та Графф, то­же ху­дож­ни­ца, ри­со­вав­шая цве­ты и на­се­ко­мых. В РГБ хра­нит­ся эк­зем­пляр пер­во­го то­ма с гра­вю­ра­ми, рас­кра­шен­ны­ми са­мим ав­то­ром.

На вы­став­ке вы уви­ди­те ли­сты из фак­си­миль­но­го из­да­ния (Лейп­циг, 1976) ру­ко­пис­ной кни­ги «Ба­боч­ки, жу­ки и дру­гие на­се­ко­мые» (так на­зы­ва­е­мый «Ле­нин­град­ский аль­бом») Ма­рии Си­бил­лы Ме­ри­ан (Merian M. S. Smetterlinge, Käfer und andere Insekten. Т. 1—2. — Leipzig, 1976. — T. 1). Ори­ги­нал с ми­ни­а­тюр­ны­ми ри­сун­ка­ми, сде­лан­ны­ми с на­ту­ры в тех­ни­ке ак­ва­ре­ли и за­пи­ся­ми к ним, ко­то­рые она де­ла­ла на про­тя­же­нии по­чти трид­ца­ти лет, хра­нит­ся в биб­лио­те­ке РАН в Санкт-Пе­тер­бур­ге. Ри­сун­ки бы­ли вы­пол­не­ны на не­боль­ших ку­соч­ках пер­га­мена и на­кле­е­ны на ли­сты кни­ги. На обо­рот­ной сто­ро­не каж­до­го ли­ста — за­пи­си, по­яс­ня­ю­щие изоб­ра­же­ния. Пред­по­ла­га­лось, что эта кни­га при­над­ле­жа­ла Пет­ру I, но позд­нее уста­но­ви­ли, что ее вла­дель­цем был лейб-ме­дик и близ­кий друг Пет­ра I Ро­берт Аре­с­кин.

Че­рез сто­ле­тие ри­сун­ки Ма­рии Си­бил­лы Ме­ри­ан бы­ли ис­поль­зо­ва­ны в на­уч­ной клас­си­фи­ка­ции швед­ским на­ту­ра­ли­стом Кар­лом Лин­не­ем. По­это­му кем счи­тать Ме­ри­ан — ученым или ху­дож­ни­цей — вы ре­ши­те для се­бя, по­се­тив вы­став­ку.



В XVIII—XIX ве­ках кни­ги с изоб­ра­же­ни­ем ба­бо­чек бы­ли очень по­пу­ляр­ны в Ев­ро­пе — по­яви­лось мно­же­ство кол­лек­ци­о­не­ров ба­бо­чек, да и са­ми из­да­ния мог­ли стать на­сто­я­щим укра­ше­ни­ем лю­бой биб­лио­те­ки. На экс­по­зи­ции вы уви­ди­те пре­крас­ную кни­гу «Есте­ствен­ная ис­то­рия ан­глий­ских на­се­ко­мых» (Лон­дон, 1720). Ав­тор и ил­лю­стра­тор кни­ги — из­вест­ный ан­глий­ский на­ту­ра­лист и ак­ва­ре­лист Еле­азар Ал­бин, один из луч­ших ху­дож­ни­ков XVIII ве­ка, изоб­ра­жа­вших на­се­ко­мых. Ил­лю­стра­ции (сто гра­вюр на ме­ди, «для же­ла­ю­щих точ­но рас­кра­шен­ных ав­то­ром») вы­пол­не­ны по ри­сун­кам, сде­лан­ным с на­ту­ры. К каж­дой при­ла­га­ет­ся опи­са­ние ба­боч­ки и ука­за­ние ме­ста, где та бы­ла най­де­на. Пред­ставь­те — все ри­сун­ки в каж­дом эк­зем­пля­ре рас­кра­ше­ны ав­то­ром вруч­ную!

Еще один ин­те­рес­ней­ший экс­по­нат — чет­вер­тый том (1785) из вось­ми­том­но­го па­риж­ско­го из­да­ния кон­ца XVIII ве­ка «Ба­боч­ки Ев­ро­пы» Жа­к-Лу­и­-Фло­рен­ти­на Эн­гра­мел­я, фран­цуз­ско­го эн­то­мо­ло­га, мо­на­ха мо­на­сты­ря Ма­лых Ав­гу­стин­цев в Па­ри­же. На­пе­ча­та­но все­го 250 эк­зем­пля­ров этой эн­цик­ло­пе­дии. Под­пис­чи­ка­ми из­да­ния бы­ли фран­цуз­ский и ис­пан­ский ко­ро­ли. Вы смо­же­те рас­смот­реть вос­про­из­ве­де­ние изоб­ра­же­ния из это­го то­ма — гра­вю­ру «Лов­ля ба­бо­чек».

Эти и дру­гие ред­кие кни­ги, пред­став­лен­ные на экс­по­зи­ции, — на­сто­я­щие со­кро­ви­ща, дра­го­цен­но­сти, ко­то­рые мож­но срав­нить толь­ко с ред­чай­ши­ми ба­боч­ка­ми, о ко­то­рых меч­та­ют кол­лек­ци­о­не­ры все­го ми­ра.



Вто­рая часть вы­став­ки — «Ба­боч­ки в кни­гах». Тут то­же есть на что по­смот­реть! На­при­мер, как свя­за­ны эти неж­ней­шие со­зда­ния — и ар­мия? Под­сказ­ка — в очень по­пу­ляр­ном в XIX ве­ке учеб­ни­ке, на­пи­сан­ном Фёдо­ром Алек­се­е­ви­чем Ко­ни: «Жи­во­пис­ный мир, или Взгляд на при­ро­ду, на­у­ки, ис­кус­ства и че­ло­ве­ка / Учеб­ное по­со­бие для во­ен­но-учеб­ных за­ве­де­ний при упраж­не­нии в язы­ках не­мец­ком и фран­цуз­ском» (Гельсингфорс, 1839) с раз­де­лом «На­се­ко­мые и мо­тыль­ки». Тут же — эн­цик­ло­пе­ди­че­ский сло­варь Брок­гау­за и Ефро­на (Т. II; СПб., 1891), от­кры­тый на ста­тье «Ба­боч­ки».

Дет­ская кни­га «с эле­мен­та­ми иг­ры» Ни­ны Пет­ров­ны Най­дё­но­вой «Ба­боч­ки» (Москва, 1946) — ря­дом с ве­ли­ко­леп­ным из­да­ни­ем по­э­зии Джор­джа Гор­до­на Бай­ро­на (Лондон, б. г.), с рас­кра­шен­ной вруч­ную ли­то­гра­фи­ей с изоб­ра­же­ни­ем ба­боч­ки на пе­ре­пле­те из ко­жи и де­ре­ва. А кни­га Сер­гея Ти­мо­фе­е­ви­ча Ак­са­ко­ва «Ба­боч­ки» (Ленинград, 1938), со­кра­щен­но­го и об­ра­бо­тан­но­го для де­тей рас­ска­за «Со­би­ра­ние ба­бо­чек», со­сед­ству­ет с из­да­ни­ем сти­хов страст­но­го лю­би­те­ля этих вол­шеб­ных на­се­ко­мых Вла­ди­ми­ра Вла­ди­ми­ро­ви­ча На­бо­ко­ва, ко­то­рый кри­ти­ко­вал рас­сказ Ак­са­ко­ва.

Экс­по­зи­ция до­пол­не­на за­клад­ка­ми с изоб­ра­же­ни­я­ми ба­бо­чек из фон­да не­книж­ных ма­те­ри­а­лов и чу­дес­ной фар­фо­ро­вой ка­ран­даш­ни­цей эпо­хи мо­дер­на.

Ни­на Викторовна Ча­лен­ко го­во­рит: «Ко­гда мы де­ла­ем вы­став­ку, все­гда ста­ра­ем­ся пе­ре­ки­нуть мо­стик от нее к по­сто­ян­ной экс­по­зи­ции». Обя­за­тель­но прой­ди­те по Му­зею кни­ги, за­дер­жи­тесь у фи­гу­ры Пси­хеи в «Ка­би­не­те биб­лио­фи­ла», рас­смот­ри­те ба­боч­ку на ее мра­мор­ном пле­че. Вгля­ди­тесь в вит­ри­ны — вдруг мельк­нет воз­душ­ное очер­та­ние неж­но­го кры­ла.




Психея. Венеция, конец XIX в.
Музей книги РГБ
 

 

И в за­клю­че­ние — сти­хо­тво­ре­ние Вла­ди­ми­ра На­бо­ко­ва «Бабочка» (1921):

Бар­хат­но-чер­ная, с теп­лым от­ли­вом сли­вы со­зрев­шей,
Вот рас­пах­ну­лась она; сквозь этот бар­хат жи­вой
Сла­дост­но све­тит­ся ряд ва­силь­ко­во-ла­зо­ре­вых зе­рен
Вдоль кру­го­вой ба­хро­мы, жел­той, как зыб­кая рожь.

Се­ла на ствол, и ды­шат зуб­ча­тые неж­ные кры­лья,
То при­па­дая к ко­ре, то об­ра­ща­ясь к лу­чам...
О, как ли­ку­ют они, как мер­ца­ют бо­же­ствен­но!
Ска­жешь:
Го­лу­бо­окая ночь в ра­ме двух па­ле­вых зорь.

Здрав­ствуй, о, здрав­ствуй, гре­за бе­ре­зо­вой се­вер­ной ро­щи!
Тре­пет, и смех, и лю­бовь юно­сти веч­ной мо­ей.
Да, я узнаю те­бя в Се­ра­фи­ме при див­ном сви­да­нье,
Кры­лья узнаю твои, этот свя­щен­ный узор.

 

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.