Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2016 год  /  Выставка «Библиофильские издания первой трети XX века о балете (к 135-летию со дня рождения Анны Павловой)»

Выставка «Библиофильские издания первой трети XX века о балете (к 135-летию со дня рождения Анны Павловой)»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, Му­зей кни­ги
Ко­гда: 1—29 фев­ра­ля 2016 года


Этой зи­мой ис­пол­ня­ет­ся 135 лет со дня рож­де­ния и 85 лет со дня смер­ти ве­ли­кой рус­ской ба­ле­ри­ны Ан­ны Пав­ло­вой (1881—1931). К этим да­там при­уро­че­на ми­ни-вы­став­ка в Му­зее кни­ги: в цен­тре экс­по­зи­ции три биб­лио­филь­ских из­да­ния о рус­ском ба­ле­те на­ча­ла ХХ ве­ка, с ред­ки­ми фо­то­гра­фи­я­ми и ри­сун­ка­ми, мно­гие из ко­то­рых мо­гут стать от­кры­ти­ем да­же для ба­ле­то­ма­нов.



Эк­зем­пляр кни­ги Валь­те­ра Ар­чи­баль­да Про­пер­та «Рус­ский ба­лет в За­пад­ной Ев­ро­пе 1909—1920) (Propert W. A. «The Russian ballet in Western Europe 1909—1920», London, 1921) есть и в Му­зее Мет­ро­по­ли­тен в Нью-Йор­ке. Не­уди­ви­тель­но, что кни­га удо­сто­и­лась хра­не­ния в ху­до­же­ствен­ном му­зее — в нем 66 ил­лю­стра­ций и гра­ви­ро­ван­ных вос­про­из­ве­де­ний ра­бот Леона Бак­ста, Алек­сандра Бе­нуа, Ан­ри Ма­тис­са, Ива­на Фе­до­ров­ско­го, Ми­ха­и­ла Ла­ри­о­но­ва, Алек­сандра Го­ло­ви­на, Ни­ко­лая Ре­ри­ха, Сер­гея Су­дей­ки­на, Па­б­ло Пи­кассо и дру­гих. Фрон­тис­пис укра­ша­ет гра­ви­ро­ван­ное вос­про­из­ве­де­ние порт­ре­та Сер­гея Дя­ги­ле­ва ра­бо­ты Ва­лен­ти­на Се­ро­ва, ри­су­нок на ти­туль­ном ли­сте вы­пол­нен На­та­льей Гон­ча­ро­вой. Это биб­лио­филь­ское из­да­ние, вы­пу­щен­ное ти­ра­жом 500 эк­зем­пля­ров.

Два дру­гих пред­став­лен­ных на вы­став­ке из­да­ния вы­шли в 1922 го­ду в Лон­до­не и Па­ри­же и по­свя­ще­ны Ан­не Пав­ло­вой и Та­ма­ре Кар­са­ви­ной. Ав­тор обе­их — Ва­ле­ри­ан Яко­вле­вич Свет­лов (н. ф. Ив­чен­ко, 1860—1934), че­ло­век с не­обыч­ной био­гра­фи­ей. Вый­дя в от­став­ку по­сле служ­бы в ка­ва­ле­рии, за­нял­ся ли­те­ра­тур­ной де­я­тель­но­стью — пи­сал рас­ска­зы, по­ве­сти, ро­ма­ны на ис­то­ри­че­ские те­мы. С се­ре­ди­ны 1890-х го­дов на­чал пи­сать о ба­ле­те: пуб­ли­ко­вал ис­то­ри­че­ские ис­сле­до­ва­ния, ре­цен­зии на спек­так­ли, хро­ни­ку, очер­ки, твор­че­ские порт­ре­ты ар­ти­стов ба­ле­та и ба­лет­мей­сте­ров в га­зе­тах «Бир­же­вые ве­до­мо­сти», «Пе­тер­бург­ская га­зе­та», «Сло­во», «Пе­тер­бург­ский днев­ник те­ат­ра­ла», в жур­на­лах «Те­атр и ис­кус­ство» и «Звез­да», в «Еже­год­ни­ке им­пе­ра­тор­ских те­ат­ров».



Ва­ле­ри­ан Свет­лов при­над­ле­жал к из­бран­но­му кру­гу пе­тер­бург­ских ба­ле­то­ма­нов и имел од­ну из са­мых бо­га­тых ба­лет­ных кол­лек­ций в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. Он — ав­тор либ­рет­то ба­ле­та «Принц-са­дов­ник» по сказ­ке Г. Х. Ан­дер­се­на на му­зы­ку А. А. Да­ви­до­ва, по­став­лен­но­го Клав­ди­ей Ку­ли­чев­ской в Пе­тер­бург­ском те­ат­раль­ном учи­ли­ще в 1906 го­ду и в Ма­ри­ин­ском те­ат­ре в 1907 го­ду. На сю­жет сказ­ки Ва­ле­ри­а­на Свет­ло­ва «Ан­гел из Фье­зо­ле» ба­лет­мей­стер Ми­ха­ил Фо­кин по­ста­вил од­но­акт­ный ба­лет «Эрос» (Ма­ри­ин­ский те­атр, 1915). Ак­тив­ный сто­рон­ник твор­че­ства Ай­се­до­ры Дун­кан, Свет­лов не­од­но­крат­но вы­ска­зы­вал­ся про­тив ру­ти­ны и за­стоя на им­пе­ра­тор­ской сце­не и под­дер­жи­вал твор­че­ские по­ис­ки Ми­ха­и­ла Фо­ки­на. Ва­ле­ри­ан Яко­вле­вич участ­во­вал в ор­га­ни­за­ции «Рус­ских се­зо­нов» 1909 го­да в Па­ри­же, в со­ста­ве так на­зы­ва­е­мо­го Ко­ми­те­та при Сер­гее Дя­ги­ле­ве.

В Первую ми­ро­вую вой­ну доб­ро­воль­цем по­шел на фронт, слу­жил рот­мист­ром в Ин­гуш­ском кон­ном пол­ку «Ди­кой ди­ви­зии» и был на­граж­ден че­тырь­мя ор­де­на­ми, в том числе ор­де­ном св. Вла­ди­ми­ра 4-й сте­пе­ни с ме­ча­ми и бан­том. В 1916 го­ду Свет­лов же­нил­ся на из­вест­ной ба­ле­ри­не Ма­ри­ин­ско­го те­ат­ра Ве­ре Тре­фи­ло­вой, а в 1917 го­ду они эми­гри­ро­ва­ли из Рос­сии и обос­но­ва­лись в Па­ри­же, где Ве­ра Алек­сан­дров­на от­кры­ла свою ба­лет­ную шко­лу. Ва­ле­ри­ан Яко­вле­вич про­дол­жал пуб­ли­ко­вать ста­тьи о рус­ском ба­ле­те, о рус­ских ар­ти­стах в эми­гра­ции, но уже с по­зи­ции за­щи­ты клас­си­че­ских тра­ди­ций. В эти го­ды в Па­ри­же и Лон­до­не вы­шли не­сколь­ко его тру­дов по ис­то­рии рус­ско­го ба­ле­та и «Рус­ских се­зо­нов», вклю­чая пред­став­лен­ные на вы­став­ке кни­ги.



Кни­гу Свет­ло­ва об Ан­не Пав­ло­вой (Anna Pavlova. — Paris, 1922) пред­ва­ря­ет об­ра­ще­ние кри­ти­ка Сер­гея Ан­дре­ев­ско­го к ба­ле­ри­не: «Вы всту­пи­ли в цар­ство ска­зок и ме­ло­дий как но­вая фея, ве­ду­щая ку­да-то вдаль. Все от­став­шее по­блек­ло. Са­ма му­зы­ка в вас влю­би­лась. Те­перь вме­сте с Ва­ми она как бы вновь свер­ка­ет, пла­чет, ра­ду­ет­ся, ча­ру­ет и сво­бод­но не­сет­ся к не­бе­сам. Бла­го­да­рим Вас, от­важ­ная и бес­смерт­ная ар­тист­ка, за свет­лую по­э­зию, за глу­бо­кую кра­со­ту со­здан­ных ва­ми му­зы­каль­ных ви­де­ний!». Лист со сло­ва­ми Ан­дре­ев­ско­го укра­шен ли­то­гра­фи­ей ра­бо­ты Льва Бак­ста.

Кро­ме мно­го­чис­лен­ных порт­ре­тов ба­ле­ри­ны ра­бо­ты Эме Стивен­са, Ва­лен­ти­на Се­ро­ва, Алек­сандра Яко­вле­ва в из­да­ние вхо­дит таб­ли­ца ее ба­лет­но­го ре­пер­ту­а­ра с ука­за­ни­ем на­зва­ния ба­ле­та, ис­пол­ня­е­мой ро­ли и ком­по­зи­то­ра. Кни­га укра­ше­на мно­го­чис­лен­ны­ми за­став­ка­ми, кон­цов­ка­ми, бук­ви­ца­ми и изоб­ра­же­ни­я­ми, вы­пол­нен­ны­ми в тех­ни­ке гра­вю­ры на де­ре­ве ху­дож­ни­ком Д. Га­ла­ни­сом. Весь­ма лю­бо­пыт­ны пять изящ­ных за­ста­вок к от­дель­ным ча­стям кни­ги — они вос­про­из­ве­де­ны с ори­ги­наль­ных гра­вюр про­слав­лен­но­го ита­льян­ско­го скуль­пто­ра и ху­дож­ни­ка Ан­то­нио Ка­но­вы. Эк­зем­пляр в ав­тор­ском ху­до­же­ствен­ном пе­ре­пле­те ра­бо­ты Ad. Lavaux.



Пе­ре­плет кни­ги Свет­ло­ва о Та­ма­ре Кар­са­ви­ной (Thamar Karsavina. — London, 1922) вы­пол­нен тем же ху­дож­ни­ком. Она вы­шла ти­ра­жом 350 эк­зем­пля­ров, эк­зем­пляр Му­зея кни­ги — № 312, то­же на плот­ной бу­ма­ге вер­же. Струк­тур­но из­да­ние по­хо­же на кни­гу об Ан­не Пав­ло­вой: здесь то­же мно­го­чис­лен­ные фо­то­гра­фи­че­ские и ри­со­ван­ные порт­ре­ты ба­ле­ри­ны, так­же есть таб­ли­ца ее ба­лет­но­го ре­пер­ту­а­ра с ука­за­ни­ем на­зва­ния ба­ле­та, ис­пол­ня­е­мой ро­ли, хо­рео­гра­фа, ху­дож­ни­ка и ком­по­зи­то­ра.

Вы­став­ку до­пол­ня­ют из­да­ния «Сер­гей Дя­ги­лев и рус­ское ис­кус­ство» (Т. 1—2. — Москва, 1982), «Ма­те­ри­а­лы по ис­то­рии рус­ско­го ба­ле­та» (Т. 1. — Ле­нин­град, 1938) и дру­гие из­да­ния.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2021 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.