Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «Георгий Васильевич Свиридов (1915—1998): к 100-летию со дня рождения»

Выставка «Георгий Васильевич Свиридов (1915—1998): к 100-летию со дня рождения»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, от­дел нот­но-му­зы­каль­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей
Ко­гда: 8 де­каб­ря 2015 года — 20 ян­ва­ря 2016 года


В от­де­ле нот­ных из­да­ния и зву­ко­за­пи­сей от­кры­та вы­став­ка к 100-ле­тию со дня рож­де­ния ком­по­зи­то­ра Ге­ор­гия Ва­си­лье­ви­ча Сви­ри­до­ва. В экс­по­зи­ции пред­став­ле­ны из­да­ния его про­из­ве­де­ний и зву­ко­за­пи­си: во­каль­ный цикл на сти­хи Пуш­ки­на, опе­рет­та «Рас­ки­ну­лось мо­ре ши­ро­ко», во­каль­ная по­э­ма «Стра­на от­цов», «Па­те­ти­че­ская ора­то­рия», ор­кест­ро­вая сю­и­та «Вре­мя, впе­ред!», «Пуш­кин­ский ве­нок», дру­гие про­из­ве­де­ния, а так­же кни­ги о жиз­ни и твор­че­стве вы­да­ю­ще­го­ся ком­по­зи­то­ра.



Георгий Васильевич Свиридов

Ге­ор­гий Ва­си­лье­вич Сви­ри­дов ро­дил­ся 16 де­каб­ря 1915 го­да в ма­лень­ком го­род­ке Фа­те­же Кур­ской гу­бер­нии. Его отец был поч­то­вым слу­жа­щим, а мать — учи­тель­ни­цей. В на­ча­ле ре­во­лю­ции отец Ге­ор­гия всту­пил в ком­му­ни­сти­че­скую пар­тию и в 1919 го­ду по­гиб во вре­мя Граж­дан­ской вой­ны. В 1920 го­ду Ели­за­ве­та Сви­ри­до­ва бы­ла по­ощ­ре­на за хо­ро­шую ра­бо­ту, и в ка­че­стве пре­мии ей пред­ло­жи­ли на вы­бор ко­ро­ву или ро­яль «Бек­кер», как бы­ло ска­за­но, из рек­ви­зи­ци­он­но­го фон­да. Ко­ро­ва в то вре­мя бы­ла бы хо­ро­шим под­спо­рьем для вдо­вы с дву­мя детьми, но Ели­за­ве­та Ива­нов­на вы­бра­ла ро­яль, так как ви­де­ла не­обык­но­вен­ный ин­те­рес сы­на к му­зы­ке.

С де­вя­ти лет Ге­ор­гий Сви­ри­дов жил в Кур­ске. Имен­но там Юрий (так Сви­ри­до­ва зва­ли в дет­стве) стал учить­ся иг­рать на ро­я­ле. Но го­раз­до боль­ше, чем ро­яль, юно­го лю­би­те­ля му­зы­ки при­вле­ка­ла ба­ла­лай­ка. Сви­ри­дов взял ее у од­но­го из сво­их то­ва­ри­щей и вско­ре на­учил­ся иг­рать так, что его при­ня­ли в ор­кестр рус­ских на­род­ных ин­стру­мен­тов клуба совторгслужащих. В 1929 го­ду Свиридов по­сту­па­ет в му­зы­каль­ную шко­лу. На всту­пи­тель­ном эк­за­ме­не маль­чика попросили сыграть что-нибудь на рояле. По­сколь­ку ни­ка­ко­го ре­пер­ту­а­ра у не­го не бы­ло, то он сыг­рал марш соб­ствен­но­го со­чи­не­ния, который назвал почему-то «Австрийским». Ко­мис­сии марш по­нра­вил­ся, и маль­чи­ка в шко­лу взяли.

В 1932 го­ду Сви­ри­дов едет в Ле­нин­град и по­сту­па­ет в му­зы­каль­ный тех­ни­кум по клас­су ро­я­ля, ко­то­рым ру­ко­во­дил про­фес­сор Ис­айя Алек­сан­дро­вич Бра­у­до. Сви­ри­дов очень быст­ро со­вер­шен­ство­вал ис­пол­ни­тель­скую тех­ни­ку, од­на­ко его учи­тель убе­дил­ся, что у юноши есть врож­ден­ный дар ком­по­зи­ции, и по­мо­г ему пе­ре­ве­стись на ком­по­зи­тор­ское от­де­ле­ние тех­ни­ку­ма, в класс профессора Михаила Алексеевича Юдина. Уже через месяц новый студент представил на годичный экзамен первую законченную работу — Ва­ри­а­ции для фор­те­пи­а­но. Они до сих пор из­вест­ны сре­ди му­зы­кан­тов и ис­поль­зу­ют­ся как учеб­ный ма­те­ри­ал.

В клас­се Юди­на Сви­ри­дов про­был око­ло трех лет. За это вре­мя он на­пи­сал мно­го раз­ных со­чи­не­ний, но са­мым из­вест­ным стал во­каль­ный цикл на сти­хи Пуш­ки­на со­сто­я­щий из ше­сти ро­ман­сов: «Ро­ня­ет лес баг­ря­ный свой убор», «Зим­няя до­ро­га», «Ня­не», «Зим­ний ве­чер», «Пред­чув­ствие», «Подъ­ез­жая под Ижо­ры». В экс­по­зи­ции вы­став­ки эти про­из­ве­де­ния пред­став­ле­ны на грам­пла­стин­ке фир­мы «Ме­ло­дия» (Москва, 1978) в ис­пол­не­нии Еле­ны Об­раз­цо­вой, пар­тию фор­те­пи­а­но ис­пол­ня­ет ав­тор — Ге­ор­гий Сви­ри­дов.

Ле­том 1936 го­да Сви­ри­дов по­сту­пил в Ле­нин­град­скую кон­сер­ва­то­рию. Це­ле­устрем­лен­ность, усид­чи­вость и тру­до­лю­бие мо­ло­до­го человека об­ра­ща­ли на се­бя вни­ма­ние сту­ден­тов и пре­по­да­ва­те­лей. Сви­ри­дов об­ла­дал ред­кой спо­соб­но­стью чи­тать с ли­ста пар­ти­ту­ры лю­бой слож­но­сти и от­ли­чал­ся отменной му­зы­каль­ной па­мя­тью. Пер­вым его пе­да­го­гом в кон­сер­ва­то­рии был про­фес­сор Пётр Борисович Ря­за­нов, ко­то­ро­го че­рез пол­го­да сме­нил Дмит­рий Дмитриевич Шо­ста­ко­вич. Для Сви­ри­до­ва Шо­ста­ко­вич стал не толь­ко учи­те­лем, но и дру­гом на всю жизнь.

В клас­се Шо­ста­ко­ви­ча Сви­ри­дов про­был че­ты­ре го­да и окон­чил кон­сер­ва­то­рию ле­том 1941-го. Его вы­пуск­ной ра­бо­той ста­ла Пер­вая сим­фо­ния и Кон­церт для струн­ных ин­стру­мен­тов. Та­кое успеш­ное окон­ча­ние кон­сер­ва­то­рии су­ли­ло мо­ло­до­му ком­по­зи­то­ру бле­стя­щие пер­спек­ти­вы, од­на­ко все эти пла­ны на­ру­ши­ла вой­на. В пер­вые же ее дни Сви­ри­дов был за­чис­лен кур­сан­том во­ен­но­го учи­ли­ща и на­прав­лен в Уфу. Од­на­ко уже в кон­це 1941 го­да его де­мо­би­ли­зо­ва­ли из-за со­сто­я­ния здо­ро­вья.

До 1944 го­да Сви­ри­дов жил в Но­во­си­бир­ске, ку­да бы­ла эва­ку­и­ро­ва­на Ле­нин­град­ская фи­лар­мо­ния. Как и дру­гие ком­по­зи­то­ры, он на­чал пи­сать во­ен­ные пес­ни, из ко­то­рых са­мой из­вест­ной ста­ла «Пес­ня сме­лых» на сти­хи А. А. Сур­ко­ва. Кро­ме то­го, он пи­сал му­зы­ку для спек­так­лей эва­ку­и­ро­ван­ных в Си­бирь те­ат­ров. Он со­здал опе­рет­ту «Рас­ки­ну­лось мо­ре ши­ро­ко», в ко­то­рой рас­ска­зы­ва­лось о жиз­ни и борь­бе бал­тий­ских мо­ря­ков в оса­жден­ном Ле­нин­гра­де. Опе­рет­та Сви­ри­до­ва ста­ла пер­вым му­зы­каль­но-дра­ма­ти­че­ским про­из­ве­де­ни­ем, по­свя­щен­ным вой­не. В экс­по­зи­ции мож­но уви­деть от­рыв­ки из дан­ной опе­рет­ты: «Пе­сен­ка раз­вед­чи­ков», «Пес­ня Бал­тий­ское мо­ре» и «Ро­манс Еле­ны» (Ле­нин­град, Со­юз со­вет­ских ком­по­зи­то­ров, 1949).

В 1944 го­ду Сви­ри­дов воз­вра­тил­ся в Ле­нин­град, а в 1950 го­ду по­се­лил­ся в Москве. Он оди­на­ко­во лег­ко пи­сал и се­рьез­ную, и лег­кую му­зы­ку. Его со­чи­не­ния бы­ли раз­но­об­раз­ны и по жан­рам: это бы­ли сим­фо­нии и кон­цер­ты, ора­то­рии и кан­та­ты, пес­ни и ро­ман­сы.

В 1950-е го­ды на­сту­па­ет под­лин­ный рас­свет са­мо­быт­но­го та­лан­та Сви­ри­до­ва. Он об­ра­ща­ет­ся к по­э­зии ар­мян­ско­го по­эта Аветика Иса­а­кя­на и со­зда­ет на его сти­хи во­каль­ную по­э­му «Стра­на от­цов». На на­шей вы­став­ке мож­но уви­деть это про­из­ве­де­ние мос­ков­ско­го из­да­тель­ства «Со­вет­ский ком­по­зи­тор».

Ге­рой сви­ри­дов­ских про­из­ве­де­ний — по­эт, граж­да­нин, пат­ри­от, влюб­лен­ный в род­ную зем­лю. Те­ма Ро­ди­ны, Рос­сии про­хо­дит че­рез все про­из­ве­де­ния Сви­ри­до­ва са­мых раз­лич­ных жан­ров: в мо­ну­мен­таль­но-ге­ро­и­че­ской «Па­те­ти­че­ской ора­то­рии», в ли­ри­ко-эпи­че­ской «По­э­ме па­мя­ти Сер­гея Есе­ни­на», в во­каль­ных цик­лах на сти­хи Пуш­ки­на, Есе­ни­на, Бло­ка. Осо­бое ме­сто в твор­че­стве Сви­ри­до­ва за­ня­ла «Па­те­ти­че­ская ора­то­рия», на­пи­сан­ная в 1959 го­ду для со­ли­стов, хо­ра и ор­кест­ра на сти­хи Вла­ди­ми­ра Ма­я­ков­ско­го. Очень мно­гие со­вет­ские ком­по­зи­то­ры пи­са­ли на сти­хи Ма­я­ков­ско­го про­из­ве­де­ния са­мых раз­лич­ных жан­ров. Но имен­но «Па­те­ти­че­ская ора­то­рия» Сви­ри­до­ва яв­ля­ет­ся из них са­мым зна­чи­тель­ным и ин­те­рес­ным. Со­чи­не­ние пред­став­ле­но в экс­по­зи­ции в фор­ме пар­ти­ту­ры 1961 го­да (Москва, Муз­гиз, 1961).

Ли­ния ре­во­лю­ци­он­ной ро­ман­ти­ки, иду­щая от «Па­те­ти­че­ской ора­то­рии», по­лу­чи­ла свое даль­ней­шее про­дол­же­ние в очень ди­на­мич­ной му­зы­ке «Вре­мя, впе­ред!». Ор­кест­ро­вая сю­и­та бы­ла со­зда­на на ос­но­ве му­зы­ки к ки­но­филь­му Ми­ха­и­ла Швей­це­ра «Вре­мя, впе­ред!» (1966), по­свя­щен­но­му стро­и­тель­ству Маг­ни­то­гор­ско­го ме­тал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та. Наи­бо­лее из­вест­на часть «Вре­мя, впе­ред!», в сти­ли­сти­ке рум­бы. Ее ком­по­зи­тор на­пи­сал очень быст­ро: ед­ва ли не за час. Впо­след­ствии ее ис­поль­зо­ва­ли в це­лом ря­де ки­но­филь­мов, в те­ле- и ра­дио­пе­ре­да­чах. Фраг­мент му­зы­каль­ной те­мы стал по­зыв­ны­ми про­грам­мы «Вре­мя». Сю­и­та звучала и на це­ре­мо­нии от­кры­тия XXII Зим­них Олим­пий­ских игр в Со­чи.

В 1960-е го­ды ком­по­зи­тор об­ра­ща­ет­ся к ос­но­ве на­род­ной рус­ской му­зы­ки. Был со­здан во­каль­ный цикл «Кур­ские пес­ни», став­ший вер­ши­ной твор­че­ства Сви­ри­до­ва тех лет и од­ним из ше­дев­ров со­вет­ской му­зы­ки. Ос­но­вой для цик­ла по­слу­жи­ли на­род­ные пес­ни Кур­ской об­ла­сти, за­пи­сан­ные груп­пой фольк­ло­ри­стов и из­дан­ные в кон­це 1950-х го­дов.

В июне 1979 го­да, ко­гда от­ме­ча­лось 180-ле­тие со дня рож­де­ния Алек­сандра Пуш­ки­на, бы­ло впер­вые ис­пол­не­но но­вое со­чи­не­ние Сви­ри­до­ва «Пуш­кин­ский ве­нок» — кон­церт для хо­ра. Де­сять сти­хо­тво­ре­ний, на ко­то­рые на­пи­са­ны хо­ры, по со­дер­жа­нию не бы­ли свя­за­ны меж­ду со­бой — еди­ным це­лым их де­ла­ла му­зы­ка, воз­вы­шен­ная по на­стро­е­нию и од­но­вре­мен­но кон­крет­ная в сво­ей об­раз­но­сти и кар­тин­но­сти. За эту ра­бо­ту ком­по­зи­то­ра от­ме­ти­ли в 1980 го­ду Го­су­дар­ствен­ной пре­ми­ей СССР. Дан­ное про­из­ве­де­ние так­же пред­став­ле­но на вы­став­ке.

Сви­ри­дов про­дол­жал и раз­ви­вал опыт рус­ских клас­си­ков, преж­де все­го Мо­де­ста Му­сорг­ско­го, обо­га­щая его до­сти­же­ни­я­ми XX сто­ле­тия. Он ис­поль­зо­вал тра­ди­ции ста­рин­но­го кан­та, об­ря­до­вых по­пе­вок, зна­мен­но­го пе­ния, и в то же вре­мя — со­вре­мен­ной го­род­ской мас­со­вой пес­ни. Му­зы­ка Сви­ри­до­ва ста­ла клас­си­кой со­вет­ско­го ис­кус­ства XX века. За боль­шие за­слу­ги ком­по­зи­то­ру при­сво­е­но зна­ние на­род­но­го ар­ти­ста СССР. Он — Ге­рой Со­ци­а­ли­сти­че­ско­го Тру­да, ла­у­ре­ат Ле­нин­ской и три­жды — Го­су­дар­ствен­ных пре­мий СССР. Умер Ге­ор­гий Ва­си­лье­вич Сви­ри­дов 6 ян­ва­ря 1998 го­да.

В экс­по­зи­ции мож­но уви­деть и мно­гие дру­гие про­из­ве­де­ния Сви­ри­до­ва, а так­же кни­ги о его жиз­ни и твор­че­стве. Осо­бо сто­ит от­ме­тить кни­гу «Ге­ор­гий Сви­ри­дов в вос­по­ми­на­ни­ях со­вре­мен­ни­ков», (Москва, Мо­ло­дая гвар­дия, 2006). Этот сбор­ник, пред­на­зна­чен­ный для ши­ро­ко­го кру­га чи­та­те­лей, яв­ля­ет­ся пер­вой кни­гой вос­по­ми­на­ний о Ге­ор­гии Ва­си­лье­ви­че Сви­ри­до­ве. В нем впер­вые де­ла­ет­ся по­пыт­ка рас­ска­зать чи­та­те­лю не толь­ко о твор­че­стве ком­по­зи­то­ра, но и о его лич­ной жиз­ни, о том, что да­ле­ко не всем из­вест­но. О ве­ли­ком ком­по­зи­то­ре, мыс­ли­те­ле, ма­сте­ре сло­ва рас­ска­зы­ва­ют его дру­зья, со­рат­ни­ки: из­вест­ные му­зы­кан­ты, пи­са­те­ли, уче­ные. Так­же в кни­ге впер­вые пуб­ли­ку­ют­ся пись­ма ком­по­зи­то­ра к же­не и сы­ну. Из­да­ние ил­лю­стри­ро­ва­но фо­то­гра­фи­я­ми из лич­ных ар­хи­вов род­ствен­ни­ков и ав­то­ров вос­по­ми­на­ний.

 

Спе­ци­аль­но к юби­лею ком­по­зи­то­ра был под­го­тов­лен ре­ко­мен­да­тель­ный спи­сок «Г. В. Сви­ри­дов: пуб­ли­ка­ции в сбор­ни­ках ста­тей 2010—2015 годов» (к 100-ле­тию со дня рож­де­ния ком­по­зи­то­ра):

  • Без­бах, Е. Ин­тер­пре­та­ци­он­ное по­ле хо­ро­вых про­из­ве­де­ний Г. В. Сви­ри­до­ва / Е. Без­бах // Ак­ту­аль­ные во­про­сы ис­кус­ство­зна­ния. Му­зы­ка — лич­ность — куль­ту­ра : сбор­ник ста­тей по ма­те­ри­а­лам X Все­рос­сий­ской на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции сту­ден­тов и ас­пи­ран­тов (Са­ра­тов, март — ап­рель 2011) / М-во куль­ту­ры РФ, Са­рат. гос. кон­сер­ва­то­рия (акад.) им. Л. В. Со­би­но­ва ; [ред­кол.: Крас­но­ва О. Б. (отв. ред.) и др.]. — Са­ра­тов : СГК им. Л. В. Со­би­но­ва, 2012. — С. 120—124. — 100-ле­тию Са­рат. гос. кон­сер­ва­то­рии им. Л. В. Со­би­но­ва по­свящ. — Загл. обл.: Ак­ту­аль­ные про­бле­мы ис­кус­ство­зна­ния. Му­зы­ка — лич­ность — куль­ту­ра. — ISBN 978-5-94841-121-7.
    МЗ Щ 31/А 43
  • Бе­ло­нен­ко, А. С. Пу­те­ше­ствие Г. В. Сви­ри­до­ва по Фран­ции в 1966 го­ду (к ис­то­рии рус­ско-фран­цуз­ских куль­тур­ных свя­зей) / А. С. Бе­ло­нен­ко, П. С. Дмит­ри­е­ва // Ис­кус­ство­ве­де­ние в кон­тек­сте дру­гих на­ук в Рос­сии и за ру­бе­жом : па­рал­ле­ли и вза­и­мо­дей­ствия : сбор­ник тру­дов Меж­ду­на­род­ной на­уч­ной кон­фе­рен­ции, 13—18 ап­ре­ля 2015 го­да / М-во об­ра­зо­ва­ния и на­у­ки Рос. Фе­де­ра­ции, Рос. гос. со­ци­аль­ный ун-т, Каф.-сеть ЮНЕСКО / ИНКОРВУЗ «Раз­ви­тие не­пра­ви­тельств. орг.» (иден­ти­фи­кац. № 197) ; [ред.-сост. Г. Р. Кон­сон]. — Москва : РГСУ, 2015. — С. 66—71. — ISBN 978-5-9391-0334-3.
    МЗ Щ 31/И 86
  • Ка­зан­це­ва, Л. П. Сви­ри­дов. «Пуш­кин­ский ве­нок» на сло­ва А. Пуш­ки­на. № 4 «Эхо» (1978) // Ана­лиз ху­до­же­ствен­но­го со­дер­жа­ния во­каль­но­го и хо­ро­во­го про­из­ве­де­ния : учеб­ное по­со­бие для сту­ден­тов му­зы­каль­ных ву­зов / Л. П. Ка­зан­це­ва ; М-во куль­ту­ры Рос. Фе­де­ра­ции, Аст­рах. гос. кон­сер­ва­то­рия, Вол­гогр. гос. ин-т ис­кусств и куль­ту­ры, Лаб. му­зык. со­держ. — Аст­ра­хань : Вол­га, 2011. — С. 124—129. — ISBN 978-5-98066-102-1.
    МЗ Щ 31/К 14
  • Куз­не­цов, И. К. По­ли­фо­ния Г. Сви­ри­до­ва // По­ли­фо­ния в рус­ской му­зы­ке XX ве­ка : учеб­ное по­со­бие для пе­да­го­гов и сту­ден­тов выс­ших учеб­ных за­ве­де­ний по спе­ци­аль­но­сти 072901 «Му­зы­ко­ве­де­ние» / Игорь Куз­не­цов ; Гос. ин-т ис­кус­ство­зна­ния, Моск. гос. кон­сер­ва­то­рия им. П. И. Чай­ков­ско­го, Каф. тео­рии му­зы­ки. — Москва : ДЕКА-ВС, 2012. — Вып. 1. — С. 169—192. — ISBN 978-5-901951-52-1.
    МЗ Щ 31/К 89
  • Сви­ри­дов­ские чте­ния (7 ; 2011 ; Курск). Г. В. Сви­ри­дов и со­вре­мен­ность : сбор­ник до­кла­дов VII Все­рос­сий­ской сту­ден­че­ской на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Сви­ри­дов­ские чте­ния», 23—24 но­яб­ря 2011 г. / [М-во куль­ту­ры Рос. Фе­де­ра­ции и др.]. — Курск : РАСТР, 2011. — 327 с. : портр., нот. ил.
    Щ 31-8 Сви­ри­дов С 24
  • Сви­ри­дов­ские чте­ния (8 ; 2012 ; Курск ). «Род­ная зем­ля»: об­раз и идея рус­ской куль­ту­ры : сбор­ник до­кла­дов VIII Все­рос­сий­ской сту­ден­че­ской на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Сви­ри­дов­ские чте­ния», 21–22 но­яб­ря 2012 г. / [М-во куль­ту­ры Рос. Фе­де­ра­ции и др.]. — Курск : Че­мо­ду­ров, 2012. — 300 с. : портр., нот. ил.
    Щ 31-8 Сви­ри­дов С 24
  • Сви­ри­дов­ские чте­ния (9 ; 2013 ; Курск). Судь­бы рус­ской куль­ту­ры в XX ве­ке : сбор­ник до­кла­дов IX Все­рос­сий­ской сту­ден­че­ской на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Сви­ри­дов­ские чте­ния», 30–31 ок­тяб­ря 2013 г. / [М-во куль­ту­ры Рос. Фе­де­ра­ции и др.]. — Курск : РАСТР, 2014. — 447 с. : портр., ил., нот. ил.
    Щ 31-8 Сви­ри­дов С 24
  • Сви­ри­дов­ские чте­ния (10 ; 2014 ; Курск). XX век: из­ло­мы рус­ской ис­то­рии и рус­ское ис­кус­ство : сбор­ник до­кла­дов X Все­рос­сий­ской сту­ден­че­ской на­уч­но-прак­ти­че­ской кон­фе­рен­ции «Сви­ри­дов­ские чте­ния» (с меж­ду­на­род­ным уча­сти­ем), 29—30 ок­тяб­ря 2014 г. / [М-во куль­ту­ры Рос. Фе­де­ра­ции и др.]. — Курск : РАСТР, 2015. — 366 с. : ил., цв. ил., портр., нот. ил., табл.
    Щ 31-8 Сви­ри­дов С 24

С пол­ным спис­ком ли­те­ра­ту­ры мож­но о­зна­ко­мить­ся в чи­таль­ном за­ле от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.