Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Вы­став­ка из фон­дов от­де­ла изо­из­да­ний РГБ «К 70-ле­тию Ве­ли­кой По­бе­ды»

Вы­став­ка из фон­дов от­де­ла изо­из­да­ний РГБ «К 70-ле­тию Ве­ли­кой По­бе­ды»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная библиотека, чи­таль­ный зал от­де­ла изо­из­да­ний
Ко­гда: 1—30 мая 2015 года

В пред­две­рии Дня По­бе­ды в чи­таль­ном за­ле от­де­ла изо­из­да­ний от­кры­та вы­став­ка ма­те­ри­а­лов из фон­дов от­де­ла, сре­ди ко­то­рых пла­ка­ты, от­крыт­ки, лу­боч­ные кар­тин­ки, спе­ци­аль­ные фор­мы для пи­сем-тре­уголь­ни­ков. За каж­дым из пла­ка­тов — ин­те­рес­ная ис­то­рия как са­мо­го ху­дож­ни­ка, так и про­то­ти­па изоб­ра­же­ния. Мно­гие из пла­ка­тов во­ен­ных лет про­дол­жа­ют жить и се­го­дня: на­ри­со­ван­ные боль­ше 70 лет на­зад, они ис­поль­зу­ют­ся для оформ­ле­ния раз­ных ти­пов по­ли­гра­фи­че­ской про­дук­ции и пе­ре­из­да­ют­ся в пер­во­на­чаль­ной фор­ме пла­ка­та, под­твер­ждая, что жизнь лю­бо­го жан­ра про­пор­ци­о­наль­на си­ле за­ло­жен­ных в не­го эмо­ций.

Уже че­рез три дня по­сле на­па­де­ния Гер­ма­нии на СССР в Москве бы­ли вы­ве­ше­ны пер­вые во­ен­ные пла­ка­ты, а в по­сле­ду­щие го­ды их по­яви­лись ты­ся­чи. Осо­бым со­бы­ти­ем стал пла­кат Вик­то­ра Ко­рец­ко­го «Во­ин Крас­ной Ар­мии, спа­си!» (Москва — Ле­нин­град, 1942), ори­ги­нал ко­то­ро­го мож­но уви­деть на вы­став­ке. Впер­вые опуб­ли­ко­ван­ный в га­зе­те «Прав­да» 5 ав­гу­ста 1942 года, он был вы­пу­щен 14-мил­ли­он­ным ти­ра­жом. Его по­ме­ща­ли на об­лож­ках жур­на­лов, уве­ли­чен­ный ва­ри­ант пла­ка­та был раз­ве­шен на сте­нах до­мов, на его фо­не крас­но­ар­мей­цы фо­то­гра­фи­ро­ва­лись на па­мять о сов­мест­ной фрон­то­вой служ­бе. Ин­те­рес­но, что ав­тор пла­ка­та сна­ча­ла пла­ни­ро­вал изоб­ра­зить на ри­сун­ке из­вест­ную ак­три­су, но вви­ду ее дли­тель­ной за­нят­но­сти по­про­сил по­зи­ро­вать свою пад­че­ри­цу Ма­ри­ну Ги­це­вич и со­сед­ско­го маль­чи­ка. Художник сде­лал мно­же­ство за­ри­со­вок и фо­то­гра­фий, добиваясь нужного эффекта.

Вот как рас­ска­зы­вал ху­дож­ник о сво­ей ра­бо­те: «Не­об­хо­ди­мо бы­ло до­бить­ся та­кой вы­ра­зи­тель­но­сти глаз ма­те­ри, что­бы зри­тель мог про­честь в них и пре­зре­ние, и не­на­висть к вра­гу. Эти же чув­ства я ста­рал­ся от­ра­зить и в гла­зах ре­бен­ка. Его взгляд дол­жен был до­пол­нять взгляд ма­те­ри. Ду­ма­лось, что мать и ре­бе­нок долж­ны бы­ли смот­реть не на окро­вав­лен­ный штык, а на вра­га».

Под­твер­жде­ни­ем си­лы об­ра­за ста­ло его ци­ти­ро­ва­ние в пла­ка­те Ни­ко­лая Жу­ко­ва «Бей на­смерть!» (1942), где его изоб­ра­же­ние по­ме­ще­но на сте­ну за спи­ной стре­ля­ю­ще­го бой­ца — свое­об­раз­ный жанр «пла­ка­та в пла­ка­те», ко­то­рый, кста­ти, не еди­но­жды встре­чал­ся во вре­мя вой­ны.

В вой­ну жанр пла­ка­та был чрез­вы­чай­но вос­тре­бо­ван: по срав­не­нию с пред­во­ен­ным вре­ме­нем, чис­ло вы­пу­щен­ных на­име­но­ва­ний пла­кат­ной про­дук­ции вы­рос­ло по­сле 1941 года на це­лых 300 %. Спе­ци­аль­но уста­нов­лен­ные пла­кат­ные вит­ри­ны и стен­ды бы­ли во всех го­ро­дах Со­вет­ско­го Со­ю­за, пла­ка­ты бы­ли обя­за­тель­ным эле­мен­том оформ­ле­ния всех по­ме­ще­ний в ты­лу и на фрон­те, на­ря­ду со свод­ка­ми Со­в­ин­форм­бю­ро. Они бы­ли вы­ра­же­ни­ем во­ли на­ро­да к борь­бе и уве­рен­но­сти в по­бе­де. Пуб­ли­ко­вав­ши­е­ся на стра­ни­цах га­зет и жур­на­лов, пла­ка­ты ста­но­ви­лись объ­ек­том осо­бо­го от­но­ше­ния: они вы­ре­за­лись и хра­ни­лись, вдох­нов­ляя в тя­же­лые ми­ну­ты.

В ху­дож­ни­ках-пла­ка­ти­стах не бы­ло не­до­стат­ка: раз­ви­тие со­бы­тий на фрон­тах вы­зва­ло всплеск твор­че­ской ак­тив­но­сти. Пла­кат­ную и мас­со­вую изоб­ра­зи­тель­ную про­дук­цию пуб­ли­ко­ва­ли в ты­лу, эва­ку­а­ции, при­фрон­то­вой зо­не, в ре­дак­ци­ях га­зет и по­ли­гра­фи­че­ских от­де­ле­ни­ях ар­мии и фло­та. В жан­ре во­ен­но­го пла­ка­та ра­бо­та­ли та­кие ма­сте­ра, как Ни­на Ва­то­ли­на, Вик­тор Де­ни, Алек­сей Ко­ко­ре­кин, Вик­тор Ко­рец­кий, Кукры­ник­сы, Бо­рис Про­ро­ков и дру­гие из­вест­ные ху­дож­ни­ки. Пло­до­твор­но за­ни­ма­лись пла­ка­том ма­сте­ра сту­дии во­ен­ных ху­дож­ни­ков им. М. Б. Гре­ко­ва — Ни­ко­лай Жу­ков, Лео­нид Го­ло­ва­нов, Вик­тор Кли­ма­шин.

На вы­став­ке мож­но уви­деть не­сколь­ко пла­ка­тов Ни­ко­лая Жу­ко­ва. В го­ды вой­ны Жу­ков слу­жил сол­да­том в ар­тил­ле­рии, а по­том ра­бо­тал в ре­дак­ции ар­мей­ской га­зе­ты на Ка­ли­нин­ском фрон­те и од­но­вре­мен­но во­ен­ным кор­ре­спон­ден­том «Прав­ды». То­гда он и со­здал фрон­то­вые пла­ка­ты «От­сто­им Моск­ву!», «Вы­сто­ять!», «Бей на­смерть!», «Они не прой­дут!» Пла­ка­ты яв­ля­лись ре­пли­ка­ми на по­след­ние свод­ки с фрон­та и ри­со­ва­лись очень быст­ро: на­при­мер, пред­став­лен­ный на вы­став­ке пла­кат «От­сто­им Моск­ву!» Жу­ков вме­сте с Вик­то­ром Кли­ма­ши­ным при­ду­мал и на­ри­со­вал все­го за од­ну ночь.

К кон­цу 1944 года Победа окон­ча­тель­но ста­ла ве­ду­щей те­мой пла­ка­тов. Один из при­ме­ров на вы­став­ке — пла­кат «С на­сту­па­ю­щим!» твор­че­ско­го объ­еди­не­ния ле­нин­град­ских ху­дож­ни­ков «Бо­е­вой ка­ран­даш», ко­то­рое воз­ник­ло еще во вре­мя вой­ны с Фин­лян­ди­ей. За пер­вые же де­вять дней Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной ху­дож­ни­ки на­ри­со­ва­ли це­лую се­рию яр­ких аги­та­ци­он­ных пла­ка­тов.

В труд­ней­ших усло­ви­ях бло­ка­ды ху­дож­ни­ки не пре­кра­ща­ли ра­бо­тать. Сре­ди пла­ка­тов, вы­пус­кав­ших­ся во вре­мя вой­ны, ли­сты «Бо­е­во­го ка­ран­да­ша» вы­гля­дели не­обыч­но. Они пе­ча­та­лись в тех­ни­ке ли­то­гра­фии, как цвет­ные эс­там­пы, что поз­во­ля­ло ти­ра­жи­ро­вать их опе­ра­тив­но и ка­че­ствен­но. «В По­лит­управ­ле­нии фрон­та, — вспо­ми­на­ли ка­ран­да­ши­сты, — рас­ска­зы­ва­ли, что гит­ле­ров­цы, за­хва­тив при­го­ро­ды Ле­нин­гра­да, уви­де­ли на ули­цах на­ши ан­ти­гит­ле­ров­ские ли­сты и по­зна­ко­ми­лись с на­ши­ми фа­ми­ли­я­ми. Фа­шист­ская про­па­ган­да обе­ща­ла по­сле взя­тия го­ро­да по­ве­сить ху­дож­ни­ков "Бо­е­во­го ка­ран­да­ша" как "боль­ше­вист­ских аги­та­то­ров, вра­гов фю­ре­ра и Тре­тье­го рей­ха"». Ин­те­рес­но, что пер­вая от­чет­ная вы­став­ка «Бо­е­во­го ка­ран­да­ша» про­шла в ВГБИЛ им. В. И. Ле­ни­на (се­го­дня РГБ) в ок­тяб­ре 1943 го­да.

Пла­кат Лео­ни­да Го­ло­ва­но­ва «Дой­дем до Бер­ли­на!» яр­ко во­пло­тил на­стро­е­ния дней на­ка­ну­не По­бе­ды. Про­то­типом ге­роя это­го пла­ка­та стал командир снайперской роты 81-го гвардейского стрелкового полка лей­те­нант Ва­си­лий Го­ло­сов. Го­ло­ва­нов ча­ще дру­гих ху­дож­ни­ков вно­сил в ге­ро­и­че­скую пла­кат­ную те­му эле­мен­ты жан­ро­во­го по­вест­во­ва­ния, умел по­ка­зать ду­шев­ную теп­ло­ту сво­их ге­ро­ев, их стой­кость и чи­сто­ту. В его пла­ка­тах яс­но вид­ны сле­ды фрон­то­вых впе­чат­ле­ний. Ли­цо бой­ца за­пом­ни­лось ху­дож­ни­ку со вре­ме­ни зна­ком­ства с ним на Юго-За­пад­ном фрон­те еще в 1943 го­ду. В пла­ка­те «Дой­дем до Бер­ли­на!» ху­дож­ни­ку уда­лось отоб­ра­зить свое­об­раз­ную на­род­ную по­э­ти­за­цию об­ли­ка сво­е­го ге­роя, вы­ра­жен­ную в есте­ствен­ной, не осо­знан­ной им са­мим храб­ро­сти, уда­ли и юмо­ре.

А в 1945 го­ду ху­дож­ник ри­су­ет по­бед­ный пла­кат «Крас­ной Ар­мии — сла­ва!», на ко­то­ром изоб­ра­жен все тот же снай­пер Ва­си­лий Го­ло­сов, сто­я­щий у сте­ны Рейхс­та­га: на ней при­креп­лен пла­кат «Дой­дем до Бер­ли­на», а ря­дом над­пись — «До­шли!» И ма­ло кто зна­ет, что на са­мом де­ле Ва­си­лий Го­ло­сов не до­жил до По­бе­ды, по­гиб­нув еще в ав­гу­сте 1943 го­да под Харь­ко­вом...

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2019 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.