Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «Художник и книги. Пастернаки»

Выставка «Художник и книги. Пастернаки»

 

Где: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, Российская государственная библиотека, Музей книги (3 подъ­езд, 4 этаж)
Ко­гда: 9 июня — 24 июля 2015 года

В 2015 го­ду от­ме­ча­ет­ся трой­ной юби­лей: 10 фев­ра­ля ис­пол­ни­лось 125 лет со дня рож­де­ния Бо­ри­са Лео­ни­до­ви­ча Па­стер­на­ка, 30 мая — 55 лет со дня его смер­ти, а 31 мая ис­пол­ни­лось 70 лет со дня смер­ти его от­ца, Лео­ни­да Оси­по­ви­ча Па­стер­на­ка. В Му­зее кни­ги РГБ объ­еди­ни­ли име­на вы­да­ю­щих­ся по­эта и ху­дож­ни­ка в од­ной не­боль­шой вы­став­ке.

Лео­нид Па­стер­нак (1862—1945) как ху­дож­ник кни­ги пред­став­лен в экс­по­зи­ции не­сколь­ки­ми ред­ки­ми из­да­ни­я­ми. Сре­ди них ил­лю­стри­ро­ван­ный двух­том­ник про­из­ве­де­ний Лер­мон­то­ва (1891). Идея вы­пус­ка кни­ги при­над­ле­жа­ла Пет­ру Пет­ро­ви­чу Кон­ча­лов­ско­му, ко­то­рый для ра­бо­ты над ил­лю­стра­ци­я­ми при­гла­сил 20 луч­ших ху­дож­ни­ков Рос­сии то­го вре­ме­ни: Ай­ва­зов­ско­го, Вру­бе­ля, Шиш­ки­на, Се­ро­ва. Лео­нид Па­стер­нак был од­ним из са­мых мо­ло­дых, и имен­но ему пред­ло­жи­ли стать ху­до­же­ствен­ным ре­дак­то­ром это­го из­да­ния. В его обя­зан­но­сти так­же вхо­ди­ла кор­рек­тор­ская ра­бо­та. Па­стер­нак сде­лал ил­лю­стра­ции к сти­хо­тво­ре­ни­ям «Ан­гел», «Уми­ра­ю­щий гла­ди­а­тор», «На смерть Пуш­ки­на», «Ду­ма», по­э­ме «Мцы­ри» и дра­ме «Мас­ка­рад». Один из ху­дож­ни­ков из­да­ния Ва­лен­тин Се­ров, очень тре­бо­ва­тель­ный к се­бе и дру­гим, осо­бен­но оце­нил изоб­ра­же­ние кар­точ­ных иг­ро­ков (ил­лю­стра­цию к дра­ме Лер­мон­то­ва «Мас­ка­рад»), в ко­то­рых удач­но пе­ре­да­ны ти­пы иг­ра­ю­щих. Эта ра­бо­та так­же нра­ви­лась и са­мо­му Па­стер­на­ку.

Лео­нид Па­стер­нак не раз об­ра­щал­ся к про­из­ве­де­ни­ям Льва Тол­сто­го, с ко­то­рым он по­зна­ко­мил­ся в 1893 го­ду, ко­гда при­нес ему свои ил­лю­стра­ции к «Вой­не и ми­ру». Они так по­нра­ви­лись пи­са­те­лю, что поз­же Тол­стой пред­ло­жил Па­стер­на­ку сде­лать ил­лю­стра­ции к ро­ма­ну «Вос­кре­се­ние». Ху­дож­ник на­ри­со­вал 33 ри­сун­ка (31 ита­льян­ским ка­ран­да­шом и две ра­бо­ты мас­лом), и в 1900 го­ду вы­шло пер­вое из­да­ние с его ри­сун­ка­ми. На вы­став­ке по­ка­зы­ва­ет­ся кни­га из­да­тель­ства Сы­ти­на 1915 го­да, в ко­то­ром вос­про­из­ве­де­ны десять из этих ил­лю­стра­ций, ко­то­рые ху­дож­ник по­вто­рил в тех­ни­ке ак­ва­ре­ли. Ин­те­рес­но, что по­сле вы­хо­да в свет пер­во­го из­да­ния Тол­стой про­дол­жал ра­бо­тать над ро­ма­ном, кни­га бы­ла им пе­ре­ра­бо­та­на, и из­да­ние Сы­ти­на в то вре­мя счи­та­лось наи­бо­лее пол­ным и точ­ным. Счи­та­ет­ся, что ил­лю­стра­ции Па­стер­на­ка к «Вос­кре­се­нию» яв­ля­ют­ся вер­ши­ной твор­че­ства ху­дож­ни­ка как книж­но­го гра­фи­ка.

Ху­дож­ник оста­вил мно­же­ство за­ри­со­вок Тол­сто­го с на­ту­ры. Он яв­ля­ет­ся и ав­то­ром порт­ре­та биб­лио­те­ка­ря Ру­мян­цев­ско­го му­зея Ни­ко­лая Фе­до­ро­ви­ча Фе­до­ро­ва, о ко­то­ром оста­вил за­пи­си в сво­их вос­по­ми­на­ни­ях. «В нем бы­ло что-то очень стран­ное, ори­ги­наль­ное, что-то от ас­ке­ти­че­ских мо­на­хов, ко­то­рых изоб­ра­жа­ли ита­льян­ские ху­дож­ни­ки. С не­го мож­но бы­ло бы пи­сать Фран­цис­ка Ас­сиз­ско­го». Из­вест­но, что Фе­до­ров за­пре­щал се­бя ри­со­вать и фо­то­гра­фи­ро­вать, по­это­му Па­стер­нак, ра­бо­тая в До­ме Паш­ко­ва, де­лал с не­го за­ри­сов­ки тай­ком. На их ос­но­ва­нии он в 1919 го­ду вы­пол­нил по за­ка­зу уче­ной кол­ле­гии Ру­мян­цев­ско­го му­зея цвет­ной порт­рет Фе­до­ро­ва. Сей­час он хра­нит­ся в фон­де не­книж­ных ма­те­ри­а­лов Му­зея кни­ги РГБ. Счи­та­ет­ся, что это един­ствен­ный порт­рет фи­ло­со­фа, од­на­ко это не так. Еще один порт­рет Фе­до­ро­ва, ко­то­рый сде­лал Сер­гей Алек­се­е­вич Ко­ро­вин, брат ху­дож­ни­ка Кон­стан­ти­на Ко­ро­ви­на, на­хо­дит­ся в Му­зее ис­то­рии Моск­вы.

На вы­став­ке есть и вос­про­из­ве­де­ние в тех­ни­ке ге­лио­гра­вю­ры пер­вой боль­шой са­мо­сто­я­тель­ной ра­бо­ты ху­дож­ни­ка, «Пись­мо с ро­ди­ны», ко­то­рую он го­то­вил к от­кры­тию вы­став­ки кар­тин То­ва­ри­ще­ства пе­ре­движ­ных вы­ста­вок. Па­вел Тре­тья­ков, при­е­хав­ший по­смот­реть кар­ти­ну еще в не­за­кон­чен­ном ви­де, ку­пил ее для сво­ей га­ле­реи.

Ин­те­ре­сен один из то­мов эн­цик­ло­пе­ди­че­ско­го сло­ва­ря рус­ско­го биб­лио­гра­фи­че­ско­го ин­сти­ту­та «Гра­нат». Об­лож­ка и фор­зац бы­ли вы­пол­не­ны Леонидом Па­стер­на­ком для седьмого из­да­ния сло­ва­ря (1910—1948) в 58 то­мах. Су­дя по все­му, изоб­ра­же­ние ли­ца юно­ши на об­лож­ке ху­дож­ник пи­сал со сво­е­го сы­на, Бо­ри­са Па­стер­на­ка.

Бо­рис Па­стер­нак (1890—1960) пред­став­лен на вы­став­ке как по­эт, про­за­ик и пе­ре­вод­чик. Сре­ди экс­по­на­тов — ред­чай­шие при­жиз­нен­ные из­да­ния: са­мый пер­вый сбор­ник по­эта «Близ­нец в ту­чах», ко­то­рый вы­шел в де­каб­ре 1913 го­да, вто­рое из­да­ние сбор­ни­ка «По­верх ба­рье­ров» (1917). Имен­но в нем впер­вые про­зву­ча­ла по­э­ти­че­ская де­кла­ра­ция Па­стер­на­ка — «по­э­зия вес­ны». И, ко­неч­но, сбор­ник «Сест­ра моя жизнь», по­сле ко­то­ро­го по­эт проснул­ся зна­ме­ни­тым. Этот сбор­ник впер­вые вы­шел в 1922 го­ду в част­ном из­да­тель­стве З. И. Грже­би­на в Москве. Из­да­тель­ство (1919—1923) бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но в Пет­ро­гра­де и име­ло фи­ли­а­лы в Москве и Бер­ли­не. Боль­шая часть сти­хо­тво­ре­ний из­да­ния на­пи­са­на ле­том 1917 го­да. Вто­рое из­да­ние, пред­став­лен­ное на вы­став­ке, вы­шло в 1923 го­ду в бер­лин­ском фи­ли­а­ле. На фрон­тис­пи­се — порт­рет Бо­ри­са Па­стер­на­ка, вы­пол­нен­ный ху­дож­ни­ком Юри­ем Ан­нен­ко­вым. «Мож­но лю­бить или не лю­бить кни­гу „Сест­ра моя жизнь“. Но труд­но не при­знать ее чу­дом», — пи­шет Дмит­рий Бы­ков в свое кни­ге о по­эте в се­рии ЖЗЛ.

Па­стер­нак как дет­ский ав­тор из­ве­стен ма­ло, од­на­ко у не­го вы­шли две дет­ских книж­ки — «Зве­ри­нец» и «Ка­ру­сель». На вы­став­ке мож­но уви­деть «Зве­ри­нец» (1929) с ил­лю­стра­ци­я­ми ху­дож­ни­ка Ни­ко­лая Куп­ре­я­но­ва — счи­та­ет­ся, что это од­на из луч­ших дет­ских книг кон­ца 1920—30-х годов.

Эк­зем­пляр из биб­лио­те­ки Ни­ко­лая Ру­ба­ки­на — кни­га «Воз­душ­ные пу­ти» (Москва, 1933). Это сбор­ник про­за­и­че­ских про­из­ве­де­ний Па­стер­на­ка, в ко­то­рый во­шли: «Дет­ство Лю­верс», «Ап­пе­ле­со­ва чер­та», «Воз­душ­ные пу­ти», «По­весть». «Дет­ство Лю­верс» — часть не­за­кон­чен­но­го ро­ма­на «Три име­ни», к ра­бо­те над ко­то­рым Па­стер­нак при­сту­пил в 1918 го­ду (окон­ча­ние бу­дет уни­что­же­но). Но­вел­ла «Ап­пе­ле­со­ва чер­та» бы­ла на­пи­са­на в 1915 го­ду (это пер­вая за­кон­чен­ная про­за ав­то­ра). Над по­ве­стью «Воз­душ­ные пу­ти» он на­чал ра­бо­тать в 1924 го­ду, а в 1928 го­ду при­сту­пил к «По­ве­сти».

Из от­но­си­тель­но не­дав­них из­да­ний Бо­ри­са Па­стер­на­ка пред­став­ле­ны ин­те­рес­ное биб­лио­филь­ское ну­ме­ро­ван­ное из­да­ние 1988 года, от­пе­ча­тан­ное в тех­ни­ке ав­то­ли­то­гра­фии в ко­ли­че­стве 50 эк­зем­пля­ров, в ко­то­рое во­шли 12 сти­хо­тво­ре­ний Бориса Па­стер­на­ка из 17-й гла­вы ро­ма­на «Док­тор Жи­ва­го» и 8 ил­лю­стра­ций на от­дель­ных ли­стах.

Кни­ги на вы­став­ке:





 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2019 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.