Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «Музыкальная аллея»

Выставка «Музыкальная аллея»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ
Ко­гда: 16—20 но­яб­ря 2015 года

С 16 по 20 но­яб­ря 2015 года в кон­церт­ном за­ле от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ про­шла спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ная вы­став­ка «Му­зы­каль­ная ал­лея». Там мож­но бы­ло по­зна­ко­мить­ся с наи­бо­лее ин­те­рес­ны­ми из­да­ни­я­ми нот, книг по му­зы­ке и грам­пла­сти­нкам, ко­то­рые по­сту­пи­ли в биб­лио­те­ку в 2014—2015 годах. Кро­ме то­го, в про­грам­му вы­став­ки бы­ли вклю­че­ны лек­ции-об­зо­ры ста­рых шел­ла­ко­вых пла­сти­нок и со­вре­мен­ных дис­ков, до­ре­во­лю­ци­он­ных из­да­ний дет­ской му­зы­ки и со­вет­ских пе­сен, про­грам­мок му­зы­каль­ных спек­так­лей и бук­ле­тов.

Каж­дая лек­ция со­про­вож­да­лась экс­по­зи­ци­ей на за­яв­лен­ную те­му: все до­ку­мен­ты из фон­дов от­де­ла мож­но бы­ло чи­тать и рас­смат­ри­вать. Это прин­ци­пи­аль­но но­вый фор­мат рас­кры­тия фон­дов, ко­то­рый ре­ши­ли опро­бо­вать в от­де­ле нот­но-му­зы­каль­ных из­да­ний РГБ. Экс­пе­ри­мент удал­ся, и воз­мож­но, в До­ме Паш­ко­ва еще не один раз бу­дут зна­ко­мить чи­та­те­лей с со­кро­ви­ща­ми му­зы­каль­ной куль­ту­ры по­доб­ным об­ра­зом.

На­при­мер, лек­ция «Ху­до­же­ствен­ное оформ­ле­ние нот­ных из­да­ний кон­ца XIX и XX ве­ков» по­ка­за­ла, как на про­тя­же­нии сто­ле­тия в но­то­пе­ча­та­нии от­ра­зи­лась сме­на ху­до­же­ствен­ных те­че­ний: от рус­ско­го сти­ля и мо­дер­на до гра­фи­ки соц­ре­а­лиз­ма. Все пред­став­лен­ные но­ты объ­еди­ня­ет стрем­ле­ние ху­дож­ни­ков со­здать со­звуч­ное му­зы­каль­но­му со­дер­жа­нию оформ­ле­ние. На лек­ции мож­но бы­ло по­ли­стать нот­ные из­да­ния, оформ­лен­ные вы­да­ю­щи­ми­ся ма­сте­ра­ми: Ива­ном Би­ли­би­ным, Львом Бак­стом, Ев­ге­ни­ем Лан­се­ре, Еле­ной Са­мо­киш-Суд­ков­ской. И узнать мно­го ин­те­рес­но­го о судь­бе и твор­че­стве Вик­то­ра Си­мо­ва, Ва­си­лия Ма­сю­ти­на, Клав­дия Ле­бе­де­ва и мно­гих дру­гих ху­дож­ни­ков — не та­ких ши­ро­ко из­вест­ных се­го­дня, но оста­вив­ших нам за­ме­ча­тель­ные об­раз­цы ис­кус­ства оформ­ле­ния му­зы­ки.

Лек­ция «От „Пи­шу­ще­го аму­ра“ до СD» да­ет яс­ную кар­ти­ну ис­то­рии раз­ви­тия оте­че­ствен­ной зву­ко­за­пи­сы­ва­ю­щей от­рас­ли. Здесь мож­но бы­ло по­слу­шать и уви­деть ред­кие об­раз­цы ста­рых шел­ла­ко­вых пла­сти­нок на­ча­ла ХХ века, за­пи­сан­ных на фир­ме «Грам­мо­фон» («Пи­шу­щий Амур», «Го­лос его хо­зя­и­на»); грам­пла­стин­ки пер­вой тре­ти ХХ века, на ко­то­рых по­ме­ще­ны порт­ре­ты зна­ме­ни­тых ис­пол­ни­те­лей — Клав­дии Шуль­жен­ко, Сер­гея Ле­ме­ше­ва. Ис­то­рия зву­ко­за­пи­си в Рос­сии пол­на лю­бо­пыт­ных фак­тов: так, ма­ло кто зна­ет, что в со­вет­ское вре­мя до 1950-х годов под­ход к кон­вер­там для пла­сти­нок был весь­ма ути­ли­тар­ным — на них пуб­ли­ко­ва­ли ре­кла­му шляп, ви­та­ми­нов, мы­ла, услуг Сбе­ре­га­тель­но­го бан­ка. И толь­ко по­сле уча­стия в меж­ду­на­род­ных вы­став­ках оте­че­ствен­ные из­го­то­ви­те­ли пла­сти­нок за­ду­ма­лись о ху­до­же­ствен­ном оформ­ле­нии кон­вер­тов. Ин­те­рес­но бы­ло уви­деть и не­обыч­ные ко­роб­ки, че­мо­дан­чи­ки, предо­хра­няв­шие хруп­кие шел­ла­ко­вые пла­стин­ки от по­вре­жде­ния. И услы­шать ста­рую за­пись с шел­ла­ка — «Пес­ню о бло­хе» Модеста Му­сорг­ско­го в ис­пол­не­нии Фёдора Ша­ля­пи­на.

Лек­ция «Дет­ская му­зы­ка в до­ре­во­лю­ци­он­ных из­да­ни­ях» вос­кре­ша­ет па­мять о се­мей­ных уро­ках му­зы­ки — спе­ци­аль­но для «доб­рых ма­те­рей, ко­то­рые на­ме­ре­ны са­ми учить сво­их де­тей пер­вым на­ча­лам фор­те­пи­ан­ной иг­ры», вы­пус­ка­лись мно­го­чис­лен­ные сбор­ни­ки му­зы­каль­ных про­из­ве­де­ний. Это кра­соч­но оформ­лен­ные кла­ви­ры, фор­те­пи­ан­ные и во­каль­ные сбор­ни­ки, му­зы­каль­но-пе­да­го­ги­че­ская ли­те­ра­ту­ра — из­да­ния се­ре­ди­ны XIX — на­ча­ла ХХ века, ко­гда в эпо­ху рас­цве­та рус­ской му­зы­каль­ной куль­ту­ры бы­ли со­зда­ны про­из­ве­де­ния, на ко­то­рых вы­рос­ло (и про­дол­жа­ет вос­пи­ты­вать­ся) не од­но по­ко­ле­ние. Са­мые из­вест­ные ком­по­зи­то­ры то­го вре­ме­ни — Пётр Чай­ков­ский, Владимир Ре­би­ков, Цезарь Кюи, Александр Гре­ча­ни­нов, Анатолий Ля­дов — тво­ри­ли спе­ци­аль­но для де­тей. Осо­бое вни­ма­ние к дет­ско­му му­зы­каль­но­му об­ра­зо­ва­нию от­ра­же­но и в оформ­ле­нии нот, их выпускали са­мые круп­ные из­да­те­ли — Пётр Юр­ген­сон, Матвей Бер­нард, Александр Гут­хейль, Юлий Цим­мер­ман, а оформ­ля­ли из­вест­ней­шие ху­дож­ни­ки.

Лек­ция «Му­зы­каль­ные про­грамм­ки и бук­ле­ты» рас­ска­за­ла о со­бра­нии про­грам­мок кон­цер­тов, му­зы­каль­ных спек­так­лей, бук­ле­тов раз­лич­ных кон­кур­сов и фе­сти­ва­лей. Кол­лек­ция, хра­ня­ща­я­ся в от­де­ле нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ, охва­ты­ва­ет пе­ри­од с 1866 го­да по на­сто­я­щее вре­мя. Этот фонд по­сто­ян­но по­пол­ня­ет­ся, глав­ным об­ра­зом, бла­го­да­ря да­рам чи­та­те­лей; кое-что по­ку­па­ет­ся, осо­бен­но эк­зем­пля­ры с ав­то­гра­фа­ми из­вест­ных му­зы­кан­тов. Кол­лек­ция де­мон­стри­ру­ет бес­ко­неч­но ин­те­рес­ное мно­же­ство форм пе­ре­пле­те­ния му­зы­каль­но­го жан­ра с ху­до­же­ствен­ным. И яв­ля­ет­ся еще од­ним укра­ше­ни­ем фон­дов нот­но-му­зы­каль­но­го от­де­ла и биб­лио­те­ки в це­лом.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.