Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «Ах, мир нуждается в любви». К 145-летию со дня рождения А. И. Куприна

Выставка «Ах, мир нуждается в любви». К 145-летию со дня рождения А. И. Куприна

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, корп. 1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, чи­таль­ный зал НИО ру­ко­пи­сей РГБ
Ко­гда: 1—30 сен­тяб­ря 2015 года

В чи­таль­ном за­ле на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ру­ко­пи­сей РГБ от­кры­та вы­став­ка к 145-ле­тию со дня рож­де­ния Алек­сандра Ива­но­ви­ча Куп­ри­на. Это ис­точ­ни­ки из лич­но­го ар­хи­ва пи­са­те­ля, а так­же из дру­гих фон­дов, в ко­то­рых со­хра­ни­лись пись­ма, ав­то­гра­фы, фо­то­гра­фии Куп­ри­на — из со­бра­ния Ан­то­на Пав­ло­ви­ча Че­хо­ва, Вла­ди­ми­ра Га­лак­ти­о­но­ви­ча Ко­ро­лен­ко, ар­хи­ва га­зе­ты «Рус­ское сло­во» и дру­гих.

В первую оче­редь на вы­став­ке пред­став­ле­ны ру­ко­пи­си из ар­хи­ва са­мо­го Алек­сандра Ива­но­ви­ча Куп­ри­на (ф. 392), об­ра­зо­ван­но­го в 1959 го­ду. В не­го во­шли твор­че­ские ру­ко­пи­си и пись­ма пи­са­те­ля, вос­по­ми­на­ния о нем, фо­то­гра­фии, ма­те­ри­а­лы род­ствен­ни­ков.

Пер­вые до­ку­мен­ты, свя­зан­ные с име­нем Куп­ри­на, по­сту­пи­ли в Го­су­дар­ствен­ную биб­лио­те­ку им. Ле­ни­на еще при жиз­ни пи­са­те­ля, в 1931—1937 годах: на­при­мер, пол­ный по­служ­ной спи­сок, со­став­лен­ный в 1893 году во вре­мя служ­бы Куп­ри­на в 46-м пе­хот­ном Дне­пров­ском пол­ку, дру­же­ское по­сла­ние к пи­са­те­лю Ар­се­нию Аль­вин­гу. По­сле это­го зна­чи­тель­ный ком­плекс ма­те­ри­а­лов, со­ста­вив­ший яд­ро ар­хи­ва пи­са­те­ля, по­сту­пил в 1955 го­ду от двух его пле­мян­ниц — На­деж­ды Ива­нов­ны Нат и Со­фьи Ста­ни­сла­вов­ны Не­пом­ня­щей. Близ­кий друг Куп­ри­на Ев­сей Ми­хай­ло­вич Ас­пиз в 1958 году пе­ре­дал в от­дел ру­ко­пи­сей аль­бом ав­то­гра­фов пи­са­те­лей и ар­ти­стов, по­се­щав­ших Ба­ла­кла­ву, где жил Куп­рин, а впо­след­ствии — не­сколь­ко его пи­сем.

В 1960 году Люд­ми­ла Сер­ге­ев­на Вран­гель пе­ре­да­ла в дар от­де­лу ру­ко­пи­сей биб­лио­те­ки 24 ад­ре­со­ван­ных ей пись­ма Куп­ри­на (1922, 1925) и свои вос­по­ми­на­ния о нем. В 1965 го­ду от Ни­ко­лая Кон­стан­ти­но­ви­ча Верж­биц­ко­го по­сту­пи­ли ма­те­ри­а­лы, свя­зан­ные с по­след­ни­ми го­да­ми жиз­ни пи­са­те­ля, сре­ди них — его по­след­ний рас­сказ «Тень На­по­лео­на», пе­ре­пи­сан­ный же­ной, Ели­за­ве­той Мо­ри­цов­ной Куп­ри­ной, вос­по­ми­на­ния 1937 года о Горь­ком и о го­дах, про­ве­ден­ных в эми­гра­ции, пись­ма и фо­то­гра­фии.

Часть ма­те­ри­а­лов, в ос­нов­ном пись­ма Але­санд­ра Ива­но­ви­ча Куп­ри­на, по­сту­па­ли в раз­ные го­ды от раз­ных лиц: в 1967 го­ду ав­то­граф за­мет­ки «Еще раз» по­сту­пил от А. Г. Са­вчен­ко, в 1977 году А. Я. По­лон­ский (Па­риж) пред­ло­жил ав­то­граф XXVIII гла­вы ро­ма­на «Юн­ке­ра», ко­то­рый, в част­но­сти, мож­но уви­деть на вы­став­ке.

Ос­нов­ная часть ру­ко­пи­сей Куп­ри­на со­бра­на в фон­де 392, но не­ко­то­рые ма­те­ри­а­лы при­над­ле­жат к дру­гим фон­дам. На­при­мер, в фон­де 331 хра­нит­ся 19 пи­сем пи­са­те­ля к Ан­то­ну Че­хо­ву и ав­то­граф ста­тьи па­мя­ти Че­хо­ва, в фон­де 135 — пись­мо к Вла­ди­ми­ру Га­лак­ти­о­но­ви­чу Ко­ро­лен­ко, в ар­хи­ве га­зе­ты «Рус­ское сло­во» (фонд 259) — пись­ма Куп­ри­на ре­дак­то­рам, в фон­де 437 — три пись­ма 1919 года к Ми­ха­и­лу Пет­ро­ви­чу Галь­пе­ри­ну.

Од­но из пи­сем Куп­ри­на к Че­хо­ву, на­пи­сан­ное в ян­ва­ре 1902 года, — од­но из сви­де­тельств его раз­но­сто­рон­но­сти, же­ла­ния как мож­но боль­ше по­знать и уметь де­лать в жиз­ни: «При­е­хав осе­нью в Моск­ву, я хо­тел бы­ло, по Ва­ше­му со­ве­ту, по­про­бо­вать по­сту­пить в Ху­до­же­ствен­ный те­атр, но ко­гда уви­дел, сколь­ко ту­да на­хлы­ну­ло к то­му вре­ме­ни особ обо­е­го по­ла, жаж­ду­щих то­го же са­мо­го, то скон­фу­зил­ся и ис­пу­гал­ся сво­ей сме­ло­сти. Нечто по­доб­ное я ви­дел толь­ко один раз в сво­ей жиз­ни — имен­но на эк­за­ме­не в Ака­де­мию ге­не­раль­но­го шта­ба, где на 60 ва­кан­сий яви­лось око­ло 1000 че­ло­век...».

На вы­став­ке мож­но уви­деть ма­те­ри­а­лы, свя­зан­ные с пи­са­те­лем, ко­то­рые по­сту­пи­ли в от­дел ру­ко­пи­сей в со­ста­ве кол­лек­ций: в фон­де Аб­ра­мо­ва (ф. 1) на­хо­дит­ся ав­то­граф рас­ска­за Куп­ри­на «Мыс­ли Самп­са­на XXXII о лю­дях, жи­вот­ных, пред­ме­тах и со­бы­ти­ях» (1916), в фон­де Ры­ков­ско­го (ф. 421) — афо­риз­мы, ад­ре­со­ван­ные Мил­лю [Ка­зи­ми­ру Ро­му­аль­до­ви­чу, пи­са­те­лю], в фон­де Дес­ниц­ко­го (ф. 439) — фо­то­гра­фия 1914 года с дар­ствен­ной над­пи­сью ак­те­ру Н. Н. Хо­до­то­ву, а в фон­де Да­ни­лев­ско­го (ф. 438) — шу­точ­ное при­вет­ствие Фе­до­ру Фе­до­ро­ви­чу Фид­ле­ру, пе­ре­вод­чи­ку, пе­да­го­гу, со­би­ра­те­лю част­но­го ли­те­ра­тур­но­го му­зея, в день его рож­де­ния (1906).

Очень ин­те­рес­ны ста­рые фо­то­гра­фии, по­ка­зы­ва­ю­щие пи­са­те­ля в воз­расте се­ми лет, порт­ре­ты его ро­ди­те­лей Ива­на Ива­но­ви­ча и Лю­бо­ви Алек­се­ев­ны Куп­ри­ных, мно­го­чис­лен­ные сним­ки пи­са­те­ля в кру­гу се­мьи: с же­ной Ели­за­ве­той Мо­ри­цов­ной и до­че­рью Ксе­ни­ей.

Ма­ши­но­пис­ная ру­ко­пись пле­мян­ни­ка пи­са­те­ля Ге­ор­гия Ива­но­ви­ча Мо­жа­ро­ва «Мо­ло­дой Куп­рин» жи­во­пи­су­ет зна­ме­ни­то­го дя­дю: «Да­же в мо­их ран­них дет­ских вос­по­ми­на­ни­ях с пред­став­ле­ни­ем о Куп­ри­не не­раз­рыв­но свя­зы­ва­ет­ся спорт. Че­ло­век мо­гу­че­го сло­же­ния и ат­ле­ти­че­ской си­лы, Куп­рин за­ни­мал­ся по­чти все­ми ви­да­ми спор­та — вплоть до фран­цуз­ской борь­бы, ко­то­рая в то вре­мя еще толь­ко на­чи­на­ла по­яв­лять­ся у нас в Рос­сии. Мне ду­ма­ет­ся, что в спор­те он ви­дел пре­крас­ней­шее и со­вер­шен­ней­шее про­яв­ле­ние той при­ми­тив­ной те­лес­ной си­лы, ко­то­рую он чуть ли не бо­го­тво­рил в че­ло­ве­ке. Сво­ей соб­ствен­ной си­лой и лов­ко­стью он страш­но гор­дил­ся и ино­гда пря­мо-та­ки тще­сла­вил­ся по-маль­чи­ше­ски. Пом­ню, как од­на­жды он „вы­жал“ на ла­до­ни (как ат­ле­ты „вы­жи­ма­ют“ ги­ри) мою мать — жен­щи­ну весь­ма со­лид­ную и уве­си­стую».

Че­рез до­ку­мен­ты на вы­став­ке мож­но уви­деть, как пи­са­тель пы­тал­ся при­спо­со­бить­ся к жиз­ни в по­сле­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии, ка­кие мыс­ли одо­ле­ва­ли его в эми­гра­ции, что за­ста­ви­ло его вер­нуть­ся на Ро­ди­ну. Об этом сте­но­грам­ма его бе­се­ды с Горь­ким, пись­ма дру­зьям, ин­тер­вью «Из­ве­сти­ям» с прав­ка­ми.

«Швы­ря­ет нас, точ­но кус­ки проб­ки на оке­ан­ских вол­нах — ту­да-сю­да, сю­да-ту­да... Ах, как мир нуж­да­ет­ся в люб­ви. И по­че­му эта про­стая, на­сущ­ная ис­ти­на ни­ко­му не яс­на? Още­ти­ни­лись все, оско­ти­ни­лись, вез­де оска­лен­ные мор­ды и за­хле­бы­ва­ю­ще­е­ся ры­ча­ние. Как тя­же­ло в Па­ри­же, ес­ли бы вы зна­ли, дру­жо­чек!» — ци­та­та из пись­ма Куп­ри­на ба­ро­нес­се Люд­ми­ле Сер­ге­ев­не Вран­гель и да­ла на­зва­ние этой вы­став­ке.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2019 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.