Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «Десять веков Мариинского Евангелия»

Выставка «Десять веков Мариинского Евангелия»

 

Где: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, стр.1, Российская государственная библиотека, Дом Пашкова, чи­таль­ный зал НИО ру­ко­пи­сей РГБ (вход со Ста­ро­ва­гань­ков­ско­го пе­ре­ул­ка)
Ко­гда: 19—29 мая 2015 года

В те­че­ние не­сколь­ких дней у чи­та­те­лей РГБ есть воз­мож­ность уви­деть, без пре­уве­ли­че­ния, уни­каль­ный па­мят­ник древ­ней пись­мен­но­сти — Ма­ри­ин­ское Еван­ге­лие. На­пи­сан­ная на гла­го­ли­це ты­ся­че­лет­няя ру­ко­пись пред­став­ле­на на вы­став­ке в Ру­мян­цев­ском за­ле в До­ме Паш­ко­ва. Кро­ме нее, здесь мож­но по­зна­ко­мить­ся с дру­ги­ми фраг­мен­та­ми на ис­чез­нув­шем ал­фа­ви­те, хра­ня­щи­ми­ся в фон­дах РГБ, а так­же узнать об ис­то­рии по­ис­ка древ­них сла­вян­ских ру­ко­пи­сей рус­ским фи­ло­ло­гом-сла­ви­стом Вик­то­ром Ива­но­ви­чем Гри­го­ро­ви­чем.

Ма­ри­ин­ское Еван­ге­лие впер­вые по­ка­зы­ва­ет­ся так ши­ро­ко: ру­ко­пись нуж­да­ет­ся в ре­став­ра­ции, воз­мож­ность про­ве­де­ния ко­то­рой по­яви­лась со­всем не­дав­но. До сих пор этот па­мят­ник изу­чен не­до­ста­точ­но, нет и пол­но­го на­уч­но­го фак­си­миль­но­го из­да­ния. На от­кры­тии вы­став­ки пре­зи­дент РГБ Вик­тор Ва­си­лье­вич Фе­до­ров на­звал по­каз Ма­ри­ин­ско­го Еван­ге­лия од­ним из цен­траль­ных ме­ро­при­я­тий Го­да ли­те­ра­ту­ры в РГБ. Не­смот­ря на то что по­ка стра­ниц кни­ги не ка­са­лась ру­ка ре­став­ра­то­ров, мож­но уве­рен­но су­дить об ори­ги­наль­но­сти и яр­ко­сти его ми­ни­а­тюр. «Древ­ние кни­ги во­об­ще со­хра­ни­лись фраг­мен­тар­но, и то, что у нас есть Ма­ри­ин­ское Еван­ге­лие в ви­де це­ло­го ко­дек­са, — это боль­шая уда­ча», — уве­ре­на ку­ра­тор вы­став­ки, за­ве­ду­ю­щая сек­то­ром ру­ко­пис­ных книг НИО ру­ко­пи­сей РГБ, док­тор фи­ло­ло­ги­че­ских на­ук, про­фес­сор Ма­ри­на Се­ме­нов­на Кру­то­ва.

Дей­стви­тель­но, «Ма­ри­ин­ское Еван­ге­лие» (Ф. 87. № 6) яв­ля­ет­ся од­ним из наи­бо­лее дра­го­цен­ных ру­ко­пис­ных ис­точ­ни­ков биб­лио­те­ки. Это уни­каль­ный книж­ный па­мят­ник ран­ней сла­вян­ской гла­го­ли­че­ской пись­мен­но­сти, да­ти­ру­ю­щий­ся на­ча­лом XI ве­ка, име­ю­щий не­пре­хо­дя­щее на­уч­ное и ис­то­ри­ко-куль­тур­ное зна­че­ние, па­мят­ник ми­ро­во­го зна­че­ния. Он ис­клю­чи­тель­но ва­жен для ис­то­ри­ков хри­сти­ан­ской ре­ли­гии, для фи­ло­ло­гов, ис­кус­ство­ве­дов, па­лео­гра­фов и кни­го­ве­дов. Под­твер­жде­ни­ем че­му ста­ло при­сут­ствие на от­кры­тии вы­став­ки из­вест­но­го линг­ви­ста и ис­то­ри­ка язы­ка и куль­ту­ры Бо­ри­са Ан­дре­еви­ча Успен­ско­го, ко­то­рый до сих пор изу­чал Ма­ри­ин­ское Еван­ге­лие по из­да­ни­ям в ки­рил­ли­че­ской вер­сии. «Я счаст­лив, что се­го­дня ви­жу ори­ги­нал», — от­ме­тил он.

Еван­ге­лие бы­ло най­де­но рус­ским фи­ло­ло­гом-сла­ви­стом Вик­то­ром Ива­но­ви­чем Гри­го­ро­ви­чем на Афо­не, в рус­ском ски­ту Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, от­сю­да и на­зва­ние «Ма­ри­ин­ское», под ко­то­рым оно во­шло в на­уч­ные ис­сле­до­ва­ния. Два ли­ста из этой кни­ги хра­нят­ся ны­не в Вен­ской на­ци­о­наль­ной биб­лио­те­ке. Ма­ри­ин­ское Еван­ге­лие близ­ко зна­ме­ни­то­му Зо­граф­ско­му Еван­ге­лию, хра­ня­ще­му­ся в РНБ. Ру­ко­пис­ная кни­га укра­ше­на ор­на­мен­таль­ны­ми за­став­ка­ми, ини­ци­а­ла­ми и тре­мя ми­ни­а­тю­ра­ми, на ко­то­рых изоб­ра­же­ны еван­ге­ли­сты Марк, Лу­ка, Иоанн.

На вы­став­ке есть воз­мож­ность уви­деть Ма­ри­ин­ское Еван­ге­лие сре­ди дру­гих древ­ней­ших па­мят­ни­ков. Сре­ди них «Ар­хан­гель­ское Еван­ге­лие» (1092), «Лист­ки Ун­доль­ско­го» (XI в.), «Си­мо­но­во Еван­ге­лие» (1164), «Ле­стви­ца Иоан­на Ле­ствич­ни­ка» (сер. XII в.), «Охрид­ский апо­стол» (кон. XII в.), «Слеп­чен­ский апо­стол» (кон. XII в.), «До­бри­ло­во Еван­ге­лие» и др. К на­сто­я­ще­му вре­ме­ни со­хра­ни­лось очень ма­ло па­мят­ни­ков гла­го­ли­че­ской пись­мен­но­сти и па­мят­ни­ков со сле­да­ми гла­го­ли­цы, по­это­му на вы­став­ке пред­став­ле­ны дру­гие уни­каль­ные гла­го­ли­че­ские ру­ко­пис­ные па­мят­ни­ки: «Бо­ян­ский па­лимп­сест» (кон. XI в.) и рим­ско-ка­то­ли­че­ский Бре­виа­рий (1443), пи­сан­ный уг­ло­ва­той (хор­ват­ской) гла­го­ли­цей.

Очень ин­те­рес­ны до­ку­мен­ты, рас­ска­зы­ва­ю­щие о жиз­ни и со­би­ра­тель­ской де­я­тель­но­сти Гри­го­ро­ви­ча, счи­тав­ше­го не­об­хо­ди­мым про­дол­же­ние ра­бо­ты по со­би­ра­нию и изу­че­нию па­мят­ни­ков древ­ней пись­мен­но­сти и внес­ше­го огром­ный вклад в раз­ви­тие ар­хео­гра­фии и кни­го­ве­де­ния. Это его за­пис­ные книж­ки, чер­но­вые про­ше­ния о воз­мож­но­сти по­се­тить Афон­ский Пан­те­лей­мо­нов мо­на­стырь, ред­кая под­лин­ная фо­то­гра­фия Гри­го­ро­ви­ча и его ви­зит­ная кар­точ­ка, пу­те­вые за­мет­ки, про­пус­ка в Афон­ские мо­на­сты­ри для ра­бо­ты над древни­ми ру­ко­пи­ся­ми, по­лу­чен­ные от со­ве­та пред­ста­ви­те­лей Афон­ских мо­на­сты­рей в 1844 году. На Афо­не Гри­го­ро­вич ра­бо­тал с 1843 по 1847 год. Там он при­об­рел свы­ше 130 ру­ко­пис­ных книг.


Мариинское Евангелие (в иностранной литературе обычно именуется Codex Marianus), XI в. /
Фото: Наталья Бабахина

«Пу­те­ше­ствие по Афон­ским мо­на­сты­рям и со­би­ра­ние в них книг не бы­ло толь­ко ини­ци­а­ти­вой са­мо­го Вик­то­ра Ива­но­ви­ча, а бы­ло де­лом офи­ци­аль­ным, — рас­ска­зы­ва­ет Ма­ри­на Се­ме­нов­на Кру­то­ва. — Оно бы­ло про­дик­то­ва­но прось­бой са­мих гре­че­ских мо­на­сты­рей — ни­кто не по­ся­гал на соб­ствен­ность Свя­той го­ры, мо­на­хи са­ми при­гла­ша­ли Гри­го­ро­ви­ча для опи­са­ния сво­их ру­ко­пи­сей, и он с их ве­до­ма и со­гла­сия их при­об­ре­тал».

За­ве­ду­ю­щая от­де­лом на­уч­ных ис­сле­до­ва­ний и ре­став­ра­ции пер­га­мен­ных ру­ко­пи­сей ВХНРЦ им. И. Э. Гра­ба­ря Эли­на Ни­ко­ла­ев­на Доб­ры­ни­на с эн­ту­зи­аз­мом встре­ча­ет пер­спек­ти­ву ре­став­ра­ции Ма­ри­ин­ско­го Еван­ге­лия в сте­нах Все­рос­сий­ско­го ху­до­же­ствен­но­го на­уч­но-ре­став­ра­ци­он­но­го цен­тра. «Для нас очень боль­шая честь, что нам пред­по­ла­га­ют пе­ре­дать этот па­мят­ник, — от­ме­ти­ла она. — И ес­ли го­во­рят, что ре­став­ра­ция — это вто­рое рож­де­ние, то, на­вер­ное, спустя ты­ся­чу лет по­ра при­сту­пить ко вто­ро­му рож­де­нию этой ру­ко­пи­си».


Бревиарий римско-католический, XIV в., угловатая (хорватская) глаголица / Фото: Наталья Бабахина


Жития Нифонта Констанцского и Феодора Студита, кон. XII — перв. пол. XIII в. / Фото: Наталья Бабахина


Слепченский апостол, кон. XII в. / Фото: Наталья Бабахина

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2019 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.