Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «”Все начиналось с фуэте...”: русский балет в эмиграции»

Выставка «”Все начиналось с фуэте...”: русский балет в эмиграции»

 

Где: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, Российская государственная библиотека, чи­таль­ный зал от­де­ла ли­те­ра­ту­ры
Рус­ско­го за­ру­бе­жья
Ко­гда: 16—28 фев­ра­ля 2015 го­да 

С 16 по 28 фев­ра­ля 2015 го­да в чи­таль­ном за­ле от­де­ла ли­те­ра­ту­ры Рус­ско­го за­ру­бе­жья от­кры­та вы­став­ка, по­свя­щен­ная рус­ско­му ба­ле­ту и юби­ле­ям вы­да­ю­щих­ся тан­цов­щи­ков Лео­ни­да Мя­си­на, Сер­гея Ли­фа­ря, Оль­ги Спе­сив­це­вой, Та­ма­ры Кар­са­ви­ной. На вы­став­ке пред­став­ле­ны из­да­ния-мо­но­гра­фии о звез­дах рус­ско­го ба­ле­та, их вос­по­ми­на­ния, а так­же со­вре­мен­ные как оте­че­ствен­ные, так и ино­стран­ные ис­сле­до­ва­ния, по­свя­щен­ные рус­ско­му ба­ле­ту в эми­гра­ции.

С 1917 по 1939 год Рос­сию по­ки­ну­ла боль­шая часть ба­лет­мей­сте­ров и тан­цов­щи­ков. Мож­но сме­ло го­во­рить о ве­ли­ком ис­хо­де слу­жи­те­лей ба­лет­но­го ис­кус­ства из рус­ских те­ат­ров. В этот пе­ри­од про­изо­шло про­стран­ствен­ное рас­про­стра­не­ние до­сти­же­ний рус­ско­го ба­ле­та, их вос­про­из­вод­ство, а так­же син­тез с ба­лет­ны­ми шко­ла­ми со все­го ми­ра, от Ев­ро­пы до Аме­ри­ки. К это­му вре­ме­ни ба­лет­ное ис­кус­ство в стра­нах, не­ко­гда счи­тав­ших­ся за­ко­но­да­те­ля­ми в об­ла­сти тан­ца, при­шло в упа­док. Рос­сия свое­об­раз­но вер­ну­ла долг стра­нам, ко­то­рые сто­я­ли у ис­то­ков рус­ской ба­лет­ной шко­лы: Ита­лии и Фран­ции. Бо­лее то­го, рус­ский ба­лет спо­соб­ство­вал за­рож­де­нию ба­лет­но­го ис­кус­ства в ря­де стран ми­ра.

Ре­ша­ю­щее зна­че­ние в об­ла­сти про­па­ган­ды оте­че­ствен­но­го ба­ле­та за ру­бе­жом сыг­ра­ла ан­тре­при­за Сер­гея Пав­ло­ви­ча Дя­ги­ле­ва, су­ще­ство­вав­шая в 1909—1929 годах, а за­тем ан­тре­при­зы-пре­ем­ни­ки: труп­пы Ру­бин­штейн, Ба­зи­ля, Ни­жин­ско­го. На вы­став­ке Сер­гею Дя­ги­ле­ву от­ве­де­но боль­шое ме­сто. Это и вос­по­ми­на­ния о нем его уче­ни­ков и со­рат­ни­ков, и со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­ния его твор­че­ства: «С. П. Дя­ги­лев и со­вре­мен­ная куль­ту­ра» (Пермь, 2010), «Сер­гей Пав­ло­вич Дя­ги­лев, 1872—1929: ма­те­ри­а­лы к биб­лио­гра­фии» (Санкт-Пе­тер­бург, 2007), «Diaghilev and friends / [Joy Melville]» (London, 2009), «100-ле­тию "Рус­ских се­зо­нов" в Па­ри­же: сбор­ник ста­тей и до­кла­дов» (То­льят­ти, 2009).

Воз­рож­де­ние фран­цуз­ской шко­лы клас­си­че­ско­го тан­ца свя­за­но в первую оче­редь с име­нем Сер­гея Ми­хай­ло­ви­ча Ли­фа­ря. В те­ат­ре «Гранд Опе­ра» Ли­фарь был пре­мье­ром, глав­ным ба­лет­мей­сте­ром и пе­да­го­гом. За дол­гую твор­че­скую жизнь Ли­фарь со­чи­нил двести ба­ле­тов, со­здал один­на­дцать «ба­лет­ных звезд», сре­ди ко­то­рых ми­ро­вые име­на — Лис­сет Дар­сон­валь, Со­ланж Шварц, Ивет­та Шо­ви­ре. На вы­став­ке в чи­таль­ном за­ле от­де­ла ли­те­ра­ту­ры Рус­ско­го за­ру­бе­жья пред­став­ле­на его кни­га «Ис­то­рия рус­ско­го ба­ле­та от XVII ве­ка до "Рус­ско­го ба­ле­та" Дя­ги­ле­ва» (Па­риж, 1945), а так­же уни­каль­ные сце­ни­че­ские фо­то­гра­фии из кол­лек­ции А. П. Ти­мо­фе­е­ва.

Твор­че­ство от­дель­ных тан­цов­щи­ков и ба­лет­мей­сте­ров (Михаила Михайловича Фо­ки­на и Анны Матвеевны Пав­ло­вой) ока­за­ло вли­я­ние бук­валь­но на все ба­лет­ные шко­лы ми­ра и не мо­жет быть при­вя­за­но к от­дель­ной стра­не. По ме­ре то­го как к се­ре­ди­не ХХ века воз­рас­та­ла роль ба­ле­та, труп­пы ста­ли со­зда­вать­ся по­чти во всех стра­нах обе­их Аме­рик, Ев­ро­пы, Азии, в том чис­ле в не­ко­то­рых рай­о­нах Сред­ней Азии и Аф­ри­ки, а так­же в Ав­стра­лии и Но­вой Зе­лан­дии. Ба­лет на­шел се­бе ме­сто да­же в стра­нах с соб­ствен­ной бо­га­той тан­це­валь­ной тра­ди­ци­ей, та­ких как Ис­па­ния, Ки­тай, Япо­ния и Ма­лая Азия.

Та­ким об­ра­зом, рус­ский ба­лет стал как бы эпи­цен­тром воз­ник­но­ве­ния и быст­ро­го рас­про­стра­не­ния клас­си­че­ско­го тан­ца во всем ми­ре. Во всех те­ат­рах ми­ра ра­бо­та­ли рус­ские тан­цов­щи­ки, вос­про­из­во­дя до­сти­же­ния оте­че­ствен­но­го ба­ле­та. Рус­ские эми­гран­ты-тан­цов­щи­ки, ба­лет­мей­сте­ры ос­но­ва­ли мно­же­ство част­ных ба­лет­ных школ, где ак­тив­но про­па­ган­ди­ро­ва­лись до­сти­же­ния рус­ской шко­лы клас­си­че­ско­го тан­ца и вос­пи­тав­ших огром­ное чис­ло кад­ров для ми­ро­во­го ба­ле­та. И на­ко­нец, рус­ские эми­гран­ты не толь­ко ос­но­ва­ли но­вые на­ци­о­наль­ные ба­лет­ные шко­лы, как это про­изо­шло в США, Бра­зи­лии, Сер­бии, Ар­ген­ти­не, но и вос­ста­но­ви­ли, вы­ве­ли из кри­зи­са ми­ро­вые ба­лет­ные шко­лы Фран­ции и Ан­глии.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2019 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.