Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2015 год  /  Выставка «От Клио до Мельпомены». К 150-летию со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина

Выставка «От Клио до Мельпомены». К 150-летию со дня рождения Алексея Александровича Бахрушина

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, д. 3/5, корп. 1, Дом Пашкова Российской государственной библиотеки, чи­таль­ный зал НИО ру­ко­пи­сей
Ко­гда: 2—15 фев­ра­ля 2015 года
Виртуальная выставка «От Клио до Мельпомены»

В чи­таль­ном за­ле НИО ру­ко­пи­сей в До­ме Паш­ко­ва — це­лая рос­сыпь ав­то­гра­фов: До­ни­цет­ти, Воль­тер, Гё­те, Зо­ля, Гю­го, Вя­зем­ский, Лес­ков, Ак­са­ков. Это да­ле­ко не пол­ный пе­ре­чень пи­сем и за­пи­сок, со­бран­ных Алек­се­ем Алек­сан­дро­ви­чем Бахру­ши­ным. Кол­лек­ци­о­нер из­ве­стен преж­де все­го как со­би­ра­тель те­ат­раль­ных ар­те­фак­тов, од­на­ко ими его со­бра­ние да­ле­ко не огра­ни­чи­ва­лось. Тем не ме­нее на вы­став­ке к 150-ле­тию Бахру­ши­на в Ру­мян­цев­ском за­ле без те­ат­ра то­же не обо­шлись.

На­чи­на­ет­ся экс­по­зи­ция имен­но с те­ат­раль­ной те­мы: аль­бом ри­со­ван­ных ко­стю­мов и де­ко­ра­ций, при­над­ле­жав­ший ак­те­ру и ан­тре­пре­не­ру Вик­то­ру Лю­дви­го­ви­чу Фор­кат­ти, со­сед­ству­ет с аль­бо­мом фо­то­гра­фий ар­ти­стов «Ко­ме­ди Фран­сез» и опер­ных пев­цов. Опер­ную те­му про­дол­жа­ет ав­то­граф Джо­аки­но Рос­си­ни и пись­мо Га­эта­но До­ни­цет­ти к Ива­ну Ай­ва­зов­ско­му. Не­ред­ко те­ат­ра­лы XIX века от­прав­ля­лись на пред­став­ле­ния с за­пис­ны­ми книж­ка­ми, в ко­то­рые со­би­ра­ли ав­то­гра­фы сво­их те­ат­раль­ных ку­ми­ров. Та­кую книж­ку то­же мож­но уви­деть на вы­став­ке.

Кол­лек­ци­о­ни­ро­вать Алек­сей Алек­сан­дро­вич на­чал под вли­я­ни­ем дво­ю­род­но­го бра­та, страст­но­го со­би­ра­те­ля Алек­сея Пет­ро­ви­ча Бахру­ши­на. Его фо­то­гра­фию мож­но уви­деть на вы­став­ке в се­мей­ном аль­бо­ме. Пер­во­на­чаль­но Алек­сей Алек­сан­дро­вич увле­кал­ся всем, что свя­за­но с вой­ной 1812 го­да и На­по­лео­ном. На вы­став­ке мож­но най­ти от­го­лос­ки это­го увле­че­ния — пись­мо Де­ни­са Да­вы­до­ва и по­сла­ние Бахру­ши­на к ис­то­ри­ку Вла­ди­ми­ру Ива­но­ви­чу Ге­рье. Бахру­шин был чле­ном Ко­ми­те­та по устрой­ству в Москве Му­зея 1812 го­да и со­би­рал для не­го экс­по­на­ты.

Рас­ска­зы­ва­ют, что увле­че­ние те­ат­ром у Бахру­ши­на на­ча­лось по­сле встре­чи с куп­цом-со­би­ра­те­лем Куп­ри­я­но­вым. Они по­спо­ри­ли: кто боль­ше за год со­бе­рет те­ат­раль­ной ста­ри­ны. В дом Бахру­ши­ных ста­ли сте­кать­ся афи­ши, про­грам­мы спек­так­лей, фо­то­гра­фии ак­те­ров, эс­ки­зы ко­стю­мов, лич­ные ве­щи. Бахру­шин вы­иг­рал спор и по­нял, что на­шел свое при­зва­ние. «Вско­ре те­ат­раль­ное со­би­ра­тель­ство, — вспо­ми­нал его сын, — пре­вра­ти­лось у не­го в страсть. Окру­жа­ю­щие смот­ре­ли на это как на блажь бо­га­то­го са­мо­ду­ра, тру­ни­ли над ним, пред­ла­га­ли ку­пить пу­го­ви­цу от брюк Мо­ча­ло­ва или са­по­ги Щеп­ки­на».

30 мая 1894 г. вла­де­лец впер­вые по­ка­зал свое те­ат­раль­ное со­бра­ние бли­жай­шим дру­зьям, а 29 ок­тяб­ря то­го же го­да пред­ста­вил его для обо­зре­ния те­ат­раль­ной об­ще­ствен­но­сти Моск­вы. С это­го дня и на­ча­лась био­гра­фия пер­во­го мос­ков­ско­го ли­те­ра­тур­но-те­ат­раль­но­го му­зея, су­ще­ству­ю­ще­го до­ны­не. В об­шир­ном со­бра­нии вы­де­ля­лись три раз­де­ла — ли­те­ра­тур­ный, дра­ма­ти­че­ский и му­зы­каль­ный. В ли­те­ра­тур­ном раз­де­ле бы­ли со­бра­ны ред­кие из­да­ния пьес Княж­ни­на, Су­ма­ро­ко­ва, Пуш­ки­на, Гри­бо­едо­ва, Го­го­ля, Ост­ров­ско­го. Здесь бы­ли пись­ма, за­пис­ные книж­ки, днев­ни­ки из­вест­ных де­я­те­лей оте­че­ствен­ной куль­ту­ры. В 1913 го­ду му­зей Бахру­ши­на был пе­ре­дан Ака­де­мии на­ук СССР, а в 1930 году часть его ли­те­ра­тур­ной кол­лек­ции пе­ре­еха­ла в РГБ.

На вы­став­ке мож­но уви­деть не­боль­шую часть этой кол­лек­ции. Это ред­кие ав­то­гра­фы сти­хо­тво­ре­ний и пи­сем Вла­ди­ми­ра Одо­ев­ско­го, Ива­на Ак­са­ко­ва, Ни­ко­лая Лес­ко­ва, Пет­ра Вя­зем­ско­го, Се­ме­на Над­со­на, Ев­до­кии Ро­стоп­чи­ной, Не­сто­ра Ку­коль­ни­ка. Не­ма­ло бы­ло в кол­лек­ции Бахру­ши­на ав­то­гра­фов и ино­стран­ных зна­ме­ни­то­стей. Су­дя по все­му, все за­ру­беж­ные ав­то­гра­фы бы­ли при­об­ре­те­ны Бахру­ши­ным до 1890-х годов, еще до то­го, как его охва­ти­ло увле­че­ние те­ат­ром. В Ру­мян­цев­ском за­ле мож­но по­лю­бо­вать­ся на по­чер­ки Шил­ле­ра, Воль­те­ра, Ли­ста, Зо­ля, Гю­го, Ва­г­не­ра, Гё­те. Без­услов­но, по­черк не­сет на се­бе не­по­вто­ри­мую пе­чать ин­ди­ви­ду­аль­но­сти сво­е­го вла­дель­ца. По­это­му так лю­бо­пыт­но се­го­дня рас­смат­ри­вать за­мыс­ло­ва­тые и не по­хо­жие друг на дру­га ро­счер­ки лю­дей, име­на ко­то­рых се­го­дня зна­ко­мы каж­до­му школь­ни­ку.

Виртуальная выставка «От Клио до Мельпомены»

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2019 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.