Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «Повседневные и праздничные молитвенники в собрании библиотеки Шнеерсона»

Выставка «Повседневные и праздничные молитвенники в собрании библиотеки Шнеерсона»

 

Место проведения: чи­таль­ный зал от­де­ла РГБ в Ев­рей­ском му­зее и цен­тре то­ле­рант­но­сти
Время проведения: 24 сентября  — 31 октября 2014 года

В чи­таль­ном за­ле от­де­ла РГБ в Ев­рей­ском му­зее и Цен­тре то­ле­рант­но­сти от­кры­та вы­став­ка по­все­днев­ных и празд­нич­ных мо­лит­вен­ни­ков из со­бра­ния биб­лио­те­ки Шне­ер­со­на. Все, кто ин­те­ре­су­ет­ся ев­рей­ской куль­ту­рой, мо­гут узнать, чем от­ли­ча­ют­ся мах­зо­ры от сид­ду­ров и уви­деть ста­рин­ные ар­те­фак­ты, име­ю­щие от­но­ше­ние к об­ря­до­вой сто­ро­не ев­рей­ско­го бы­та. Вы­став­ка под­го­тов­ле­на в со­труд­ни­че­стве с Ис­сле­до­ва­тель­ским цен­тром Ев­рей­ско­го му­зея.

Все­го в со­бра­нии Шне­ер­со­на око­ло со­ро­ка мо­лит­вен­ни­ков, ко­то­рые при­ня­то раз­де­лять на сид­ду­ры и мах­зо­ры. Из них для вы­став­ки бы­ли ото­бра­ны три мах­зо­ра и шесть сид­ду­ров.

Сид­ду­ры (от иврит­ско­го кор­ня «се­дер» — по­ря­док) — это сбор­ни­ки еже­днев­ных мо­литв и бла­го­сло­ве­ний. С XI ве­ка они на­чи­на­ют снаб­жать­ся ком­мен­та­ри­я­ми, объ­яс­не­ни­я­ми мо­литв и пра­ви­ла­ми их чте­ния. В во­сточ­ноев­ро­пей­ских стра­нах в сид­ду­рах пе­ча­тал­ся пе­ре­вод тек­стов мо­литв и ком­мен­та­рий к ним на иди­ше: в ос­нов­ном, он пред­на­зна­чал­ся для жен­щин, ко­то­рые, в от­ли­чие от муж­чин, мог­ли не знать иври­та. Сид­ду­ры бы­ли од­ни­ми из наи­бо­лее ча­сто ис­поль­зу­е­мых книг в ев­рей­ской куль­ту­ре, по­это­му их со­хра­ни­лось не­мно­го. Впер­вые их на­ча­ли пе­ча­тать в Ита­лии и Ис­па­нии в кон­це XV века. Со­вре­мен­ные си­дду­ры пуб­ли­ку­ют­ся с пе­ре­во­дом и транс­ли­те­ра­ци­ей мо­литв.

Мах­зор («цикл» или, бук­валь­но, «воз­вра­ще­ние») — это сбор­ник празд­нич­ных мо­литв. Сна­ча­ла раз­ли­чие меж­ду сид­ду­ром и мах­зо­ром не про­во­ди­лось. Оно по­яви­лось, лишь на­чи­ная с XIII века в Ев­ро­пе, од­на­ко и по сей день не­чет­кое: в сид­ду­рах на весь год со­бра­ны все мо­лит­вы — как ре­гу­ляр­ные, так и празд­нич­ные, а в не­ко­то­рых се­фард­ских об­щи­нах мах­зо­ром и до сих пор на­зы­ва­ют лю­бой мо­лит­вен­ник.

Без­услов­но, хит ны­неш­ней вы­став­ки — эк­зем­пляр пер­во­го мо­лит­вен­ни­ка, из­дан­ного ос­но­ва­те­лем дви­же­ния Ха­бад ра­би Шне­уром Зал­ма­ном в 1803 году и из­вест­ного как Шклов­ский сид­дур. Он был об­на­ру­жен в мар­те это­го го­да в кол­лек­ции Шне­ер­со­на в про­цес­се опи­са­ния. По­ка это един­ствен­ный из из­вест­ных эк­зем­пля­ров дан­но­го мо­лит­вен­ни­ка. Пред­по­ла­га­ет­ся, что это ле­ген­дар­ное пер­вое из­да­ние дан­но­го сид­ду­ра, ко­то­рый до ны­неш­не­го мо­мен­та был из­ве­стен толь­ко в пе­ре­из­да­ни­ях.

«На мо­мент вы­хо­да мо­лит­вен­ни­ка дви­же­нию ха­си­диз­ма ис­пол­ни­лось уже пол­ве­ка, — рас­ска­зы­ва­ет ав­тор кон­цеп­ции вы­став­ки Ека­те­ри­на Олеш­ке­вич. — Счи­та­ет­ся, что при его со­зда­нии ра­би Шне­ур Зал­ман ис­поль­зо­вал око­ло 60 раз­лич­ных мо­лит­вен­ни­ков. В том чис­ле, вклю­чил и каб­ба­ли­сти­че­ский кон­текст».

Мо­лит­вен­ник пе­ре­из­да­вал­ся огром­ное мно­же­ство раз, и не­ред­ко пе­чат­ни­ки при­вно­си­ли в его текст что-то свое. По­сле об­на­ру­же­ния Шклов­ско­го сид­ду­ра в кол­лек­ции Шне­ер­со­на у ис­сле­до­ва­те­лей по­яви­лась воз­мож­ность срав­ни­вать все бо­лее позд­ние из­да­ния мо­лит­вен­ни­ка с пер­во­ис­точ­ни­ком.

На вы­став­ке пред­став­лен и са­мый ста­рый мо­лит­вен­ник в кол­лек­ции Шне­ер­со­на — «Мах­зор ле-коль га-ша­на», из­дан­ный в Ве­не­ции в 1600 году. В нем со­бра­ны празд­нич­ные мо­лит­вы на осен­ние празд­ни­ки (Рош га-Ша­на, Йом Кип­пур, Сук­кот). Осо­бен­ность мо­лит­вен­ни­ка в том, что текст в нем снаб­жен крат­ким ком­мен­та­ри­ем, ко­то­рый на­хо­дит­ся сбо­ку на внеш­ней ча­сти стра­ни­цы, что де­ла­ет стра­ни­цу Мах­зо­ра по­хо­жей на стра­ни­цу Тал­му­да. Од­но из не­мно­гих ви­зу­аль­ных от­ли­чий со­сто­ит в том, что текст мо­литв (квад­рат­ным шриф­том по цен­тру или на внут­рен­ней ча­сти стра­ни­цы) огла­со­ван, в от­ли­чие от тек­ста Тал­му­да.

Три кар­ман­ных мо­лит­вен­ни­ка на вы­став­ке от­но­сят­ся к XVIII веку и на­пе­ча­та­ны в круп­ных тор­го­вых го­ро­дах: «Тфил­лот га-мо­адим», из­дан­ный в Ам­стер­да­ме в 1740 году, Мах­зор 1737 года из Гам­бур­га и «Тфи­ламе-коль ша­на» из Ам­стер­да­ма 1755 года. Не­уди­ви­тель­но, что имен­но на пе­ре­се­че­нии тор­го­вых пу­тей воз­ни­ка­ли ев­рей­ские ти­по­гра­фии и пуб­ли­ко­ва­лись по­доб­ные книж­ки в ми­ни-фор­ма­те: ев­рей­ские куп­цы ча­сто ока­зы­ва­лись вда­ле­ке от до­ма, а не­боль­шие книж­ки хо­ро­шо про­да­ва­лись, по­сколь­ку бы­ли удоб­ны в пе­ре­воз­ке.

Еще три мо­лит­вен­ни­ка на вы­став­ке на­по­ми­на­ют об ин­те­рес­ных стра­ни­цах ис­то­рии ев­рей­ско­го кни­го­пе­ча­та­ния на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской им­пе­рии в XVIII—XX вв. Это «Мах­зор: хе­лек ха­ми­ши, хаг Ша­ву­от» (Виль­на, 1902), «Сид­дур Ше­ар га-Ша­ма­им» (Вар­ша­ва, 1882) и «Сид­дур тфи­ла ке-мин­хаг Сфа­рад: хе­лек ри­шон» (Пе­ре­мышль, 1892). По­сле за­вер­ше­ния на­по­лео­нов­ских войн по ре­ше­нию Вен­ско­го кон­грес­са к Рос­сии ото­шла часть гер­цог­ства Вар­шав­ско­го, где про­жи­ва­ло око­ло 200 ты­сяч ев­ре­ев. На этой тер­ри­то­рии дей­ство­ва­ли ев­рей­ские ти­по­гра­фии с ве­ко­вы­ми тра­ди­ци­я­ми, а те­перь по­яви­лись но­вые, в том чис­ле в Виль­но и Вар­ша­ве. Кни­ги на вы­став­ке бы­ли из­да­ны имен­но в та­ких ме­стах.

Свое­об­раз­ным ком­мен­та­ри­ем к из­да­ни­ям слу­жат ар­те­фак­ты из фон­дов Ев­рей­ско­го му­зея, от­но­ся­щи­е­ся к раз­ным пе­ри­о­дам XIX века: празд­нич­ный ри­ту­аль­ный рог шо­фар, де­ко­ра­тив­ная та­рел­ка из Поль­ши с ред­кой над­пи­сью на за­пад­ном иди­ше, се­реб­ря­ный ста­кан­чик и порт­рет­ные изоб­ра­же­ния рав­ви­нов, ко­то­ры­ми ча­сто укра­ша­ли дом. Без этих пред­ме­тов не­воз­мож­но пред­ста­вить ни один ев­рей­ский празд­ник с мо­лит­вой.

Это не пер­вая вы­став­ка книг из кол­лек­ции Шне­ер­со­на: в Цен­тре во­сточ­ной ли­те­ра­ту­ры РГБ уже по­ка­зы­ва­ли экс­по­зи­ции «230 лет ха­сид­ской кни­ги» и «Ев­рей­ское кни­го­пе­ча­та­ние на тер­ри­то­рии Рос­сий­ской им­пе­рии XVIII — на­ча­ла XX века». В ре­зуль­та­те даль­ней­шей вы­ста­воч­ной ра­бо­ты пла­ни­ру­ет­ся отобрать из­да­ния для по­сто­ян­ной экс­по­зи­ции в от­де­ле РГБ в Ев­рей­ском му­зее и Цен­тре то­ле­рант­но­сти.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.