Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «Спорт в русской и советской книге и графике. Из фондов Музея книги»

Выставка «Спорт в русской и советской книге и графике. Из фондов Музея книги»

 

Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Музей книги РГБ
Время проведения: 4 февраля — 20 марта 2014 года

Еще од­на спор­тив­ная вы­став­ка под­го­тов­ле­на в Му­зее кни­ги РГБ. До 20 мар­та здесь мож­но уви­деть не­боль­шую экс­по­зи­цию, рас­ска­зы­ва­ю­щую, что по­ни­ма­лось под фи­зи­че­ским раз­ви­ти­ем в XVIII—XX вв. Ста­рин­ные ил­лю­стри­ро­ван­ные ру­ко­вод­ства по фех­то­ва­нию, пла­ва­нию, вер­хо­вой ез­де, най­ден­ные в фон­дах на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ред­ких книг, до­пол­ня­ют ар­те­фак­ты и ил­лю­стра­ции, со­здан­ные в со­вет­ское вре­мя.

 

Си­сте­ма обу­че­ния джен­тль­ме­нов

Еще в Древ­нем Егип­те, Гре­ции, Ри­ме, Ки­тае су­ще­ство­ва­ли тра­ди­ции спор­тив­но­го вос­пи­та­ния де­тей и юно­шей, спо­соб­ство­вав­шие их гар­мо­нич­но­му раз­ви­тию и по­мо­гав­шие войти в мир взрос­лых.

Вер­хо­вая ез­да, стрель­ба из лу­ка, со­стя­за­тель­ные иг­ры, бе­г, греб­ля, пла­ва­ние — участ­вуя в этих со­стя­за­ни­ях, мо­ло­дые лю­ди при­об­ре­та­ли на­вы­ки, не­об­хо­ди­мые в мир­ной и во­ен­ной жиз­ни.

Про­бле­мы фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния изучали философы и педагоги. Например, чеш­ский пе­да­гог-гу­ма­нист Ян Ко­мен­ский (1592—1670) вы­вел тео­рию вос­пи­та­тель­ной ро­ли игр, а британский фи­ло­соф Джон Локк (1632—1704) раз­ра­бо­тал си­сте­му обу­че­ния джентль­ме­нов, по­стро­ен­ную на со­че­та­нии нрав­ствен­но­го и фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния, ко­то­рое спо­соб­ство­ва­ло раз­ви­тию здо­ро­во­го те­ла, вы­ра­бот­ки му­же­ства и на­стой­чи­во­сти.

Рус­ский уче­ный и го­су­дар­ствен­ный де­я­тель Василий Та­ти­щев (1686—1775), под­раз­де­ляя все на­у­ки на нуж­ные, по­лез­ные, ще­голь­ские, лю­бо­пыт­ные и вре­ди­тель­ские, от­но­сил фех­то­ва­ние, стрель­бу и вер­хо­вую ез­ду к на­у­кам нуж­ным.

Жан-Жак Рус­со (1712—1778) в ка­че­стве при­ме­ра для под­ра­жа­ния пред­ло­жил тип раз­ви­то­го, силь­но­го и уме­ло­го че­ло­ве­ка. Си­сте­ма фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния, по его мне­нию, долж­на бы­ла стро­ить­ся на борь­бе с пре­одо­ле­ни­ем есте­ствен­ных пре­пят­ствий и ре­ко­мен­до­ва­ла та­кие упраж­не­ния, как ка­раб­ка­нье на де­ре­вья, пе­ре­ле­за­ния че­рез ограж­де­ния, пе­ре­нос­ку тя­же­стей, прыж­ки и бег, за­плы­вы в во­до­е­мах.

Михаил Ло­мо­но­сов (1711—1765) тоже обратил свои помыслы в сторону охра­ны здо­ро­вья на­се­ле­ния, ги­ги­е­ны и ре­жи­ма пи­та­ния. Он счи­тал, что боль­шое зна­че­ние для со­хра­не­ния здо­ро­вья и фи­зи­че­ско­го раз­ви­тия име­ет дви­же­ние.

Швей­цар­ский пе­да­гог Иоганн Пе­ста­лоц­ци (1746—1825) вы­сту­пал за ком­плекс­ные ви­ды спор­тив­ных упраж­не­ний — фех­то­ва­ние, бег на конь­ках, борь­бу, тан­цы. Имен­но та­кой под­ход дол­жен был раз­ви­вать пра­виль­ную осан­ку и нрав­ствен­ную за­кал­ку.

 

О поль­зе ра­пир­ной на­у­ки и вер­хо­вой ез­ды



Ре­фор­мы в об­ла­сти про­све­ще­ния и во­ен­но­го де­ла, осу­ществ­лен­ные им­пе­ра­то­ром Пет­ром I в на­ча­ле XVIII ве­ка, ока­за­ли боль­шое вли­я­ние на раз­ви­тие в Рос­сии фи­зи­че­ской куль­ту­ры и спор­та. В но­вых усло­ви­ях воз­рос­ли по­треб­но­сти в ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных кад­рах для про­мыш­лен­но­сти, ар­мии, фло­та и го­су­дар­ствен­ной служ­бы. В стра­не ста­ли от­кры­вать­ся свет­ские спе­ци­аль­ные учеб­ные за­ве­де­ния: гим­на­зии, ака­де­мии, ка­дет­ские кор­пу­са.

К ос­нов­ным ви­дам фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния в за­ви­си­мо­сти от спе­ци­фи­ки учеб­но­го за­ве­де­ния от­но­си­лись фех­то­ва­ние («ра­пир­ная на­у­ка»), вер­хо­вая ез­да, греб­ля, па­рус­ное де­ло, стрель­ба из пи­сто­ле­та, тан­цы и иг­ры. Так, образцом одного учеб­ни­ков это­го пе­ри­о­да мо­жет по­слу­жить кни­га Баль­та­за­ра Фи­ше­ра «Ис­ку­ство фех­то­вать во всем его про­стран­стве. Но­вое опи­са­ние со все­ми нуж­ны­ми по­зна­ни­я­ми как хо­ро­шо вла­деть шпа­гою. (СПб.: Тип. Су­хо­пут­но­го ка­дет­ско­го кор­пу­са, 1796). 

Швей­ца­рец Фи­шер при­е­хал В Рос­сию из Фран­ции в 1765 го­ду. Ему при­над­ле­жат сло­ва: «Мно­гие ду­ма­ют, что фех­то­вать учат­ся толь­ко для то­го, что­бы драть­ся, но фех­то­ва­ние на­уча­ет по­чи­тать се­бя и це­нить сво­их со­граж­дан; удво­я­ет так­же по­хваль­ное че­сто­лю­бие за­щи­щать свое оте­че­ство».

В 1796 го­ду в Санкт-Пе­тер­бур­ге он вы­пу­стил свою кни­гу, на­пи­сан­ную на двух язы­ках: ле­вые стра­ни­цы — по-фран­цуз­ски, пра­вые — по-рус­ски. Кни­га ил­лю­стри­ро­ва­на от­лич­ны­ми фран­цуз­ски­ми гра­вю­ра­ми. В ней опи­са­на ме­то­ди­ка обу­че­ния, так­ти­че­ские и тех­ни­че­ские при­е­мы, при­су­щие фран­цуз­ской шко­ле фех­то­ва­ния. Фи­шер про­ра­бо­тал в Рос­сии бо­лее 30 лет.

В его шко­ле в 1778 го­ду про­во­ди­лись пер­вые в Рос­сии от­кры­тые со­рев­но­ва­ния по фех­то­ва­нию. «В каж­дое пер­вое вос­кре­се­нье вся­ко­го ме­ся­ца име­ет быть в за­ле Фи­ше­ра со­бра­ние (со­рев­но­ва­ние), ко­е­го пер­вое бу­дет се­го ав­гу­ста 19 дня, где охот­ни­ки ис­кус­ства свое по­ка­зы­вать бу­дут. Же­ла­ю­щие быть зри­те­ля­ми че­рез сие по­чет­но к то­му при­гла­ша­ют­ся».

Во вто­рой по­ло­ви­не XVIII ве­ка о не­об­хо­ди­мо­сти и поль­зе фи­зи­че­ско­го вос­пи­та­ния в учеб­ных за­ве­де­ни­ях вы­ска­зы­ва­лись пе­ре­до­вые пред­ста­ви­те­ли рус­ской пе­да­го­ги­че­ской мыс­ли — Александр Ра­ди­щев, Николай Но­ви­ков и др. Во мно­гих за­кры­тых дво­рян­ских за­ве­де­ни­ях устра­и­ва­лись спе­ци­аль­ные за­лы, где под ру­ко­вод­ством учи­те­лей уча­щи­е­ся за­ни­ма­лись фех­то­ва­ни­ем, гим­на­сти­кой, иг­ра­ми.

Од­на­ко в це­лом по­сле смер­ти Пет­ра I го­су­дар­ство ма­ло за­ни­ма­лось во­про­са­ми спор­тив­но­го вос­пи­та­ния сво­их граж­дан, спорт не был рас­про­стра­нен по­все­мест­но. Пре­иму­ще­ствен­но спор­тив­ной под­го­тов­ке уде­ля­лось вни­ма­ние в ар­мии и во­ен­ных за­ве­де­ни­ях, так как это бы­ло на­пря­мую свя­за­но с обо­ро­ной стра­ны.

Вы­да­ю­щий­ся пол­ко­во­дец Александр Су­во­ров (1730—1800), под ру­ко­вод­ством ко­то­ро­го рус­ские вой­ска одер­жи­ва­ли бле­стя­щие по­бе­ды, в сво­их кни­гах «Пол­ко­вое учре­жде­ние» и «На­у­ка по­беж­дать» из­ло­жил взгля­ды на во­ен­но-фи­зи­че­скую под­го­тов­ку сол­дат и офи­це­ров.

Су­во­ров счи­тал, что в во­ен­ных не­об­хо­ди­мо раз­ви­вать быст­ро­ту, храб­рость, ре­ши­тель­ность, му­же­ство, пре­дан­ность Ро­ди­не, на­строй на по­бе­ду. Офи­це­рам ре­ко­мен­до­ва­лись та­кие ви­ды упраж­не­ний, как фех­то­ва­ние и вер­хо­вая ез­да. По­сле Су­во­ро­ва его идеи во­ен­но-фи­зи­че­ской под­го­тов­ки войск раз­ви­ва­ли Ку­ту­зов, Баг­ра­ти­он и дру­гие про­грес­сив­ные офи­це­ры и ге­не­ра­лы.

На вы­став­ке мож­но уви­деть од­но из мно­го­чис­лен­ных ру­ко­водств по вер­хо­вой ез­де — кни­гу Иоган­на Мар­ку­са Бейе­ра «Шко­ла вер­хо­вой ез­ды для охот­ни­ков, же­ла­ю­щих обу­чать­ся са­мим со­бою, с опи­са­ни­ем кон­ских бо­лез­ней и ле­че­нии оных». (М.: Тип. И. Зе­лен­ни­кова, 1795). Кни­га за­ме­ча­тель­на не толь­ко рассказами о том, как правильно научиться ездить на лошади, но и по­дроб­ным рас­ска­зом об этом животном — о ее экс­те­рье­ре, ха­рак­те­ре, бо­лез­нях, спо­со­бах ле­че­ния и мно­гом дру­гом.

«Из­вест­но вся­ко­му, что не од­ни толь­ко знат­ные гос­по­да дер­жат и долж­ны дер­жать ло­ша­дей, но так­же и низ­ко­го зва­ния лю­ди; по­че­му и не­об­хо­ди­мо долж­ны они све­ду­щи быть в раз­бо­ре хо­ро­ших и ху­дых ло­ша­дей, и знать при­том, как обу­чить ло­шадь, чтоб сде­лать ее бо­лее упо­тре­би­тель­ною».

 

«Пла­вать по­доб­но ры­бе»

В пер­вой по­ло­ви­не XIX ве­ка по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние раз­лич­ные фех­то­валь­ные, стрел­ко­вые, гим­на­сти­че­ские и пла­ва­тель­ные част­ные спор­тив­ные за­ве­де­ния, учре­жда­е­мые ино­стран­ца­ми и пред­на­зна­чен­ные для рус­ских дво­рян. В це­лом в бы­ту дво­рян­ской зна­ти бы­ли рас­про­стра­не­ны та­кие ви­ды спор­та как фех­то­ва­ние на ра­пи­рах, ме­чах и кин­жа­лах; стрель­ба из лу­ка, ру­жей и пи­сто­ле­тов; пе­шая и кон­ная охо­та; вер­хо­вая ез­да; шах­ма­ты и шаш­ки; иг­ры с мя­чом и в во­лан. С од­ной сто­ро­ны, это бы­ли раз­вле­че­ния, с дру­гой — эти упраж­не­ния спо­соб­ство­ва­ли под­го­тов­ке дво­рян к во­ен­ной служ­бе.

Лю­бо­пыт­ным об­раз­цом книж­ных ру­ко­водств это­го пе­ри­о­да мо­жет по­слу­жить «Ис­ку­ство пла­вать с раз­суж­де­ни­ем, в ко­то­ром от­кры­ва­ет­ся зна­ние древ­них в ис­ку­стве пла­ва­ния, важ­ность те­лес­на­го се­го упраж­не­ния и поль­за ба­ни как в здо­ро­вом, так и в бо­лез­нен­ном со­сто­я­нии» (М.: Воль­ная тип. По­но­ма­ре­ва, 1807). Кни­га пред­на­зна­че­на для ши­ро­ко­го кру­га чи­та­те­лей, а осо­бен­но — для «вос­пи­та­ния мо­ло­дых во­ен­ных лю­дей Ко­ро­лев­ско­го Мор­ско­го кор­пу­са». Эк­зем­пляр укра­шен гра­вю­ра­ми, «пред­став­ля­ю­щи­ми раз­лич­ные об­ра­зы пла­ва­ния».

«Уже за две ты­ся­чи лет ска­за­но..., что че­ло­век по есте­ству сво­е­му дол­жен был пла­вать по­доб­но ры­бе, или пти­це во­дя­ной; но что один толь­ко страх пре­пят­ство­вал ему упо­треб­лять се­бе в поль­зу спо­соб­ность, столь важ­ную для его со­хра­не­ния», — уве­ще­ва­ет чи­та­те­лей ав­тор кни­ги.

Сто­ит об­ра­тить вни­ма­ние и на «пер­вен­ца» оте­че­ствен­ной шах­мат­ной ли­те­ра­ту­ры — кни­гу Ива­на Алек­сан­дро­ви­ча Бут­ри­мо­ва «О шах­мат­ной иг­ре. (СПб.: Се­нат­ская тип., 1821).

Не­смот­ря на то что ори­ги­наль­ное рус­ское ру­ко­вод­ство по иг­ре в шах­ма­ты вы­шло толь­ко в XIX веке, шах­ма­ты бы­ли с древ­но­сти из­вест­ны и по­пу­ляр­ны в Рос­сии. В них иг­ра­ли царь Алек­сей Ми­хай­ло­вич, Петр I, Алек­сандр Су­во­ров, Гри­го­рий По­тем­кин, Ека­те­ри­на II. В XIX веке по­яви­лись пер­вые шах­мат­ные ма­сте­ра, ста­ли учре­ждать­ся шах­мат­ные клу­бы, по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние иг­ры по пе­ре­пис­ке и шах­мат­ные тур­ни­ры, на­ча­ли из­да­вать­ся рус­ские по­со­бия.

 

От­лич­ни­ки, спортс­ме­ны, ком­со­моль­цы

Во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка ста­ли со­зда­вать­ся спор­тив­ные клу­бы, рас­счи­тан­ные на по­се­ти­те­лей раз­ных со­сло­вий. Сре­ди них — яхт-клу­бы, тен­нис­ные клу­бы, ска­ко­вые и гим­на­сти­че­ские об­ще­ства, клу­бы лю­би­те­лей ве­ло­си­пед­ной ез­ды.

Учре­жда­лись раз­лич­ные спор­тив­ные круж­ки при уни­вер­си­те­тах и ин­сти­ту­тах Моск­вы и Пе­тер­бур­га. В этот пе­ри­од осва­и­ва­лись но­вые ви­ды спор­та — фут­бол и хок­кей с мя­чом, бокс, фи­гур­ное ка­та­ние на конь­ках, конь­ко­беж­ный и лыж­ный спорт.

Рус­ские спортс­ме­ны ста­ли при­ни­мать уча­стие в меж­ду­на­род­ной спор­тив­ной жиз­ни. К 1916 го­ду в Рос­сии су­ще­ство­ва­ло око­ло 650 спор­тив­ных клу­бов, на­счи­ты­ва­лось 60 ты­сяч спортс­ме­нов.

Ро­до­на­чаль­ни­ком спор­тив­но­го и олим­пий­ско­го дви­же­ния в Рос­сии и Со­вет­ском Со­ю­зе мож­но счи­тать ху­дож­ни­ка Бо­ри­са Ко­то­ва (1892—1917) — лег­ко­ат­ле­та, хок­ке­и­ста, фут­бо­ли­ста, тен­ни­си­ста, плов­ца, конь­ко­беж­ца и лыж­ни­ка, участ­ни­ка олим­пий­ско­го де­ся­ти­бо­рья, тео­ре­ти­ка и про­па­ган­ди­ста спор­та, ав­то­ра ме­то­ди­че­ско­го по­со­бия «Олим­пий­ский спорт». На вы­став­ке пред­став­лен один из его экс­либ­ри­сов.

В Со­вет­ском Со­ю­зе физ­куль­ту­ре и спор­ту уде­ля­лось ко­лос­саль­ное вни­ма­ние. К на­ча­лу 1960-х го­дов со­вет­ские спортс­ме­ны за­во­е­ва­ли ли­ди­ру­ю­щее по­ло­же­ние в ми­ре по чис­лу по­став­лен­ных ми­ро­вых ре­кор­дов и зва­ний чем­пи­о­нов Ев­ро­пы и ми­ра. Го­су­дар­ство, учре­див зва­ния «Ма­стер спор­та» и «За­слу­жен­ный ма­стер спор­та», под­ня­ло ста­тус спортс­ме­нов до уров­ня пре­стиж­ных про­фес­сий — ар­ти­стов, во­ен­ных, уче­ных.

Кро­ме офи­ци­аль­ных фе­де­ра­ций опре­де­лен­ных ви­дов спор­та, в СССР ра­бо­та­ли так­же доб­ро­воль­ные спор­тив­ные об­ще­ства, объ­еди­няв­шие лю­би­те­лей спор­та раз­но­го воз­рас­та. В стра­не по­сто­ян­но про­во­ди­лись раз­лич­ные мас­со­вые со­рев­но­ва­ния, лыж­ные гон­ки и крос­сы, про­грам­ма раз­ви­тия мас­со­во­го спор­та под­дер­жи­ва­лась выс­шим ру­ко­вод­ством СССР.

Про­дук­ция со спор­тив­ной сим­во­ли­кой бы­ла очень рас­про­стра­не­на в Со­вет­ском Со­ю­зе, сви­де­тель­ством че­му ар­те­фак­ты на вы­став­ке: от­крыт­ки, за­клад­ки, блок­но­ты, су­ве­ни­ры. Со­хра­нил­ся при­гла­си­тель­ный би­лет на Ку­бок Со­вет­ско­го Со­ю­за по вод­но­му по­ло 1953 го­да, ори­ги­наль­ные ри­сун­ки.

 

 

 

       
 

 

 

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.