Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «Я люблю тебя, жизнь!». Отечественный плакат глазами оптимиста

Выставка «Я люблю тебя, жизнь!». Отечественный плакат глазами оптимиста

 

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Розовый выставочный зал
Вре­мя про­ве­де­ния: 7—17 ап­ре­ля 2014 года

Галина Шу­би­на. Плакат «Ши­ро­ка стра­на моя род­ная...». 1938.

В со­бра­нии пла­ка­тов от­де­ла изо­из­да­ний РГБ все­гда мож­но най­ти но­вую те­му для вы­став­ки или ма­стер-клас­са, что под­твер­жда­ет­ся ре­гу­ляр­ны­ми экс­по­зи­ци­я­ми и ин­те­ре­сом чи­та­те­лей. На этот раз для Ро­зо­во­го за­ла РГБ со­труд­ни­ки от­де­ла изо­из­да­ний со­бра­ли из 50 пла­ка­тов 1920—2013 годов вы­став­ку «Я люб­лю те­бя, жизнь!». Ее ос­нов­ны­ми те­ма­ми ста­ли ра­до­сти тру­да и от­ды­ха, осо­бен­но впе­чат­ля­ю­ще от­ра­жен­ные в пла­ка­тах со­вет­ско­го вре­ме­ни.

Те­ма ны­неш­ней вы­став­ки воз­ник­ла у ра­бот­ни­ков от­де­ла изо­из­да­ний не­сколь­ко лет на­зад. «Тех оп­ти­миз­ма и ра­до­сти жиз­ни, ко­то­рые так ма­стер­ски уме­ли пе­ре­да­вать при по­мо­щи со­вет­ско­го пла­ка­та, се­го­дня не хва­та­ет, — рас­ска­за­ла на от­кры­тии вы­став­ки за­ве­ду­ю­щая от­де­лом изо­из­да­ний Лю­бовь Ви­та­льев­на Ро­ди­о­но­ва. — По­это­му те­ма воз­ник­ла очень лег­ко. Мы на­шли ей про­дол­же­ние и в со­вре­мен­ных пла­ка­тах, ко­то­рые так­же мож­но уви­деть на вы­став­ке».

Оте­че­ствен­ный пла­кат все­гда чут­ко ре­а­ги­ро­вал на ис­то­ри­че­ские ре­а­лии и на­стро­е­ния об­ще­ства, и в этом, воз­мож­но, та­ит­ся сек­рет при­вя­зан­но­сти к не­му не­сколь­ких по­ко­ле­ний зри­те­лей. Мно­гие со­вет­ские пла­ка­ты ста­ли пол­но­цен­ны­ми сим­во­ла­ми со­здав­шей их эпо­хи, яр­ко и са­мо­быт­но фик­си­руя в гра­фи­че­ской па­мя­ти ве­ли­кие и тя­же­лые эпи­зо­ды рос­сий­ской ис­то­рии. Од­на­ко по­ми­мо вы­ра­зи­тель­ной ино­ска­за­тель­но­сти рос­сий­ской пла­кат­ной шко­ле свой­ствен­на осо­бая ин­то­на­ция, ко­то­рая мо­жет быть об­раз­но сфор­му­ли­ро­ва­на сло­ва­ми из­вест­ной пес­ни — «Я люблю тебя, жизнь!».

Борис Зеленский. Плакат «Будь туристом! Путешествуй по родной стране!». 1949.

На вы­став­ке экс­по­ни­ру­ют­ся пять­де­сят пла­ка­тов с 1920 по 2013 год, ор­га­ни­зо­ван­ные в во­семь те­ма­ти­че­ских раз­де­лов. Ис­то­ри­че­ские со­бы­тия, по­слу­жив­шие ос­но­вой для со­зда­ния мно­гих оте­че­ствен­ных пла­ка­тов, на­ме­че­ны в ос­нов­ном пунк­тир­но.

Ос­нов­ная цель вы­став­ки — пред­ста­вить об­раз­цы рос­сий­ских пла­ка­тов, вы­зы­ва­ю­щих по­ло­жи­тель­ный эмо­ци­о­наль­ный от­клик зри­те­лей, чув­ства гор­до­сти и ра­до­сти от тех по­бед и до­сти­же­ний, ко­то­ры­ми бо­га­та ис­то­рия на­шей стра­ны. Вме­сте с тем не­ко­то­рые пла­ка­ты на­по­ми­на­ют о без­воз­врат­но ушед­ших ре­а­ли­ях, по­ка­зы­ва­ют по­все­днев­ную жизнь лю­дей, о ко­то­рой боль­шин­ство на­ших со­вре­мен­ни­ков в на­ча­ле ХХI ве­ка зна­ют не­мно­го.

Пред­ла­га­е­мые по­се­ти­те­лям экс­по­на­ты от­ра­жа­ют жизнь во всем раз­но­об­ра­зии — в од­ном ря­ду пред­став­ле­ны со­ци­аль­ные, зре­лищ­ные и ре­клам­ные пла­ка­ты. В ос­но­ву рас­по­ло­же­ния ма­те­ри­а­ла по­ло­жен хро­но­ло­ги­че­ский прин­цип. О луч­ших пла­ка­тах на­пи­са­ны сот­ни ис­сле­до­ва­ний, нет смыс­ла по­вто­рять ши­ро­ко из­вест­ные све­де­ния. Для ори­ен­та­ции в экс­по­зи­ции да­дим лишь не­сколь­ко за­ме­ча­ний.

Владимир Селезнев. Плакат «На новые земли едемте с нами!». 1954.

На­ря­ду с ра­бо­та­ми клас­си­ков оте­че­ствен­но­го пла­ка­та — Дмитрия Мо­ора, Александра Род­чен­ко, Владимира и Георгия Стен­бер­гов, Александра Дей­не­ки, Густава Клу­ци­са, Ираклия То­ид­зе, Алексея Ко­ко­ре­ки­на и дру­гих — в экс­по­зи­цию вклю­че­ны за­слу­жи­ва­ю­щие вни­ма­ния пла­ка­ты ме­нее из­вест­ных ху­дож­ни­ков. Клю­че­вым для рас­кры­тия те­мы вы­став­ки сле­ду­ет счи­тать за­ме­ча­тель­ный во мно­гих от­но­ше­ни­ях пла­кат Галины Шу­би­ной «Ши­ро­ка стра­на моя род­ная...». Ис­сле­до­ва­те­ли не­од­но­крат­но от­ме­ча­ли связь не­ко­то­рых пла­ка­тов с по­пу­ляр­ны­ми пес­ня­ми, что на­гляд­но ил­лю­стри­ру­ет это про­из­ве­де­ние.

Пла­ка­ты пер­во­го раз­де­ла вы­став­ки от­ра­жа­ют со­бы­тия 20—30-х годов ХХ ве­ка — Граж­дан­скую вой­ну, кам­па­нию по лик­ви­да­ции не­гра­мот­но­сти, стро­и­тель­ство но­во­го ми­ра, про­па­ган­ду куль­ту­ры, спор­та, аги­та­цию за кол­хо­зы, борь­бу с пе­ре­жит­ка­ми про­шло­го, за но­вый быт и здо­ро­вый об­раз жиз­ни. Во вто­ром раз­де­ле вы­став­ки со­бра­ны об­раз­цы ки­но­пла­ка­тов 1920-х годов — ост­ро­ум­ные, ве­се­лые, изоб­ре­та­тель­ные.

Ны­не все­мир­но из­вест­ные та­лант­ли­вые пла­ка­ти­сты бра­тья Стен­бер­ги пи­са­ли, что пла­кат на­до де­лать та­ким, что­бы он «оста­но­вил да­же очень спе­ша­ще­го про­хо­же­го». Оте­че­ствен­ные ки­но­пла­ка­ты 1920-х го­дов — это не­пре­взой­ден­ная вер­ши­на ма­стер­ства, ко­то­рой не уда­лось до­стичь сле­ду­ю­щим по­ко­ле­ни­ям ху­дож­ни­ков. Тру­до­вой эн­ту­зи­азм на­ро­да, ра­дость от успе­хов про­из­вод­ствен­но­го и сель­ско­хо­зяй­ствен­но­го тру­да, вос­пи­та­ние пре­дан­но­сти и люб­ви к Ро­ди­не — те­мы на­ча­ла тре­тье­го раз­де­ла.

Вера Кораблева. Плакат «Иди, товарищ, к нам в колхоз!». 1930.

Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная вой­на пред­став­ле­на зна­ме­ни­ты­ми пла­ка­та­ми Ираклия То­ид­зе, Леонида Го­ло­ва­но­ва и Алексея Ко­ко­ре­ки­на. Ра­бо­та «Крас­ной Ар­мии — сла­ва!» на про­тя­же­нии не­сколь­ких де­ся­ти­ле­тий поль­зу­ет­ся не­из­мен­ным успе­хом, в том чис­ле и у мо­ло­до­го по­ко­ле­ния.

Сле­ду­ет об­ра­тить вни­ма­ние на ком­по­зи­ци­он­ный при­ем «пла­кат в пла­ка­те», да­ю­щий ис­то­ри­че­скую пер­спек­ти­ву со­бы­тий — ге­рой 1945 года за­пе­чат­лен на фо­не зем­лян­ки, где ви­сит пла­кат 1943 года «Бей на­смерть!», на ко­то­ром изоб­ра­жен тот же ге­рой в пы­лу сра­же­ния.

Все­на­род­но­му увле­че­нию раз­лич­ны­ми ви­да­ми спор­та и ту­риз­мом в 1940—50-х годах от­ве­ден сле­ду­ю­щий раз­дел. Об­ра­ща­ют на се­бя вни­ма­ние скром­ные, на­ив­ные ре­клам­ные пла­ка­ты 1950-х годов, со­бран­ные в пя­том раз­де­ле вы­став­ки, пред­став­ля­ю­щие ра­зи­тель­ный кон­траст с агрес­сив­ной со­вре­мен­ной ре­кла­мой. В сле­ду­ю­щем раз­де­ле пла­ка­ты 1960—70-х годов рас­ска­зы­ва­ют об успе­хах стра­ны в осво­е­нии кос­мо­са, о друж­бе мо­ло­де­жи и стрем­ле­нии лю­дей к ми­ру.

Александр Дейнека. Плакат «Механизируем Донбасс». 1930.

Зре­лищ­ные пла­ка­ты 1980-х годов пред­став­ле­ны ра­бо­та­ми та­лант­ли­вых ху­дож­ни­ков Виталия Воль­фа и Ефима Цви­ка. Их те­ат­раль­ные, вы­ста­воч­ные и ки­но­пла­ка­ты бы­ли и оста­ют­ся яр­ким яв­ле­ни­ем в этом жан­ре. От­дель­ные пла­ка­ты 1990-х и 2000-х годов за­вер­шают экс­по­зи­цию. Пред­став­ле­ны ра­бо­ты Юрия Бок­се­ра, Андрея Ло­гви­на, а так­же лист из се­рии «Они — это мы».

Пла­кат, по­свя­щен­ный Олим­пиа­де в Со­чи, со­здан в 2013 году мо­ло­дым пла­ка­ти­стом Дарьей Фе­до­се­е­вой и в том же го­ду по­да­рен ав­то­ром в фон­ды Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки. Учи­ты­вая по­след­ние со­бы­тия, про­ис­хо­дя­щие в стра­не и ми­ре, пред­ла­га­ем вни­ма­нию зри­те­лей ре­клам­ный пла­кат под на­зва­ни­ем «Крым», за­вер­ша­ю­щий вы­став­ку.

Са­мые та­лант­ли­вые пла­ка­ты уме­ют «го­во­рить» со зри­те­лем без по­сред­ни­ков. «На­де­ем­ся, что пред­став­лен­ные ра­бо­ты крас­но­ре­чи­во сви­де­тель­ству­ют, что ме­сто для ра­до­сти со­зи­да­ния и тру­да есть в лю­бую эпо­ху, — от­ме­ти­ла на от­кры­тии вы­став­ки за­ме­сти­тель за­ве­ду­ю­щей от­де­лом изо­из­да­ний РГБ Ан­на Са­ве­лье­ва. — Мы хо­те­ли бы, что­бы все, кто при­хо­дит в биб­лио­те­ку, за­ря­жа­лись этой ра­до­стью со­зи­да­ния».

Густав Клуцис. Плакат «Вернем угольный долг стране». 1930.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.