Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «М. П. Мусоргский (1839—1881): к 175-летию со дня рождения»

Выставка «М. П. Мусоргский (1839—1881): к 175-летию со дня рождения»

 

Место проведения: концертный зал отдела нотных изданий и звукозаписей РГБ
Время проведения: 25 февраля — 24 марта 2014 года
Экспонаты выставки (фотогалерея, Flickr)

И. Е. Репин. Портрет композитора М. П. Мусоргского. Фрагмент. 1881.

В от­де­ле нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ до 24 мар­та ра­бо­та­ет вы­став­ка, по-свя­щен­ная 175-ле­тию со дня рож­де­ния Мо­де­ста Пет­ро­ви­ча Му­сорг­ско­го. На вит­ри­нах экс­по­зи­ции свы­ше 100 до­ку­мен­тов: кла­ви­ры, пар­ти­ту­ры, либ­рет­то, пла­стин­ки, про­грамм­ки, дис­ки, книж­ные из­да­ния. По­се­ти­те­ли смо­гут уви­деть пер­вое из­да­ние «Кар­ти­нок с вы­став­ки», тол­стый том пар­ти­ту­ры «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» из кол­лек­ции Бо­ри­са Аса­фье­ва, узнать ис­то­рию по­ста­нов­ки опе­ры Ан­дре­ем Тар­ков­ским и мно­гое дру­гое.

Мо­дест Пет­ро­вич Му­сорг­ский (1839—1881) — один из са­мых дерз­но­вен­ных но­ва­то­ров XIX сто­ле­тия, ком­по­зи­тор, да­ле­ко опе­ре­див­ший свое вре­мя и ока­зав­ший огром­ное вли­я­ние на раз­ви­тие рус­ско­го и ев­ро­пей­ское му­зы­каль­но­го ис­кус­ства. Лич­ность ком­по­зи­то­ра и его твор­че­ское на­сле­дие до сих пор ма­ло изу­че­ны. До­ста­точ­но ска­зать, что зна­чи­тель­ная часть со­чи­не­ний Му­сорг­ско­го се­го­дня не толь­ко не из­да­на, но и не зна­ко­ма ши­ро­ко­му кру­гу му­зы­кан­тов-ис­пол­ни­те­лей и лю­би­те­лей му­зы­ки. Цель вы­став­ки — рас­крыть бо­га­тей­шие фон­ды РГБ, где со­чи­не­ния ком­по­зи­то­ра за­ни­ма­ют до­стой­ное ме­сто.

На­род как еди­ная лич­ность

Экс­по­зи­ция на­чи­на­ет­ся с опер. На пер­вых вит­ри­нах пред­став­ле­ны кла­ви­ры и пар­ти­ту­ры «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» (2-я ред. 1872), «Хо­ван­щи­ны» (1872—1880, не окон­че­на, ред. Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва, 1883), «Со­ро­чин­ской яр­мар­ки» (1874—1880, не окон­че­на, ре­дак­ция Ц. А. Кюи, 1917), «Же­нить­бы» (1868, не окон­че­на, ре­дак­ция М. М. Ип­по­ли­то­ва-Ива­но­ва, 1931), «Са­лам­бо» (1863—1866, не окон­че­на). Все они из­да­ны в та­ких из­вестных нот­ных фир­мах, как «Василий Бес­сель и Кº», «Му­зы­ка», «J. & W. Chester» и др.

Каж­дое из этих сце­ни­че­ских про­из­ве­де­ний име­ет свою ис­то­рию и осо­бен­но­сти; в каж­дом из них ком­по­зи­тор вы­сту­пил та­лант­ли­вым дра­ма­тур­гом и ре­жис­се­ром. На­вер­ня­ка вни­ма­ние пуб­ли­ки при­вле­чет тол­стый, не­мно­го по­тре­пан­ный том пар­ти­ту­ры «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» из кол­лек­ции Бо­ри­са Аса­фье­ва: из­дан­ный кси­ло­гра­фи­че­ским ме­то­дом, он со­хра­нил на сво­их стра­ни­цах по­ме­ты ита­льян­ско­го ди­ри­же­ра. «Я ра­зу­мею на­род как ве­ли­кую личность, оду­шев­лен­ною еди­ною иде­ей. Это — моя за­да­ча. Я по­пы­тал­ся раз­ре­шить ее в опе­ре», — та­кую над­пись сде­лал Мо­дест Пет­ро­вич в год пер­вой по­ста­нов­ки опе­ры на ее кла­ви­ре. По­яв­ле­ние «Бо­ри­са Го­ду­но­ва» озна­ме­но­ва­ло со­бой рож­де­ние но­во­го опер­но­го жан­ра — на­род­ной му­зы­каль­ной дра­мы.

За по­ста­нов­ку опе­ры бра­лись очень мно­гие, вклю­чая Ан­дрея Тар­ков­ско­го, по­ста­вив­ше­го ее в со­труд­ни­че­стве с Ле­нин­град­ским го­су­дар­ствен­ным ака­де­ми­че­ским те­ат­ром опе­ры и ба­ле­та име­ни С. М. Ки­ро­ва (ны­не — Ма­ри­ин­ский те­атр) и Лон­дон­ским те­ат­ром ко­ро­лев­ской опе­ры «Ко­вент-Гар­ден». Об ис­то­рии этой по­ста­нов­ки так­же рас­ска­зы­ва­ет один из экс­по­на­тов вы­став­ки.

«За это ме­ня бы вы­гна­ли из кон­сер­ва­то­рии...»

На­ря­ду с опе­рой, Му­сорг­ский пи­сал во­каль­ную и ин­стру­мен­таль­ную му­зы­ку. За­мет­ное ме­сто на вы­став­ке за­ни­ма­ет ори­ги­наль­ный фор­те­пи­ан­ный цикл «Кар­тин­ки с вы­став­ки» (1874), по­свя­щен­ный па­мя­ти дру­га Му­сорг­ско­го, та­лант­ли­во­го ху­дож­ни­ка-ар­хи­тек­то­ра В. А. Гарт­ма­на. Идея со­зда­ния про­грамм­но­го цик­ла воз­ник­ла у Му­сорг­ско­го по­сле по­се­ще­ния по­смерт­ной вы­став­ки про­из­ве­де­ний ху­дож­ни­ка. Ком­по­зи­тор бле­стя­ще вы­ра­зил ин­стру­мен­таль­ны­ми сред­ства­ми со­дер­жа­ние ри­сун­ков, кар­тин, ри­сун­ков и ар­хи­тек­тур­ных про­ек­тов, вы­пол­нен­ных Гарт­ма­ном — «Гном», «Из­буш­ка на ку­рьих нож­ках», «Ссо­ра де­тей во вре­мя иг­ры», «Ры­нок в Ли­мо­же» и др.

«Бо­га­тыр­ские во­ро­та в Ки­е­ве», пье­са, за­клю­ча­ю­щая цикл, пред­став­ля­ет яр­кую кар­ти­ну из древ­не­рус­ской жиз­ни с празд­нич­ным пе­ре­зво­ном ко­ло­ко­лов и на­род­ным гу­ля­ньем. В фон­де от­де­ла хра­нит­ся фак­си­миль­ное из­да­ние это­го про­из­ве­де­ния с ре­про­дук­ци­я­ми кар­тин В. А. Гарт­ма­на («Му­зы­ка»), а так­же кра­соч­но оформ­лен­ные но­ты не­мец­кой фир­мы «Schott Music». Здесь так­же мож­но уви­деть из­да­ние са­мой зна­ме­ни­той и наи­бо­лее ча­сто ис­пол­ня­е­мой на кон­церт­ной эст­ра­де вер­сии «Кар­ти­нок» в ор­кест­ров­ке М. Ра­ве­ля (1956, «Му­зы­ка») и грам­пла­стин­ка с за­пи­сью «Кар­ти­нок» в ис­пол­не­нии Свя­то­сла­ва Рих­те­ра.

Дру­гие пье­сы для фор­те­пи­а­но так­же пред­став­ле­ны в оте­че­ствен­ных и ино­стран­ных из­да­ни­ях («Му­зы­ка», «M. P. Belaieff», «Editio Musica Budapest»).

Из ор­кест­ро­вых про­из­ве­де­ний Му­сорг­ско­го все­мир­ную из­вест­ность при­об­ре­ла сим­фо­ни­че­ская кар­ти­на «Ночь на Лы­сой го­ре» (1867). Ком­по­зи­тор ра­бо­тал над со­чи­не­ни­ем с боль­шим удо­воль­стви­ем: он тща­тель­но раз­ра­бо­тал по­дроб­ную про­грам­му, проду­мал фор­му и ор­кест­ров­ку сво­е­го про­из­ве­де­ния. Он по­ни­мал, что ввел ком­по­зи­ци­он­ные нов­ше­ства, ко­то­рые вряд ли бу­дут при­ня­ты, и за­ме­чал: «За это ме­ня бы вы­гна­ли из кон­сер­ва­то­рии...». Од­на­ко он был очень до­во­лен этим со­чи­не­ни­ем: «На мой взгляд „Ива­но­ва ночь“ из но­вых и на му­зы­кан­та мыс­ля­ще­го долж­на про­из­во­дить удо­вле­тво­ритель­ное впе­чат­ле­ние». На вы­став­ке мож­но уви­деть пар­ти­ту­ру, вы­шед­шую в из­да­тель­стве «Бес­сель и К» и грам­пла­стин­ки с за­пи­ся­ми Го­су­дар­ствен­но­го ака­де­ми­че­ско­го сим­фо­ни­че­ско­го ор­кест­ра СССР под управ­ле­ни­ем Ев­ге­ния Свет­ла­но­ва.

Ком­по­зи­тор и сти­хо­тво­рец

Пес­ни и ро­ман­сы со­став­ля­ют еще од­ну грань са­мо­быт­но­го твор­че­ства Му­сорг­ско­го. Сре­ди нот ви­дим во­каль­ные цик­лы «Без солн­ца» (1874), «Пес­ни и пляс­ки смер­ти» (1877) на сти­хи А. А. Го­ле­ни­ще­ва-Ку­ту­зо­ва, бал­ла­ду «За­бы­тый» (1874) по мо­ти­вам из­вест­ной кар­ти­ны В. В. Ве­ре­ща­ги­на, пес­ня «Ка­ли­страт» (1864) на сти­хи А. Н. Не­кра­со­ва, пес­ни «Све­тик Са­виш­на» (1866), «Се­ми­на­рист» (1866), «Ра­ек» (1870), «Си­рот­ка» (1868), «Озор­ник» (1867) на сти­хи са­мо­го ком­по­зи­то­ра. Укра­ша­ет вы­став­ку изу­ми­тель­ное из­да­ние во­каль­но­го цик­ла «Дет­ская» (1872) на сло­ва ком­по­зи­то­ра, ко­то­рый, кста­ти, пи­сал сти­хи. Из­да­ние бы­ло вы­пу­ще­но фир­мой «Василий Бес­сель и Кº» в на­ряд­ном и не­обыч­ном оформ­ле­нии Ильи Ре­пи­на: на ти­туль­ном ли­сте каж­дая бук­ва на­ри­со­ва­на в ви­де дет­ской иг­руш­ки.

Еще од­но из­вест­ное со­чи­не­ние, пред­став­лен­ное на вы­став­ке, — «Пес­ня о бло­хе» (пес­ня Ме­фи­сто­фе­ля в по­греб­ке Ауэр­ба­ха, 1879) на фраг­мент по­э­мы Ге­те «Фа­уст» — и по­ны­не при­зна­ет­ся ми­ро­вым ше­дев­ром, проч­но во­шед­шим в ре­пер­ту­ар мно­гих клас­си­че­ских во­ка­ли­стов. Осо­бен­но ис­пол­не­ни­ем этой и дру­гих пе­сен и ро­ман­сов ком­по­зи­то­ра про­сла­вил­ся Федор Ша­ля­пин.

В экс­по­зи­цию во­шли так­же мо­но­гра­фии, га­зет­ные и жур­наль­ные ста­тьи, спра­воч­но-биб­лио­гра­фи­че­ские из­да­ния, от­ра­жа­ю­щие жизнь и твор­че­ство од­но­го из са­мых ори­ги­наль­ных рус­ских ком­по­зи­то­ров.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.