Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  XXVII Московская международная книжная выставка-ярмарка

XXVII Московская международная книжная выставка-ярмарка

   

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ВДНХ, па­ви­льон № 75, зал А, стенд F-31
Вре­мя про­ве­де­ния: 3—7 сен­тяб­ря 2014 года
Фоторепортаж с открытия выставки-ярмарки (Flickr)

С 3 по 7 сен­тяб­ря про­хо­ди­ла 27-я Мос­ков­ская меж­ду­на­род­ная книж­ная вы­став­ка-яр­мар­ка. В этом году впервые периодика и книги, издаваемые РГБ, бы­ли представлены на одном стенде. Читатели библиотеки и завсегдатаи книжных ярмарок смог­ли по­зна­ко­мить­ся с по­след­ни­ми но­ме­ра­ми биб­лио­теч­ных жур­на­лов и но­вин­ка­ми из­да­тель­ства «Паш­ков дом», а так­же вос­поль­зо­вать­ся спе­ци­аль­ны­ми ак­ци­я­ми. По за­вер­ше­нии вы­став­ки спе­ци­а­ли­сты из РГБ по­де­ли­лись сво­и­ми впе­чат­ле­ни­я­ми.

   
         
   

Ан­на Ар­ка­дьев­на Га­джи­е­ва,
за­ме­сти­тель за­ве­ду­ю­ще­го ре­дак­ци­он­но-из­да­тель­ским от­де­лом пе­ри­о­ди­че­ских из­да­ний РГБ:

2014 год в Рос­сии объ­яв­лен Го­дом куль­ту­ры. Ко­неч­но, пе­ри­о­ди­че­ские из­да­ния РГБ от­ра­жают это обстоятельство, поэтому вы­ста­воч­ная экс­по­зи­ция жур­на­лов на яр­мар­ке раскрывала те­му куль­ту­ры. На­при­мер, каж­дый но­мер жур­на­ла «Биб­лио­те­ко­ве­де­ние» по­свя­щен од­ной из ее от­рас­лей (ли­те­ра­ту­ра, те­атр, изоб­ра­зи­тель­ное ис­кус­ство, му­зы­ка, ар­хи­тек­ту­ра). Об­лож­ки но­ме­ров укра­ша­ют со­от­вет­ству­ю­щие ло­го­ти­пы, а в них со­дер­жат­ся ста­тьи, рас­кры­ва­ю­щие связь биб­лио­тек и пред­став­ля­е­мой куль­тур­ной от­рас­ли. По­се­ти­те­ли стен­да могли при­об­ре­сти лю­бой но­мер и по­лу­чить при этом в по­да­рок зна­чок с ло­го­ти­пом жур­на­ла.

Все пе­ри­о­ди­че­ские из­да­ния РГБ из­вест­ны в про­фес­си­о­наль­ной сре­де. У каж­до­го из жур­на­лов есть своя ауди­то­рия. В первую оче­редь по­се­ти­те­лями вы­став­ки бы­ли вос­тре­бо­ва­ны на­ши ли­де­ры — жур­на­лы «Биб­лио­те­ко­ве­де­ние» и «Об­сер­ва­то­рия куль­ту­ры». Осо­бен­ный ин­те­рес про­явил­ся к жур­на­лу «Ме­ди­а­те­ка и Мир». Я свя­зы­ваю это преж­де все­го с тем, что в 2014 году из­да­ние пуб­ли­ку­ет экс­клю­зив­ные ма­те­ри­а­лы о про­ек­те «На­ци­о­наль­ная элек­трон­ная биб­лио­те­ка». 

Не­смот­ря на то что в этом го­ду ко­ли­че­ство экс­по­нен­тов бы­ло яв­но мень­шим, де­ло­вая про­грам­ма бы­ла до­ста­точ­но на­сы­щен­ной. Ду­маю, что мы обя­за­тель­но опуб­ли­ку­ем ма­те­ри­а­лы о са­мых важ­ных встре­чах и кон­фе­рен­ци­ях на ярмарке в бли­жай­ших но­ме­рах жур­на­лов.

Все­гда об­ра­щаю вни­ма­ние на оформ­ле­ние стен­дов дру­гих из­да­тельств. Впе­чат­ля­ют боль­шие раз­ме­ры, яр­кие крас­ки, ори­ги­наль­ные ар­хи­тек­тур­но-ди­зай­нер­ские ре­ше­ния, ко­то­рые мож­но (и нуж­но!) со­про­вож­дать со­вре­мен­ным тех­ни­че­ским обо­ру­до­ва­ни­ем.

 

   
         
   

Мар­га­ри­та Ни­ко­ла­ев­на Аме­ли­на,
ре­дак­тор жур­на­ла РГБ «Во­сточ­ная кол­лек­ция»:

Мы уже не пер­вый раз участ­ву­ем в яр­мар­ке, и год от го­да рас­тет чис­ло лю­дей, це­ле­на­прав­лен­но при­хо­дя­щих к нам на стенд, что­бы узнать, что но­во­го по­яви­лось в жур­на­ле, при­об­ре­сти не­сколь­ко эк­зем­пля­ров. При­чем, по­ку­па­ют не толь­ко све­жие но­ме­ра, но и вы­пус­ки преж­них лет, ес­ли они, ко­неч­но, оста­лись. Каж­дый год мы ста­ра­ем­ся при­ду­мать что-ни­будь ин­те­рес­ное. На 27-й ММКВЯ нов­ше­ством ста­ла «Лав­ка востокоЕДА». В жур­на­ле есть та­кая руб­ри­ка, где пе­ча­та­ют­ся эт­но­гра­фи­че­ские ма­те­ри­а­лы на те­му пи­та­ния раз­лич­ных на­ро­дов. Мы сде­ла­ли под­бор­ку но­ме­ров с эти­ми ста­тья­ми и пред­ло­жи­ли на­шим чи­та­те­лям. На бли­жай­шие вы­став­ки го­то­вим на­бо­ры от­кры­ток на те­му во­сточ­ной кух­ни.

Как все­гда, наи­боль­ший ин­те­рес к ма­те­ри­а­лам о Япо­нии, Ки­тае, Ин­дии. Те­перь к ним при­ба­вил­ся Иран. Для удоб­ства мы пред­ла­га­ли по­се­ти­те­лям по­смот­реть ка­та­лог опуб­ли­ко­ван­ных ста­тей и вы­брать то, что их ин­те­ре­су­ет. У нас «штуч­ный» чи­та­тель, но ес­ли ему жур­нал с пер­во­го ра­за по­нра­вил­ся, то это уже на­все­гда.

   
         
 

Игорь Иго­ре­вич Ше­сто­па­лов,
ди­рек­тор из­да­тель­ства РГБ «Паш­ков дом»:

Мно­гим кни­го­лю­бам и биб­лио­фи­лам хо­ро­шо зна­ко­ма кар­ти­на «Книж­ный червь», вы­пол­нен­ная в по­за­про­шлом ве­ке не­мец­ким ху­дож­ни­ком Кар­лом Шпи­ц­ве­гом. Этот об­раз в чем-то бли­зок и до­рог «Паш­ко­ву до­му»: мы преж­де все­го ра­бо­та­ем для при­ве­ред­ли­вых и вдум­чи­вых чи­та­те­лей. Ко­неч­но, нам очень хо­те­лось, что­бы все при­шед­шие на Мос­ков­скую книж­ную вы­став­ку-яр­мар­ку бы­ли за­яд­лы­ми кни­го­че­я­ми, лю­би­ли и чти­ли книгу. В ка­кой-то ме­ре эти ожи­да­ния сбы­лись.

К стен­ду Рос­сий­ской го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­ки, где раз­ме­стил свою про­дук­цию и «Паш­ков дом», при­хо­ди­ли те, кто не пер­вый год поль­зу­ет­ся на­ши­ми кни­га­ми, сле­дит за из­да­тель­ски­ми но­вин­ка­ми. От­рад­но, что сре­ди них мно­го мо­ло­дых лиц, так не­по­хо­жих на ге­роя шпи­ц­ве­гов­ско­го по­лот­на и со­че­та­ю­щих ин­те­рес к из­да­ни­ям в тра­ди­ци­он­ном ви­де с при­стра­сти­я­ми к кни­ге в элек­трон­ном ис­пол­не­нии. По­вы­шен­ным спро­сом поль­зо­ва­лась кни­га Алек­сандра Юрье­ви­ча Са­ма­ри­на «О ред­ких кни­гах и книж­ных па­мят­ни­ках». Охот­но при­об­ре­та­лось, ка­за­лось бы, су­гу­бо спра­воч­ное из­да­ние — двух­том­ник «Га­зет­ный мир Рос­сии XIX — на­ча­ла XX ве­ка». Не обо­шли вни­ма­ни­ем при­шед­шие на стенд и оче­ред­ной, чет­вер­тый, том по­дроб­но­го, ин­фор­ма­ци­он­но и ил­лю­стра­тив­но на­сы­щен­но­го ка­та­ло­га «Вла­дель­че­ские книж­ные зна­ки в от­де­ле ред­ких книг РГБ» — про­ект, ко­то­ро­му от­да­ет мно­го сил Татьяна Владимировна Гре­бе­нюк.

В це­лом мож­но ска­зать, что уча­стие в мос­ков­ском книж­ном фо­ру­ме бы­ло по­лез­но для из­да­тель­ства. Но нуж­ны но­вые ав­то­ры, но­вые кни­ги, ис­пол­нен­ные в том чис­ле и в циф­ре. По­ка же по­ста­ра­ем­ся при­влечь но­вин­ка­ми чи­та­те­лей на сле­ду­ю­щей вы­ста­воч­ной пло­щад­ке — на 16-й Non-fiction, ко­то­рая со­сто­ит­ся в кон­це но­яб­ря.

 

   
         
 

Алек­сандр Юрье­вич Са­ма­рин,
за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра РГБ по биб­лио­теч­ной ра­бо­те:

Я счи­таю, что на­ше уча­стие в книж­ных яр­мар­ках не­об­хо­ди­мо, ведь биб­лио­те­ки из­на­чаль­но и по-преж­не­му преж­де все­го хра­ни­ли­ща книг. Книж­ная яр­мар­ка — это ис­точ­ник ин­фор­ма­ции об от­рас­ли. Ведь нам нуж­но по­ни­мать, как раз­ви­ва­ет­ся кни­го­из­да­ние и кни­го­тор­гов­ля, что про­ис­хо­дит в об­ла­сти ав­тор­ско­го пра­ва, как ре­а­ги­ру­ют из­да­те­ли на но­вое за­ко­но­да­тель­ство в сфе­ре за­ку­пок, и, со­от­вет­ствен­но, ви­деть, как все эти про­цес­сы бу­дут от­ра­жать­ся на на­шем вза­и­мо­дей­ствии с книж­ной от­рас­лью.

Яр­мар­ки рас­ши­ря­ют круг про­фес­си­о­наль­ных кон­так­тов и поз­во­ля­ют ре­шить мно­гие во­про­сы «по го­ря­чим сле­дам». Кро­ме то­го, это пло­щад­ки для об­суж­де­ния ак­ту­аль­ных тем: про­во­ди­мые на яр­мар­ках круг­лые сто­лы и встре­чи поз­во­ля­ют нам до­не­сти до кол­лег из смеж­ных сфер свою точ­ку зре­ния и быть услы­шан­ны­ми. Ведь не сек­рет, что у биб­лио­те­ка­рей и из­да­те­лей есть мно­го спор­ных во­про­сов, а их сов­мест­ное об­суж­де­ние в рам­ках та­ких ме­ро­при­я­тий мо­жет по­слу­жить им­пуль­сом для кон­струк­тив­ных ре­ше­ний.

И, ра­зу­ме­ет­ся, по­сколь­ку на­ша биб­лио­те­ка са­ма вы­сту­па­ет в ро­ли из­да­те­ля книг и жур­на­лов, мы долж­ны де­мон­стри­ро­вать свою про­дук­цию по­тен­ци­аль­но­му чи­та­те­лю. С уче­том то­го, что мы вы­пус­ка­ем мно­го спе­ци­аль­ной ли­те­ра­ту­ры, имен­но книж­ные яр­мар­ки поз­во­ля­ют нам най­ти к не­му наи­бо­лее ко­рот­кий путь. На пол­ках книж­ных ма­га­зи­нов сре­ди по­пу­ляр­ной бел­ле­три­сти­ки спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные из­да­ния лег­ко те­ря­ют­ся, а книж­ные яр­мар­ки при­вле­ка­ют ни­ше­во­го чи­та­те­ля, ко­то­ро­му мо­гут быть ин­те­рес­ны тру­ды по во­про­сам биб­лио­те­ко­ве­де­ния, биб­лио­филь­ства, ис­то­рии кни­ги и книж­но­го де­ла. Дру­гой во­прос, что не­об­хо­ди­мо бо­лее твор­че­ски под­хо­дить к фор­мам сво­е­го уча­стия на книж­ных яр­мар­ках, ис­кать но­вые под­хо­ды к пре­зен­та­ции сво­ей про­дук­ции.

   

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.