Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «Дождливых улиц гулкое движение вдруг сладостным закрылось сном». Город в романтических иллюстрациях Алексея Ильича Кравченко

Выставка «Дождливых улиц гулкое движение вдруг сладостным закрылось сном». Город в романтических иллюстрациях Алексея Ильича Кравченко

 

Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Музей книги РГБ
Время проведения: 25 мар­та — 30 ап­ре­ля 2014 года

Библиотека имени В. И. Ленина. Гравюра Алексея Кравченко в книге «Moscou», 1926. 

В од­ной из вит­рин ос­нов­ной экс­по­зи­ции Му­зея кни­ги, в раз­де­ле «Тех­ни­ки ил­лю­стри­ро­ва­ния. Гра­вю­ра на де­ре­ве», под стек­лом ле­жит под­лин­ная гра­ви­ро­валь­ная дос­ка вы­да­ю­ще­го­ся ху­дож­ни­ка Алек­сея Ильи­ча Кра­вчен­ко (ил­лю­стра­ция к «Пи­ко­вой да­ме») и его шти­хель для гра­ви­ро­ва­ния. В 2014 го­ду ис­пол­ня­ет­ся 125 лет со дня рож­де­ния гравера. В фон­дах Му­зея кни­ги хра­нит­ся мно­же­ство книг с ил­лю­стра­ци­я­ми ма­сте­ра. До 30 ап­ре­ля по­се­ти­те­ли мо­гут уви­деть оформ­лен­ные ху­дож­ни­ком про­из­ве­де­ния Пуш­ки­на, Дик­кен­са, Го­го­ля, Де Ко­сте­ра, Гоф­ма­на. Они на­вер­ня­ка зна­ко­мы по­чи­та­те­лям ис­кус­ства книж­ной ил­лю­стра­ции.

Алек­сей Ильич Кра­вчен­ко (1889—1940), один их круп­ней­ших ху­дож­ни­ков, был раз­но­сто­рон­не ода­рен­ным че­ло­ве­ком. Он пре­крас­но пи­сал мас­лом, ри­со­вал ак­ва­ре­лью, успеш­но ра­бо­тал в об­ла­сти офор­та и гра­вю­ры, но ми­ро­вую из­вест­ность по­лу­чил как ма­стер кси­ло­гра­фии, в ко­то­рой до­стиг со­вер­шен­ства.

Иллюстрация Алексея Кравченко к трагедии Александра Пушкина «Пир во время чумы». Государственное
издательство «Художественная литература», 1936.
Гравюра на дереве.

В 1914 го­ду вы­шла пер­вая ил­лю­стри­ро­ван­ная им кни­га «Араб­ские сказ­ки», но под­лин­ное при­зна­ние к ху­дож­ни­ку при­шло в 1920-х годах. То­гда из­да­ния с его гра­вю­ра­ми на де­ре­ве ста­ли по­яв­лять­ся од­но за дру­гим и про­из­ве­ли огром­ное впе­чат­ле­ние на чи­та­ю­щую пуб­ли­ку: «Де­ре­вян­ная ко­ро­ле­ва» Леонида Лео­но­ва (Пет­ро­град, 1925), «Свер­чок на пе­чи» Чарльза Дик­кен­са (М. — Ле­нин­град, 1925) , «Порт­рет» Николая Го­го­ля (Москва, 1928), «По­ве­ли­тель блох» Эрнста Т. А. Гоф­ма­на (Ле­нин­град, 1929). Не­смот­ря на до­воль­но зна­чи­тель­ные по то­му вре­ме­ни ти­ра­жи, эти кни­ги сра­зу ста­ли биб­лио­гра­фи­че­ской ред­ко­стью. Всех их мож­но уви­деть на се­го­дняш­ней вы­став­ке в Му­зее кни­ги.

Вско­ре по­сле по­яв­ле­ния пер­вых книг с гра­вю­ра­ми Кра­вчен­ко на­ча­лось три­ум­фаль­ное ше­ствие про­из­ве­де­ний ху­дож­ни­ка по вы­ста­воч­ным за­лам ми­ра. С 1917 го­да и до кон­ца сво­ей жиз­ни он участ­во­вал бо­лее чем в 140 вы­став­ках, в том чис­ле 72 ра­за в 25 за­ру­беж­ных стра­нах. В 1925 го­ду на Меж­ду­на­род­ной вы­став­ке в Па­ри­же ему бы­ла еди­но­глас­но при­суж­де­на выс­шая на­гра­да — Гран-при. По­сле это­го он по­чти каж­дый год ста­но­вил­ся ла­у­ре­а­том раз­лич­ных меж­ду­на­род­ных кон­кур­сов. Все­го Алек­сей Ильич ху­до­же­ствен­но офор­мил око­ло 100 книг и 70 из них про­ил­лю­стри­ро­вал — глав­ным об­ра­зом, про­из­ве­де­ния рус­ских и за­ру­беж­ных клас­си­ков.

Иллюстрация Алексея Кравченко к повести Чарльза Диккенса «Сверчок на печи». Государственное
издательство, 1923.
Гравюра на дереве.

По сви­де­тель­ству са­мо­го ху­дож­ни­ка, он все­гда ста­рал­ся ил­лю­стри­ро­вать кни­ги, близ­кие его ду­хов­но­му ми­ру. Неслу­чай­но луч­шие его ра­бо­ты бы­ли со­зда­ны для про­ник­ну­тых ро­ман­тиз­мом про­из­ве­де­ний Гоф­ма­на, Пуш­ки­на, Го­го­ля, Де Ко­сте­ра, Лео­но­ва, Цвей­га. Сам ро­ман­тик и от­ча­сти сим­во­лист, Кра­вчен­ко пе­ре­да­ет дра­ма­тизм внут­рен­ней жиз­ни ге­ро­ев, стра­сти, смя­те­ние, от­ча­ян­ные на­деж­ды.

Фо­ном, а ча­сто и участ­ни­ка­ми со­бы­тий, ста­но­вят­ся при­ро­да, зда­ния, окру­жа­ю­щий че­ло­ве­ка мир ве­щей. При­зрач­но зна­ко­мый и пол­ный тай­ны, зло­ве­щий и эле­ги­че­ски спо­кой­ный, пей­заж у Кра­вчен­ко, в том чис­ле го­род­ской, не толь­ко со­зда­ет на­стро­е­ние ил­лю­стра­ции, но вы­сту­па­ет про­вод­ни­ком скры­тых сил, по­мо­га­ю­щих или про­ти­во­сто­я­щих че­ло­ве­че­ской во­ле, зна­ком той за­пре­дель­ной ре­аль­но­сти, ко­то­рая опре­де­ля­ет смысл изоб­ра­жа­е­мой сце­ны.

Те­ма се­го­дняш­ней вы­став­ки Му­зея кни­ги — го­род в ил­лю­стра­ци­ях художника — объ­еди­ня­ет пред­став­лен­ные издания и вы­яв­ля­ет свое­об­ра­зие каж­дого из них. На их стра­ни­цах це­лая гам­ма на­стро­е­ний — от ве­ли­че­ствен­но­го спо­кой­ствия До­ма Паш­ко­ва в Пу­те­во­ди­те­ле по Москве (1925) до бу­шу­ю­ще­го вол­на­ми Пе­тер­бур­га в «Мед­ном всад­ни­ке» Пуш­ки­на (1936).

Иллюстрация Алексея Кравченко к сборнику повестей Леонида Леонова («Деревянная королева», «Бубновый
валет», «
Валина кукла»). Издательство М. и С. Сабашниковых, 1923
.
Гравюра на дереве.

Мы ви­дим го­род враж­деб­ный («Пир во вре­мя чу­мы» А. С. Пуш­ки­на) и дру­же­ствен­ный че­ло­ве­ку («Свер­чок на пе­чи» Ч. Дик­кен­са), го­род ма­гов и вол­шеб­ни­ков («По­ве­ли­тель блох» Э. Т. А. Гоф­ма­на), со­блаз­нов и об­ма­нов («Порт­рет» Н. В. Го­го­ля), го­род ноч­ной тай­ны и днев­ной ярост­ной борь­бы, сред­не­ве­ко­вый и со­вре­мен­ный ху­дож­ни­ку, услов­ный и ре­аль­но су­ще­ству­ю­щий.

В экс­по­зи­цию вклю­че­но и од­но из пер­вых из­да­ний с гра­вю­ра­ми Кра­вчен­ко — не­боль­шой сбор­ник экс­либ­ри­сов 1922 года, ко­то­рый вдруг, но впол­не за­слу­жен­но, сде­лал из­вест­ным его ис­кус­ство кси­ло­гра­фии. Об­ра­зы «эн­ту­зи­а­стов кни­ги, с тре­пе­том в не­наст­ный день та­ща­щих ки­пы книг в свои биб­лио­теч­ные бер­ло­ги» суть «бла­го­род­ные сви­де­те­ли боль­шо­го, но скром­но­го, за­ча­стую не­за­мет­но­го тру­да — книж­но­го со­би­ра­тель­ства» (Михаил Ба­зы­кин).

Каж­до­му экс­либ­ри­су со­пут­ство­ва­ли сти­хи, со­чи­нен­ные же­ной Алексея Ильича — Ксе­ни­ей Сте­па­нов­ной (1896—1990), впо­след­ствии из­вест­ным ис­кус­ство­ве­дом. Стро­ки из этой кни­ги и во­шли в на­зва­ние вы­став­ки: «сла­дост­ный сон», на­ве­ян­ный кни­гой, — и «гул­кое дви­же­ние улиц» внут­ри и вне ее.


Иллюстрация Алексея Кравченко к поэме Александра Пушкина «Медный всадник».
Государственное
издательство «Художественная литература», 1936.
Гравюра на дереве.


Кни­ги и пред­ме­ты, пред­став­лен­ные на вы­став­ке:

Иллюстрация Алексея Кравченко к роману Шарля Де Костера «Тиль Уленшпигель». Земля и Фабрика, 1928.
Гравюра на дереве.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.