Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «История китайской книги»

Выставка «История китайской книги»

 

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Мо­хо­вая, 6, Центр во­сточ­ной ли­те­ра­ту­ры РГБ
Вре­мя про­ве­де­ния: 1—21 ап­ре­ля 2014 года
Иллюстрированный словарь книжных терминов
Фотогалерея на Flickr

Правила каллиграфии и рисования (Ши чжу чжай шу хуа пу). 1879. Ксилографическое издание.
ЦВЛ РГБ: 3В 2-4/802.

Эво­лю­цию форм ки­тай­ской кни­ги мож­но про­сле­дить на не­боль­шой вы­став­ке в Цен­тре во­сточ­ной ли­те­ра­ту­ры РГБ. Бам­бу­ко­вые до­щеч­ки, ба­боч­ка, гар­мо­ни­ка и при­выч­ная со­вре­мен­но­му че­ло­ве­ку форма ко­дек­са — все виды ки­тай­ской кни­ги мож­но не толь­ко уви­деть в вы­ста­воч­ном за­ле на Мо­хо­вой, но и за­ка­зать для чте­ния. Вы­став­ка от­кры­та до 21 ап­ре­ля.

Ис­то­рия ки­тай­ской кни­ги на­счи­ты­ва­ет око­ло 2500 лет. На­ча­ло книж­но­му де­лу в Ки­тае бы­ло по­ло­же­но в се­ре­ди­не I ты­ся­че­ле­тия до н. э., ко­гда из бам­бу­ко­вых до­ще­чек и шел­ка ста­ли со­зда­вать пер­вые «кни­ги». Так, из бам­бу­ко­вых до­ще­чек воссоздано со­вре­мен­ное вос­про­из­ве­де­ние «Со­чи­не­ния Сунь-цзы о во­ен­ном ис­кус­стве», да­ти­ро­ван­ное VI—V вв. до н. э.

 Под вли­я­ни­ем при­шед­ше­го из Ин­дии буд­диз­ма в Ки­тае по­яви­лись кни­ги в фор­ме гар­мо­ни­ки. Они состоят из од­но­го ли­ста, дли­на ко­то­ро­го мо­жет до­сти­гать не­сколь­ких мет­ров. Од­ним из при­ме­ров этой фор­мы на вы­став­ке слу­жит «Сло­во о жи­во­пи­си из Са­да с Гор­чич­ное Зер­ныш­ко» (1818).

Слово о живописи из Сада с горчичное зернышко (Цзе цзя юань хуа чжуань). 1818. ЦВЛ РГБ: 3В 2-13/67.

Уни­каль­ное ки­тай­ское изоб­ре­те­ние — кни­га-ба­боч­ка, чей лист, за­пе­ча­тан­ный толь­ко с од­ной сто­ро­ны и раз­де­лен­ный вер­ти­каль­ным ко­лон­ти­ту­лом на две ча­сти, на­по­ми­на­ет кры­лья. Это од­на из ран­них форм тра­ди­ци­он­ной ки­тай­ской кни­ги, ко­то­рая бы­ла рас­про­стра­не­на в эпо­ху Сун (960—1279). Та­ко­ва пред­став­лен­ная на вы­став­ке «Хро­ни­ка цар­ство­ва­ния им­пе­ра­то­ра Сю­ань-цзу­на». С при­хо­дом дру­гих, бо­лее прак­тич­ных спо­со­бов бро­шю­ров­ки, кни­га-ба­боч­ка ста­ла ред­ко­стью уже мно­го ве­ков на­зад.

В XI ве­ке в Ки­тае был изоб­ре­тен на­бор­ный шрифт, а с кон­ца XV ве­ка ста­ли при­ме­нять­ся ме­тал­ли­че­ские ли­те­ры. На вы­став­ке мож­но уви­деть от­дель­ные то­ма из эн­цик­ло­пе­дии «Пол­ное со­бра­ние тек­стов древ­них и но­вых с ил­лю­стра­ци­я­ми к ним» (Цинь дин гу цзинь ту­шу цзи­ч­эн), от­пе­ча­тан­ной в 1726 го­ду в Пе­ки­не по­движ­ным брон­зо­вым шриф­том.

В от­ли­чие от при­выч­ной за­пад­но­ев­ро­пей­ской книж­ной фор­мы, тра­ди­ци­он­ная ки­тай­ская кни­га не име­ла пе­ре­пле­та. Она за­клю­ча­лась в мяг­кую об­лож­ку и по­ме­ща­лась в фу­тляр. Свое­об­раз­ную фор­му име­ли так­же ли­сты, текст на ко­то­рых пе­ча­тал­ся толь­ко с од­ной сто­ро­ны, са­ми ли­сты скла­ды­ва­лись и сши­ва­лись та­ким об­ра­зом, что­бы «из­на­ноч­ная» сто­ро­на бы­ла скры­та от чи­та­те­ля — так на­зы­ва­е­мый ме­тод обер­точ­ной бро­шю­ров­ки.

Важнейшие места из работ по военным вопросам (Чунсю у цзин цзунъяо). Т. 1—5. ЦВЛ РГБ: в 2-17/2.

Что касается способов воспроизведения текста, то отдельный стенд на выставке посвящен ксилографии, которая была изобретена в Китае в VI ве­ке. Ксилография позволяла пе­ре­дать да­же осо­бен­но­сти по­чер­ка кал­ли­гра­фа. Текст и ил­лю­стра­ции вы­ре­за­лись на де­ре­вян­ных дос­ках, сма­чи­ва­лись ту­шью и при­кла­ды­ва­лись к бу­ма­ге. Ис­кус­ство кси­ло­гра­фии до­стиг­ло рас­цве­та в эпо­ху Сун (960—1279).

Ки­тай ока­зал силь­ное вли­я­ние на кни­го­пе­ча­та­ние в дру­гих стра­нах Даль­не­го Во­сто­ка. Так, тра­ди­ции ки­тай­ско­го кни­го­пе­ча­та­ния бы­ли при­ня­ты и про­дол­же­ны в Япо­нии и Ко­рее. Но, на­чи­ная с XIX ве­ка ки­тай­ское кни­го­пе­ча­та­ние ста­ло под­вер­гать­ся силь­ней­ше­му за­пад­но­му вли­я­нию. Из­ме­ни­лись на­прав­ле­ние пись­ма, струк­ту­ра стра­ни­цы, тип бро­шю­ров­ки, в ито­ге по­сле про­шед­шей в XX ве­ке ре­фор­мы пись­ма, са­мой рас­про­стра­нен­ной фор­мой ста­ла при­выч­ная со­вре­мен­но­му за­пад­но­му чи­та­те­лю кни­га.

Вме­сте с тем ки­тай­ские из­да­те­ли пом­нят и лю­бят ис­то­рию сво­их книг, и до сих пор ино­гда со­зда­ют их в тра­ди­ци­он­ной фор­ме, как, на­при­мер, фак­си­ми­ле «Ал­маз­ной сут­ры» 1341 года, из­дан­ной в 2010 году в фор­ме гар­мо­ни­ки. На уни­каль­ные эк­зем­пля­ры изданий и рукописей ЦВЛ при­гла­ша­ет по­смот­реть всех же­ла­ю­щих. Более подробно о формах и элементах книг можно узнать из нашего словаря книжных терминов.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.