Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «Te Deum laudamus. Средневековая западноевропейская рукописная книга в фондах НИОР РГБ»

Выставка «Te Deum laudamus. Средневековая западноевропейская рукописная книга в фондах НИОР РГБ»

 

Где: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, Российская государственная бибилиотека, чи­таль­ный зал
научно-исследовательского отдела рукописей
Ко­гда: 8—19 де­каб­ря 2014 года
Фотогалерея (Flickr)

В пред­две­рии Рож­де­ства в на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ском от­де­ле ру­ко­пи­сей РГБ под­го­то­ви­ли кра­си­вую вы­став­ку сред­не­ве­ко­вых бо­го­слу­жеб­ных книг. Бо­га­то ил­лю­ми­ни­ро­ван­ные стра­ни­цы из за­пад­но­ев­ро­пей­ских Биб­лии, Мис­са­лов, Бре­виа­ри­ев, Псал­ты­ри и Книг Ча­сов со­зда­дут празд­нич­ное на­стро­е­ние у всех, кто за­гля­нет в Ру­мян­цев­ский чи­таль­ный зал в До­ме Паш­ко­ва.

 


Graduale (Градуал). Италия (Флоренция). Кон. XIV в. Коллаж из наклеенных на бумагу пергаментных
фрагментов: фрагмент из Градуала дополнен более поздними вставками на бордюрах (24 фрагмента).
Две записи XIX в. на оборотной стороне листа приписывают миниатюру Джованни да Фьезоле (Giovanni
da Fiesole, † 1455), датируя ее при этом 1400 (зачеркн.) или 1380 г.

В Сред­ние ве­ка ре­ли­гия и куль­ту­ра бы­ли тес­но свя­за­ны меж­ду со­бой; про­цесс это­го вза­и­мо­дей­ствия пре­крас­но ил­лю­стри­ру­ют хра­ня­щи­е­ся в фон­дах НИОР РГБ за­пад­но­ев­ро­пей­ские ру­ко­пи­си. На при­ме­ре за­пад­но­ев­ро­пей­ских ру­ко­пис­ных книг мож­но по­нять, как от­но­си­лись к Рож­де­ству в Сред­ние ве­ка, ка­кие тек­сты бы­ли свя­за­ны с этим празд­ни­ком. На вы­став­ке пред­став­ле­ны за­пад­но­ев­ро­пей­ские бо­го­слу­жеб­ные кни­ги: Биб­лия, фраг­мент из Гра­ду­а­ла, Мис­сал, Бре­виа­рий, Псал­тырь и Кни­га Ча­сов, со­здан­ные в Ита­лии, Фран­ции и Гер­ма­нии в пе­ри­од с XIII по на­ча­ло XVI ве­ка.

В пер­вой вит­ри­не пред­став­лен фраг­мент Гра­ду­а­ла — ли­тур­ги­че­ской кни­ги рим­ско­го об­ря­да, в ко­то­рой со­дер­жат­ся пес­но­пе­ния мес­сы. На­име­но­ва­ние кни­ги про­ис­хо­дит от ее ос­нов­но­го жан­ра — гра­ду­а­ла (лат. graduale от лат. gradus — сту­пень), пес­но­пе­ния, в со­ста­ве рим­ско­го чи­на мес­сы. На­зва­ние свя­за­но с пер­во­на­чаль­ным ме­стом ис­пол­не­ния пес­но­пе­ния со сту­пе­ней ам­во­на. Пред­став­лен­ный на вы­став­ке лист из Гра­ду­а­ла был со­здан во Фло­рен­ции в кон­це XIV века и пред­став­ля­ет из се­бя кол­лаж из на­кле­ен­ных на бу­ма­гу пер­га­мент­ных фраг­мен­тов. По ха­рак­те­ру ху­до­же­ствен­но­го оформ­ле­ния все ис­поль­зо­ван­ные для кол­ла­жей ру­ко­пи­си бы­ли из­го­тов­ле­ны в XIV веке под вли­я­ни­ем фло­рен­тий­ской жи­во­пис­ной шко­лы. Сце­на Тай­ной ве­че­ри в ини­ци­а­ле «N» по­вто­ря­ет ико­но­гра­фию фрес­ки Дж­от­то в па­ду­ан­ской ка­пел­ле Скро­ве­ньи. Су­дя по все­му, в XIX — на­ча­ле XX века кол­лаж ис­поль­зо­вал­ся для укра­ше­ния по­ме­ще­ний в част­ном до­ме (на вто­ром ли­сте име­ет­ся за­пись на рус­ском язы­ке о том, что ли­сты ви­се­ли в дет­ской над кро­ва­тью). Пер­во­на­чаль­но кол­ла­жи по­сту­пи­ли в Мос­ков­ский Му­зей изящ­ных ис­кусств (Му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств им. А. С. Пуш­ки­на), а за­тем в 1961 году бы­ли пе­ре­да­ны в РГБ. На фраг­мен­те пред­став­лен от­ры­вок из хва­леб­но­го гим­на Фо­мы Ак­вин­ско­го «Lauda Sion Salvatorem» («Воз­но­си, Си­он, хва­ле­нья»).


Римский Миссал (Missale Romanum). Италия. 1480-е гг. Миссал украшен 85 историзованными инициалами,
8 рамками с сюжетными сценами, а также множеством орнаментальных инициалов в красках и золоте.
Переплет обклеен листами с текстом из этой же рукописи. Миссал назван именно Римским, так как в нем
представлен текст, соответствующий римскому обряду, который постепенно станет общим для всей
католической церкви. В 1474 году вышло первое печатное издание такого Миссала.
НИОР РГБ. Ф. 183/I. № 1923

В верх­ней ча­сти пер­вой вит­ри­ны на­хо­дит­ся Мис­сал — бо­го­слу­жеб­ная кни­га, в Рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви со­дер­жа­щая по­сле­до­ва­ния мес­сы с со­пут­ству­ю­щи­ми тек­ста­ми: устав­ны­ми руб­ри­ка­ми, пе­ре­мен­ны­ми ча­стя­ми, ка­лен­да­рем и т. п. Вплоть до Ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья, для со­вер­ше­ния мес­сы тре­бо­ва­лось мно­же­ство книг. По­сте­пен­но ру­ко­пи­си, со­дер­жа­щие эти кни­ги, ста­ли объ­еди­нять в од­ну кни­гу, ко­то­рая ста­ла на­зы­вать­ся Missale plenum, то есть «Пол­ное (со­бра­ние тек­стов для) мес­сы». Пред­став­лен­ный на вы­став­ке Рим­ский Мис­сал (Missale Romanum) про­ис­хо­дит из Ита­лии и от­но­сит­ся к 1480 году. Мис­сал укра­шен 85 ис­то­ри­зо­ван­ны­ми ини­ци­а­ла­ми, восемью рам­ка­ми с сю­жет­ны­ми сце­на­ми, а так­же мно­же­ством ор­на­мен­таль­ных ини­ци­а­лов в крас­ках и зо­ло­те. Пе­ре­плет об­кле­ен ли­ста­ми с тек­стом из этой же ру­ко­пи­си. Мис­сал на­зван имен­но Рим­ским, так как в нем пред­став­лен текст, со­от­вет­ству­ю­щий рим­ско­му об­ря­ду, ко­то­рый по­сте­пен­но ста­нет об­щим для всей ка­то­ли­че­ской церк­ви. В 1474 году вы­шло пер­вое пе­чат­ное из­да­ние та­ко­го Мис­са­ла.

Во вто­рой вит­ри­не пред­став­ле­на Биб­лия и Но­вый за­вет с кни­га­ми про­ро­ков. Как из­вест­но, Биб­лия яв­ля­ет­ся глав­ной кни­гой все­го хри­сти­ан­ско­го ми­ра, не слу­чай­но куль­ту­ра за­пад­но­го сред­не­ве­ко­вья опи­ра­лась на ее чте­ние и ин­тер­пре­та­цию. Биб­лия (Biblia Sacra) (Ита­лия, втор. пол. XIII века) укра­ше­на 154 ис­то­ри­зо­ван­ны­ми ини­ци­а­ла­ми, мно­го­чис­лен­ны­ми бор­дю­ра­ми и ме­да­льо­на­ми, вы­пол­нен­ны­ми в крас­ках и зо­ло­те. На ли­сте 376 со­дер­жит­ся пер­вая гла­ва Еван­ге­лия от Мат­фея, на­чи­на­ю­ща­я­ся с ро­до­сло­вия Иису­са Хри­ста. Ини­ци­ал "L"[iber], раз­де­ля­ю­щий ко­лон­ки тек­ста, вы­пол­нен в ви­де «Дре­ва Иес­се­е­ва». Со­глас­но про­ро­че­ству Ис­а­ии в Вет­хом За­ве­те, Хри­стос про­изой­дет «...от кор­ня Иес­се­е­ва, и ветвь про­из­рас­тет от кор­ня его. И по­чи­ет на Нем Дух Гос­по­день, дух пре­муд­ро­сти и ра­зу­ма, дух со­ве­та и кре­по­сти, дух ве­де­ния и бла­го­че­стия...» (Ис. 11:1—5). Вни­зу изоб­ра­жен спя­щий на ло­же Иес­сей, отец про­ро­ка Да­ви­да, по­том­ком ко­то­ро­го счи­та­ет­ся Иисус, да­лее в ме­да­льо­нах пред­став­ле­ны вет­хо­за­вет­ные ца­ри и про­ро­ки, дер­жа­щие в ру­ках свит­ки. Над ни­ми по­яс­ное изоб­ра­же­ние Де­вы Ма­рии; вен­ча­ет ком­по­зи­цию об­раз Иису­са Хри­ста, по бо­кам от ко­то­ро­го фи­гу­ры мо­на­хов и ан­ге­лов.

Еще од­на кни­га на вы­став­ке — Кни­га про­ро­ков и Но­вый За­вет (Libri Prophetarum et Novum Testamentum), Фран­ция или Ита­лия (?), сер. XIII в. На внут­рен­ней сто­ро­не ниж­ней крыш­ки пе­ре­пле­та име­ет­ся за­пись на ла­тин­ском язы­ке с ука­за­ни­ем да­ты — 1254 г. По фор­ма­ту кни­ги, раз­ме­ру шриф­та, за­го­лов­кам в ко­лон­ти­ту­лах и вклю­чен­ным в кни­гу дру­гим тек­стам, она от­но­сит­ся к ти­пу «кар­ман­ных» фран­цуз­ских Биб­лий, од­на­ко по ха­рак­те­ру ху­до­же­ствен­но­го ис­пол­не­ния ме­стом со­зда­ния мог­ла быть так­же Ита­лия.


Breviarium (Бревиарий). Германия. Кон. XV — нач. XVI в. НИОР РГБ. ФБ 68. № 447.

Другой тип за­пад­но­ев­ро­пей­ской бо­го­слу­жеб­ной кни­ги на вы­став­ке — Бре­виа­рий. Это ка­то­ли­че­ская ли­тур­ги­че­ская кни­га, со­дер­жа­щая по­сле­до­ва­ния всех служб су­точ­но­го, сед­мич­но­го и го­до­во­го бо­го­слу­жеб­ных кру­гов. Пер­вые бре­виа­рии по­яви­лись в XI—XII веках в свя­зи с по­треб­но­стью в крат­ких и удоб­ных для но­ше­ния ли­тур­ги­че­ских ру­ко­пи­сях, где бы­ли бы со­бра­ны все мо­лит­во­слов­ные тек­сты, не­об­хо­ди­мые для оф­фи­ция (кру­га су­точ­ных служб). Вна­ча­ле в та­кие сбор­ни­ки вхо­ди­ли толь­ко со­кра­щен­ные тек­сты из раз­лич­ных свя­щен­ных книг (от­сю­да на­зва­ние «breviarium», озна­ча­ю­щее «из­ло­же­ние че­го-ли­бо вкрат­це», «кон­спект»). К XIII веку бре­виа­рий вклю­чал Псал­тирь, вы­держ­ки из Биб­лии, го­милии и па­ра­фра­зы Св. Пи­са­ния от­цов церк­ви, а так­же тек­сты пес­но­пе­ний.

Пред­став­лен­ный на вы­став­ке Бре­виа­рий с Псал­ты­рью (Breviarium et Psalterium) был со­здан в Гер­ма­нии или Бель­гии в се­ре­ди­не XV века. Бре­виа­рий укра­шен пятью ор­на­мен­таль­ны­ми ини­ци­а­ла­ми с де­ко­ра­тив­ны­ми рам­ка­ми, а так­же мно­го­чис­лен­ны­ми ини­ци­а­ла­ми в зо­ло­те и крас­ках. Воз­мож­но, ру­ко­пись бы­ла со­зда­на в Се­вер­ной или Цен­траль­ной Гер­ма­нии, на что ука­зы­ва­ет ис­поль­зо­ва­ние в ор­на­мен­те мо­ти­вов акан­фа и круп­ных бу­то­нов цве­тов, а в де­ко­ра­тив­ных рам­ках — изоб­ра­же­ний дра­ко­нов, птиц, зай­цев и со­бак. С дру­гой сто­ро­ны, на ос­но­ве тек­ста на листах 206—219, где со­дер­жит­ся об­ра­ще­ние к святому Лам­бер­ту, мож­но пред­по­ло­жить, что кни­га бы­ла на­пи­са­на в мо­на­сты­ре Св. Лам­бер­та в окрест­но­стях Лье­жа (Бель­гия), един­ствен­ном мо­на­сты­ре с дан­ным свя­тым па­тро­ном. На рас­кры­том в вит­ри­не ли­сте со­дер­жит­ся мо­лит­ва, ко­то­рую обыч­но по­ют во вре­мя бо­го­слу­же­ний в по­не­дель­ник, и пред­став­ля­ю­щая со­бой сти­хи из кни­ги про­ро­ка Ис­айи (Ис. 12:1—6): «Confitebor tibi, Domine, quoniam iratus es mihi...» («Слав­лю Те­бя, Гос­по­ди; Ты гне­вал­ся на ме­ня...»).

 


Liber Horarum (Книга Часов). Франция. Перв. пол. XV в.Книга была создана не позднее двадцатых-сороковых
годов XV века, что подтверждается иконографией 12 миниатюр, представленных в ней. По мнению
Е. Ю. Золотовой, автор миниатюр работал в одной из мастерских Парижа. НИОР РГБ. ФБ 68. № 437.

На вы­став­ке есть так­же не­сколь­ко Книг Ча­сов. Кни­га Ча­сов — мо­лит­вен­ник для ря­до­вых при­хо­жан. По­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние в Ев­ро­пе в кон­це сред­не­ве­ко­во­го пе­ри­о­да и ис­поль­зо­ва­лась при со­вер­ше­нии лич­ных мо­литв. По­доб­но­го ро­да кни­ги за­ча­стую бы­ли по­свя­ще­ны ка­ко­му-ли­бо свя­то­му-по­кро­ви­те­лю и укра­ша­лись ри­сун­ка­ми, изоб­ра­жав­ши­ми жизнь Хри­ста, Де­вы Ма­рии и не­ко­то­рых свя­тых. В текст кни­ги вклю­чал­ся ка­лен­дарь ли­тур­ги­че­ских празд­ни­ков и мо­лит­вен­ные пра­ви­ла, ко­то­рые, со­глас­но уста­нов­лен­ной прак­ти­ке, нуж­но бы­ло чи­тать во­семь раз в день.

Од­на из Книг Ча­сов на вы­став­ке — из Гер­ма­нии вто­рой по­ло­ви­ны XV века. На ли­сте 25 в ней со­дер­жит­ся со­дер­жит­ся пес­но­пе­ние «Te Deum laudamus» («Те­бя, Бо­га, хва­лим»), текст ко­то­ро­го был на­пи­сан в кон­це IV или в на­ча­ле V ве­ка. Цер­ков­ная тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ла его со­зда­ние Ам­вро­сию Ме­дио­лан­ско­му и бла­жен­но­му Ав­гу­сти­ну, что ны­не ста­вит­ся под со­мне­ние не­ко­то­ры­ми ис­сле­до­ва­те­ля­ми. «Te Deum...» пе­ли в оф­фи­ции в кон­це утре­ни по вос­кре­се­ньям, а так­же на все боль­шие празд­ни­ки. Так­же гимн ис­пол­ня­ли во вре­мя ли­тур­ги­че­ских про­цес­сий, при­уро­чен­ных к осо­бым слу­ча­ям (ко­ро­на­ция ко­ро­лей и им­пе­ра­то­ров, воз­ве­де­ние в сан цер­ков­ных иерар­хов и так да­лее).

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.