Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка к 300-летию со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха и Кристофа Виллибальда Глюка

Выставка к 300-летию со дня рождения Карла Филиппа Эмануэля Баха и Кристофа Виллибальда Глюка

 

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, стр. 1, Дом Пашкова, кон­церт­ный зал от­де­ла нот­ных из­да­ний и зву­ко­за­пи­сей РГБ
Вре­мя про­ве­де­ния: 24 июня — 1 сен­тяб­ря 2014 года
Фотогалерея (Flickr)


Адольф фон Менцель. Флейтовый концерт в Сан-Суси. 1852. Старая национальная галерея. Карл Филипп
Эмануэль Бах аккомпанирует Фридриху Великому.

В Российской государственной библиотеке впервые проводится выставка из фондов специализированных отделов нотных и картографических изданий. Экспозиция посвящена 300-летию со дня рождения  Кар­ла Фи­лип­па Эма­ну­э­ля Ба­ха и Кри­сто­фа Вил­ли­баль­да Глю­ка. Своим творчеством эти композиторы способствовали историческим переменам в музыке, определившим переход от барокко к классическому стилю. Для выставки подобраны уникальные «книжные памятники»  прижизненные ноты (41 издание) и карты (11 единиц хранения) из редких и ценных фондов отделов, характеризующие творчество и жизнь выдающихся музыкантов.

 

Карл Фи­липп Эм­а­ну­эль Бах (1714—1788)

Карл Фи­липп Э­ма­ну­эль Бах (вто­рой сын Иоганна Себастьяна Ба­ха) — вид­ней­ший ком­по­зи­тор и кла­ви­рист, внес огром­ный вклад в про­цесс ста­нов­ле­ния клас­си­че­ских форм ин­стру­мен­таль­ной му­зы­ки. Бах яв­ля­ет­ся ав­то­ром зна­ме­ни­то­го тео­ре­ти­че­ско­го тру­да «Versuch über die wahre Art das Klavier zu spielen» («Опыт ис­тин­но­го ис­кус­ства иг­ры на кла­ви­ре»), впер­вые изданного в 1753 году (пер­вая часть) и в 1762 году (вто­рая часть). По­сле вы­хо­да в свет кни­га по­лу­чи­ла ши­ро­чай­шее рас­про­стра­не­ние по всей Ев­ро­пе, при жиз­ни ав­то­ра бы­ло рас­про­да­но око­ло 1500 эк­зем­пля­ров — циф­ра для то­го вре­ме­ни огром­ная. На вы­став­ке трак­тат пред­став­лен пер­вым в Рос­сии пе­ре­во­дом пер­вой ча­сти, вы­пу­щен­ным в 2005 го­ду.


Иоганн Филипп Бах. Пастельный портрет Карла Филиппа Эмануэля Баха (фрагмент). 13 декабря 1788 года
Гамбург был потрясен горестным известием, эту новость передавали из уст в уста на улицах, в лавках,
знакомым и незнакомым людям: «Великий Бах умирает!». Франц Йозеф Гайдн, узнав о том, что развязка
близка, заметил: «Тем, чему я научился, я обязан Баху». Вольфганг Амадей Моцарт был более эмоционален:
«Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему».

Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему

Автор: Юрий Москаленко
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23307/
© Shkolazhizni.ru
Вольфганг Амадей Моцарт был более эмоционален: «Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему».

Автор: Юрий Москаленко
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23307/
© Shkolazhizni.ru
Вольфганг Амадей Моцарт был более эмоционален: «Он наш отец, мы все его дети; всем, что только умеем, мы обязаны ему».

Автор: Юрий Москаленко
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-23307/
© Shkolazhizni.ru

Зна­чи­тель­ные твор­че­ские до­сти­же­ния Ба­ха свя­за­ны с му­зы­кой для кла­ви­ра. Наи­боль­шую ценность пред­став­ля­ют кла­вир­ные со­на­ты, со­здав­шие так на­зы­ва­е­мый вы­ра­зи­тель­ный стиль кла­вир­ной му­зы­ки. На вы­став­ке есть их сбор­ник «Sechs Sonaten fürs Klavier mit veränderten Reprisen» (1760). Но­ты со­дер­жат пре­ди­сло­вие, в ко­то­ром ком­по­зи­тор вы­ска­зал свою точ­ку зрения на рас­про­стра­нен­ную тра­ди­цию ва­рьи­ро­ва­ния: «Ва­рьи­ро­ва­ние на се­го­дняш­ний день счи­та­ет­ся обя­за­тель­ным. Хо­тят чуть ли не каж­дую мысль услы­шать из­ме­нен­ной при ее по­вто­ре­нии, не­за­ви­си­мо от то­го, тер­пит ли это за­мы­сел пье­сы и поз­во­ля­ет ли это уме­ние испол­ни­те­ля. Ча­сто та­кие не­свое­вре­мен­ные ва­ри­а­ции про­ти­во­ре­чат тек­сту, му­зы­каль­ной ло­ги­ке — не­при­ят­ная вещь для ком­по­зи­то­ра!.. Все же, не­смот­ря на труд­но­сти и зло­упо­треб­ле­ния, уме­лое ва­рьи­ро­ва­ние все­гда цен­но» (Му­ра­та­ли­е­ва, С. Г. Ве­ли­кий Бах / С. Г. Му­ра­та­ли­е­ва // Му­зы­ко­ве­де­ние. — 2011. — № 9. — С. 13—14).

Но­ва­тор­ство Кар­ла Фи­лип­па Эм­а­ну­э­ля Ба­ха про­яви­лось и в его кон­цер­тах и со­на­ти­нах для кла­ви­ра с ор­кест­ром. На вы­став­ке це­лый ряд та­ких со­чи­не­ний, они пред­став­ле­ны пер­вы­ми из­да­ни­я­ми в ви­де соль­ных и ор­кест­ро­вых пар­тий, на­при­мер «Sei concerti per il cembalo concertato accompagnato da 2 violini, violetta e basso; con due corni e due flauti per rinforza» (1772).


Карл Филипп Эмануель Бах. Chor: «Leite mich nach deinem Willen…». — Wien : S. A. Steiner, [1812—1814].
С посвящением командующему орденом рыцарей «Даннеброг» господину Гелеру.

Сре­ди кла­вир­ных нот осо­бо­го вни­ма­ния за­слу­жи­ва­ют эк­зем­пля­ры, вы­пу­щен­ные бер­лин­ским из­да­те­лем Ге­ор­гом Лю­дви­гом Вин­те­ром, с ко­то­рым у Ба­ха сло­жи­лись дру­же­ские от­но­ше­ния. На про­тя­же­нии 1760-х го­дов в до­ме Вин­те­ра при ак­тив­ном уча­стии ком­по­зи­то­ра со­би­ра­лись пред­ста­ви­те­ли ин­тел­лек­ту­аль­ных и ком­мер­че­ских кру­гов Бер­ли­на, вхо­див­шие в со­став груп­пы Der Berliner Montagsklub. В 1750—1760 го­ды имен­но Вин­тер из­да­вал мно­гие со­чи­не­ния Ба­ха и тем са­мым спо­соб­ство­вал их рас­про­стра­не­нию. В ос­нов­ном это бы­ли про­из­ве­дения для кла­ви­ра, их так­же мож­но уви­деть в экс­по­зи­ции.

Так­же хо­те­лось бы от­ме­тить две ча­сти сбор­ни­ка кла­вир­ных пьес для на­чи­на­ю­щих ис­пол­ни­те­лей «Kurze und leichte Clavierstücke mit veränderten Reprisen und beygefügter Fingersetzung für Anfänger» (1766—1768). Это из­да­ние привле­ка­тель­но тем, что в нем за­бот­ли­во про­став­ле­на по­дроб­ная ап­пли­ка­ту­ра, ко­то­рая яв­ля­ет­ся хо­ро­шим под­спо­рьем в де­ле обу­че­ния иг­ре на кла­ви­ре.


План города Лейпцига. XVIII век. Отдел картографических изданий РГБ.

В сво­их во­каль­но-ин­стру­мен­таль­ных со­чи­не­ни­ях Карл Фи­липп Эм­а­ну­эль Бах го­раз­до бли­же к ба­роч­ным тра­ди­ци­ям. Весь­ма ощу­ти­мо это про­яв­ля­ет­ся в пар­ти­ту­ре «Magnificat». На вы­став­ке дан­ное со­чи­не­ние пред­став­ле­но но­та­ми бонн­ско­го из­да­тель­ства Simrock. Да­та их вы­пус­ка — пред­по­ло­жи­тель­но 1830 год. Боль­шая часть ду­хов­ных про­из­ве­де­ний ком­по­зи­то­ра при­хо­дит­ся на по­след­ний пе­ри­од твор­че­ства, ко­гда К. Ф. Э. Бах в 1768—1788 го­дах слу­жил кан­то­ром пя­ти церк­вей и го­род­ским ди­рек­то­ром му­зы­ки в Гам­бур­ге. Вы­став­ка зна­ко­мит с из­да­ни­ем од­но­го из наи­бо­лее зна­чи­мых ду­хов­ных со­чи­не­ний Кар­ла Фи­лип­па Эм­а­ну­э­ля Ба­ха — ора­то­рии «Karl Wilhelm Rammlers Auferstehung und Himmelfahrt Jesu» (1787).

С произведениями Карла Филиппа Эмануэля Баха также можно ознакомиться на одном из удаленных сетевых ресурсов библиотеки.

 

Кри­стоф Вил­ли­бальд Глюк (1714—1787)

Кри­стоф Вил­ли­бальд Глюк — один из яр­чай­ших ком­по­зи­то­ров, имя ко­то­ро­го отож­деств­ля­ет­ся в ис­то­рии му­зы­ки с ре­фор­мой му­зы­каль­ной дра­мы ита­льян­ско­го ти­па. По на­ци­о­наль­но­сти Глюк был не­мец, хо­тя его ос­нов­ным ме­сто­пре­бы­ва­ни­ем во вто­рой по­ло­ви­не жиз­ни ста­ла Ве­на, а ареной ве­ли­чай­ших три­ум­фов был Па­риж. В сущ­но­сти, ком­по­зи­тор яв­лял со­бой и в жиз­ни, и в ис­кус­стве об­ра­зец че­ло­ве­ка вне на­ций и гра­ниц. Это был му­зы­кант ми­ра, не раз­де­ляв­ший ев­ропей­ский му­зы­каль­ный мир со все­ми его на­прав­ле­ни­я­ми на сво­их и чу­жих, твор­че­ски гиб­кий, го­то­вый к по­сто­ян­но­му са­мо­об­нов­ле­нию.


Жозеф Сиффред Дюплесси. Портрет Кристофа Виллибальда фон Глюка. 1775.

В це­лом Глю­к написал свы­ше ста опер, при этом в боль­шин­стве ис­точ­ни­ков при­во­дят­ся спис­ки при­мер­но из пятидесяти на­зва­ний с уче­том то­го, что часть нот утра­че­на, а ав­тор­ство ря­да ра­бот спор­но. Кро­ме то­го, он ав­тор не­сколь­ких ба­ле­тов, мно­же­ства сим­фо­ний (или увер­тюр) для оркест­ра, кон­цер­тов для флей­ты с ор­кест­ром, трио-со­нат для двух скри­пок и ге­не­рал-ба­са, пе­сен и од для го­ло­са в со­про­вож­де­нии кла­ви­ра.

Ос­нов­ные свои твор­че­ские си­лы ком­по­зи­тор скон­цен­три­ро­вал на опе­ре. Он со­здал кон­цеп­цию но­во­го опер­но­го спек­так­ля, глав­ным ка­че­ством ко­то­ро­го ста­ло вос­со­еди­не­ние сце­ни­че­ско­го, по­э­ти­че­ско­го и му­зы­каль­но­го на­чал. Че­ре­ду ре­фор­ма­тор­ских опу­сов от­крыл «Ор­фей», од­но из са­мых со­вер­шен­ных тво­ре­ний Глю­ка. Для по­дав­ля­ю­ще­го боль­шин­ства му­зы­кан­тов дан­ная опера су­ще­ству­ет преж­де все­го во вто­рой, па­риж­ской ре­дак­ции, со­здан­ной ком­по­зи­то­ром в 1774 го­ду, а не в ори­ги­наль­ной вен­ской вер­сии (1762). Имен­но с па­риж­ской ре­дак­ци­ей мож­но по­зна­ко­мить­ся на вы­став­ке. Это пар­ти­ту­ра из­да­тель­ства «Des Lauriers» (1774).

Сле­ду­ю­щим опер­ным экс­пе­ри­мен­том Глю­ка ста­ла «Аль­це­ста». В экс­по­зи­цию во­шли две ре­дак­ции опе­ры: вен­ская и па­риж­ская. Осо­бый ин­те­рес вы­зы­ва­ет вен­ская пар­ти­ту­ра, вы­пу­щенная в 1777 го­ду Яно­шом Та­ма­шом Тратт­не­ром, пе­чат­ни­ком и кни­го­тор­гов­цем из Ве­ны вен­герско­го про­ис­хож­де­ния. В этом из­да­нии опуб­ли­ко­ва­но пре­ди­сло­вие с по­свя­ще­ни­ем ве­ли­ко­му гер­цо­гу Тос­ка­ны Пьет­ро Лео­поль­до и, что са­мое при­ме­ча­тель­ное, с де­кла­ра­ци­ей ху­до­же­ственных прин­ци­пов ком­по­зи­то­ра, ко­то­ры­ми он ру­ко­вод­ство­вал­ся: «Глав­ное на сце­не — язык серд­ца, силь­ные стра­сти, <...> пол­ное раз­но­об­ра­зие зре­ли­ща; мень­ше вни­ма­ния сле­ду­ет уде­лять вся­ким ко­ло­ра­тур­но­стям, вир­ту­оз­но­стям, боль­ше — раз­вер­ну­тым ре­чи­та­ти­вам» (Р. Я. Фар­хадов. Ком­по­зи­тор-кос­мо­по­лит Глюк, ге­ний ре­фор­мы и пи­а­ра / Ра­уф Фар­хадов // Му­зы­каль­ная жизнь. — 2009. — № 7. — С. 33).


План города Праги. XVIII век. Отдел картографических изданий РГБ.

Дру­гие ре­фор­ма­тор­ские опе­ры Глю­ка так­же пред­став­ле­ны на вы­став­ке: «Ифи­ге­ния в Авли­де», «Ар­ми­да», «Ифи­ге­ния в Та­ври­де». Каж­дая из этих опер экс­по­ни­ру­ет­ся в пар­ти­тур­ной фор­ме из­ло­же­ния (все пар­ти­ту­ры вы­пу­ще­ны па­риж­ски­ми из­да­тель­ства­ми). Сре­ди кла­вир­ных ва­ри­ан­тов от­дель­ное ме­сто за­ни­ма­ет бонн­ское из­да­ние опе­ры «Ифи­ге­ния в Ав­ли­де». Дан­ный эк­зем­пляр от­но­сит­ся к чис­лу из­да­ний из биб­лио­те­ки го­су­дар­ствен­но­го де­я­те­ля и страст­но­го биб­лио­фи­ла, кня­зя Алек­сандра Ива­но­ви­ча Ба­ря­тин­ско­го. В экс­по­зи­цию вклю­че­ны и ка­мер­ные про­из­ве­де­ния Глю­ка. Это трио-со­на­ты для двух скри­пок и ге­не­рал-ба­са в из­да­нии, со­сто­я­щем из пар­тий участ­ни­ков ан­сам­бля, — «Six sonatas for two violins & a thorough bass» (London: Printed for J. Simpson, [1746]).

На вы­став­ке име­ет­ся и не­сколь­ко из­да­ний из про­слав­лен­ной кол­лек­ции Ге­ор­га Пёль­хау (1773—1836), ши­ро­ко из­вест­но­го со­би­ра­те­ля цен­ней­ших нот и книг, слу­жив­ше­го в свое вре­мя му­зыкан­том и биб­лио­те­ка­рем Пев­че­ской ака­де­мии в Бер­ли­не. Кол­лек­ци­он­ные эк­зем­пля­ры отра­жа­ют но­ты про­из­ве­де­ний и Ба­ха, и Глю­ка. В ос­нов­ном на при­над­леж­ность к знаме­ни­то­му со­бра­нию ука­зы­ва­ют по­ме­ты, вы­пол­нен­ные от ру­ки, на­при­мер, как на ти­туль­ной стра­ни­це от­дель­но из­дан­ной арии Аль­це­сты из второго дей­ствия од­но­имен­ной опе­ры Глю­ка (London: printed by Lewis: Houston & Hyde, s. a). Есть так­же из­да­ние оды Ба­ха «Klopstocks Morgengesang am Schöpfungsfeste» (Leipzig: Autor, 1784), где мож­но уви­деть на­хзац с экс­либ­ри­сом «Ex Biblioteca Poelchaviana».


(Слева) Гюстав Моро. Орфей. 1865. (Справа) Кристоф Виллибальд фон Глюк. Orphee et Euridice. —
[Партитура]. — A Paris: chez des Lauriers (1774). Предположительно первое издание. С посвящением
королеве Франции Марии Антуанетте.

Представленные на выставке карты XVIII века позволяют не только проследить жизненный путь Карла Филиппа Эм­а­ну­э­ля Баха и творческую деятельность Кри­стофа Вил­ли­бальда Глюка, но и познакомиться с великолепными образцами картографического искусства. Особый интерес вызывают гравированные карты с ручной раскраской  «План города Гамбурга» (Augsp[urg, 17.]) с помещенной в художественную рамку панорамой города, украшенной гербами и гравюрами; «План города Лейпцига и его окрестностей» (Leipzig: F. B. Klein, 1788) и «План города Лондона» (London: Wallis, 1795), наклеенные на ткань; «План города Франкфурта-на-Одере» (Berlin: Nicolaischen Buch, 1785), выполненный на бумаге с филигранью.

Выделяются также «План крепости Милан» (S. l., 1735), где заглавие на немецком и итальянском языке помещено в картуш в виде ленты, и «План города Лондона» (Nürnberg: Homann, [17.]), гравированный на бумаге с филигранью немецким картографом Иоганном Батиста Хоманном. Экземпляр раскрашен вручную, украшен рисунками с видами города, под картографическим изображением помещена панорама города, на которой обозначены главные городские объекты.


План города Лондона. XVIII век. Отдел картографических изданий РГБ.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.