Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «"Апостол" Ивана Федорова и Петра Мстиславца. К 450-летию напечатания»

Выставка «"Апостол" Ивана Федорова и Петра Мстиславца. К 450-летию напечатания»

 

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, РГБ, 3 подъ­езд, 3 этаж, Го­лу­бой вы­ста­воч­ный зал
Вре­мя про­ве­де­ния: 13 мар­та — 1 ап­ре­ля 2014 года

Апостол. — Москва: Тип. Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца, 1 марта 1564. Экземпляр
из собрания купца Егора Егоровича Егорова (1862/1863—1917). Музей книги РГБ.

В Го­лу­бом за­ле РГБ ра­бо­та­ет вы­став­ка, посвященная 450-ле­тию выхода в свет «Апо­сто­ла» Ива­на Фе­до­ро­ва. Впервые в одном зале собраны многочисленные издания книги, как мос­ков­ские, так укра­ин­ские и бе­ло­рус­ские. Кроме этих выдающихся произведений кириллической печати, на стендах РГБ можно увидеть рукописи как часть неразрывной традиции рукописной и печатной книги. 

В 2014 году ис­пол­ня­ет­ся 450 лет со вре­ме­ни из­да­ния в Москве пер­вой да­ти­ро­ван­ной пе­чат­ной кни­ги — «Апо­сто­ла», од­ной из ос­нов­ных в кру­ге бо­го­слу­жеб­ных книг, в ко­то­рой со­дер­жат­ся пер­вые об­раз­цы тол­ко­ва­ния уче­ни­ка­ми Хри­ста его проповедей.

«Апо­стол», как и Еван­ге­лие, бы­то­вал на Ру­си в двух ос­нов­ных ва­ри­ан­тах — в одном  тек­сты рас­по­лагались по­сле­до­ва­тель­но (к не­му от­но­сит­ся и книга Ива­на Фе­до­ро­ва), в другом размещались в по­ряд­ке чте­ний цер­ков­но­го ка­лен­да­ря. На Ру­си бы­ло при­ня­то бо­га­то укра­шать ру­ко­пис­ные «Апо­сто­лы».

Ста­ра­ни­я­ми пер­во­пе­чат­ни­ков Ива­на Фе­до­ро­ва и Пет­ра Ти­мо­фе­е­ва Мсти­слав­ца 1 (11) мар­та 1564 года вы­шел из пе­ча­ти пер­вый пе­чат­ный «Апо­стол». Ти­по­гра­фия, ос­но­ван­ная по ука­зу ца­ря Ива­на IV Гроз­но­го, бы­ла ос­но­ва­на для из­да­ния боль­шо­го ко­ли­че­ства книг, не­об­хо­ди­мых для но­вых церк­вей, в том чис­ле на при­со­еди­нен­ных зем­лях — «по всем гра­дом цар­ства... па­че же в но­во­про­све­щен­ном ме­сте во гра­де Ка­за­ни».

Пе­чат­ни­ка­ми бы­ла про­ве­де­на боль­шая тек­сто­ло­ги­че­ская ра­бо­та по под­го­тов­ке «Апо­сто­ла» к изданию, 19 (29) ап­ре­ля 1563 года на­ча­ли его публиковать, а 1 (11) мар­та 1564 года за­вер­ши­ли из­го­тов­ле­ние пер­вой мос­ков­ской точ­но да­ти­ро­ван­ной кни­ги. Важ­ным ее эле­мен­том яв­ля­ет­ся ко­ло­фон (по­сле­сло­вие), в ко­то­ром впер­вые в мос­ков­ских из­да­ни­ях со­дер­жат­ся све­де­ния о це­лях из­да­ни­ях кни­ги, име­на пе­чат­ни­ков и ука­за­ние на ме­сто и вре­мя выхода в свет.

Сказание о Казанской иконе Богородицы со службой ей и Житие Гурия и Варсонофия Казанских со службой
им. Лицевые. XVII в. Полуустав. 278 л. 19,5 х 14,5 см. Переплет — доски в коже с тиснением. 88 миниатюр
XVII в., 49 миниатюр более поздних (кон. XVIII в.?) (чернила, темпера). Все миниатюры иллюстрируют
текст, снабжены пояснительными надписями. Л. 138 об. — Митрополит Макарий благословляет
архимандрита Варсонофия, архимандрита Германа и архиепископа Гурия перед их отплытием
в новопросвещенный град Казань. НИОР РГБ, ф. 272, собр. Синодальной библиотеки, № 356.

Образцовая книга

«Апо­стол» по сво­е­му по­ли­гра­фи­че­ско­му оформ­ле­нию на дол­гие го­ды стал об­раз­цом для кни­го­из­да­те­лей. Рас­по­ло­же­ние тек­ста на пе­чат­ной по­ло­се, укра­ше­ние кни­ги ор­на­мен­ти­кой и гра­вю­рой с изоб­ра­же­ни­ем свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки за­ло­жи­ли ос­но­вы по­ли­гра­фи­че­ско­го ма­стер­ства на не­сколь­ко сто­ле­тий, ко­то­рым сле­до­ва­ли не толь­ко ти­по­гра­фии в Рос­сии, но и кни­го­из­да­те­ли ки­рил­ли­че­ской кни­ги за ее пре­де­ла­ми.

По­жа­луй, впер­вые та­кое ко­ли­че­ство «Апо­сто­лов» со­бра­лось вме­сте в од­ном за­ле. «Все из­да­ния — под­лин­ни­ки из на­ших фон­дов. Мно­гие из них уни­каль­ны. С конца XVI в. печатание «Апостолов» становится регулярным, за XVII в. было выпущено более 20 изданий, в XVIII ве­ке — 25. Ти­ра­жи со­став­ля­ли свы­ше 1000—2000 эк­зем­пля­ров», — рас­ска­за­ла на от­кры­тии вы­став­ки за­ве­ду­ю­щая на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ским от­де­лом ред­ких книг Джа­ми­ля Ра­ма­за­но­ва. К ра­бо­те над экс­по­зи­ци­ей бы­ли при­вле­че­ны, кро­ме Му­зея кни­ги, на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ский от­дел ру­ко­пи­сей РГБ, от­дел кар­то­гра­фии и от­дел изо­из­да­ний.

Апостол. — Москва: Печатный двор, май 1713. Издание содержит семь гравюр на меди: апостолы Лука,
Иаков, Петр, Иоанн Богослов, Иуда, Павел. Гравюры выполнены гравером Иваном Зубовым. Экземпляр
из собрания Московского Публичного и Румянцевского музеев. Музей книги РГБ.

Украинский период

Иван Фе­до­ров и Петр Ти­мо­фе­ев Мсти­сла­вец ста­ли ос­но­ва­те­ля­ми кни­го­из­да­ния не толь­ко в Москве. По­сле отъ­ез­да из нее они про­дол­жи­ли из­да­ние книг в Ре­чи Поспо­ли­той. Спу­стя десять лет по­сле из­да­ния «Апо­сто­ла» в Москве, Иван Фе­до­ров в 1574 году на­пе­ча­тал «Апо­стол» во Льво­ве. Это из­да­ние про­дол­жи­ло мос­ков­ские тра­ди­ции пе­ча­та­ния кни­ги, кни­га бо­га­то ор­на­мен­таль­но укра­ше­на, снаб­же­на гра­вю­рой с изоб­ра­же­ни­ем святого апо­сто­ла Лу­ки, а так­же весь­ма про­стран­ным по­сле­сло­ви­ем, на­пи­сан­ным Ива­ном Фе­до­ро­вым. Нов­ше­ством ста­ла ти­по­граф­ская мар­ка пе­чат­ни­ка, ко­то­рую он ис­поль­зо­вал и в по­сле­ду­ю­щих сво­их из­да­ни­ях.

«Все ис­сле­до­ва­те­ли утвер­жда­ют, что Иван Фе­до­ров за­ло­жил ос­но­ву внеш­не­го об­ли­ка цер­ков­ной кни­ги, по­это­му стилистика орнамента и иконография иображений апостола Луки со­хра­ня­ет­ся на про­тя­же­нии дли­тель­но­го вре­ме­ни, — рас­ска­зы­ва­ет стар­ший на­уч­ный со­труд­ник на­уч­но-ис­сле­до­ва­тель­ско­го от­де­ла ред­ких книг РГБ Еле­на Еме­лья­но­ва. — На вы­став­ке мы пред­ста­ви­ли издания, которые Иван Федоров подготовил и напечатал на Украине и в Белоруссии».

Новый Завет. Апостол. — Киев: Тип. Киево-Печерской лавры, 3 янв. 1703. Издание превосходно
иллюстрировано: титульный лист и фронтиспис — гравюры на меди; 46 иллюстраций в тексте с 46 досок;
в части тиража гравюры на меди заменены ксилографиями работы Илии. Предисловие написано
архимандритом Киево-Печерской лавры Иосафом Кроковским. В экземпляре ксилография с изображением
апостола Луки выполнена Илией. Экземпляр из собрания Козельской Введенской Оптиной пустыни.
Музей книги РГБ.

По­сле отъ­ез­да Ива­на Фе­до­ро­ва на Укра­и­ну тра­ди­ции из­да­ния «Апо­сто­ла» в Москве про­дол­жил Ан­д­ро­ник Ти­мо­фе­ев Не­ве­жа, ко­то­рый на­пе­ча­тал кни­гу в 1597 году. Пе­чат­ник Иван Ан­д­ро­ни­ков Не­ве­жин пе­ре­из­дал «Апо­стол» в 1606 году. На про­тя­же­нии все­го XVII века «Апо­сто­лы», из­да­вав­ши­е­ся на Мос­ков­ском пе­чат­ном дво­ре, вос­хо­ди­ли по сво­е­му оформ­ле­нию к пер­во­пе­чат­но­му. В пер­вой по­ло­ви­не XVIII века кни­ги укра­ша­лись гра­вю­ра­ми на ме­ди, при­чем кро­ме изоб­ра­же­ний святого Лу­ки в них по­ме­ща­ют­ся изоб­ра­же­ния дру­гих учеников Христа. Во вто­рой по­ло­ви­не XVIII века пе­чат­ные «Апо­сто­лы» в Москве вы­хо­ди­ли без ил­лю­стра­ций. В XIX веке в них ис­поль­зу­ют­ся но­вые по­ли­гра­фи­че­ские тех­но­ло­гии, кни­ги укра­ша­ют­ся ли­то­гра­фи­я­ми и хро­мо­ли­то­гра­фи­я­ми (цвет­ны­ми изоб­ра­же­ни­я­ми) апо­сто­лов.

Рукописи старые и новые

Пе­чат­ный «Апо­стол» про­дол­жил луч­шие тра­ди­ции ру­ко­пис­ной книж­но­сти. Его древ­ней­шие славянские спис­ки от­но­сят­ся к XII веку. Пе­чат­ни­ки бы­ли зна­ко­мы с об­раз­ца­ми ру­ко­пис­ной тра­ди­ции, осо­бен­но со спис­ка­ми XV—XVI веков. Так, сре­ди ру­ко­пи­сей, пред­став­лен­ных на вы­став­ке, книга 1470—1480 годов из со­бра­ния Мос­ков­ской ду­хов­ной ака­де­мии, укра­шенная четырьмя стра­нич­ны­ми ми­ни­а­тю­ра­ми. В ру­ко­пи­си из со­бра­ния Ам­фи­ло­хия — «Апо­стол» XVI—XVII веков с ми­ни­а­тю­ра­ми XIX века, в за­став­ке ко­то­ро­го изоб­ра­жен Спас Эм­ма­ну­ил.

Сре­ди ру­ко­пис­ных книг на вы­став­ке наи­бо­лее ран­ней яв­ля­ет­ся пер­га­мен­ный «Апо­стол-апра­кос» кон­ца XIV — на­ча­ла XV века из со­бра­ния Фа­де­е­ва, укра­шен­ный яр­ки­ми за­став­ка­ми и ини­ци­а­ла­ми, ис­пол­нен­ны­ми тем­пе­рой, ки­но­ва­рью и зо­ло­том. Од­на­ко тра­ди­ция ру­ко­пис­ных «Апо­сто­лов» про­дол­жа­лась в Мос­ков­ском го­су­дар­стве и в XVII—XIX веках, при­чем на ру­ко­пи­си это­го пе­ри­о­да пе­чат­ные кни­ги ока­зы­ва­ли вли­я­ние. На вы­став­ке пред­став­ле­ны ру­ко­пи­си XIX — на­ча­ла ХХ ве­ка.


Апостол. — Санкт-Петербург: Синодальная тип., ноябрь 1860. Иллюстрации выполнены в Санкт-
Петербурге Николаем Константиновичем Брезе на основе техники хромолитографии и представляют
изображения апостолов Петра и Павла; Фомы, Варфоломея и Филиппа; Матфея, Якова и Симеона; Иакова,
Андрея, Иуды. Переплет: доски, бархат. На обеих крышках переплета накладки из дерева и кожи, две
металлические застежки с гравировкой. Золотой обрез. Экземпляр из собрания Троице-Сергиевой лавры.
Музей книги РГБ.

«Церковный раскол середины XVII века привел к образованию многочисленных старообрядческих общин в России, для которых было характерно сохранять древние рукописи и книги московского Печатного двора, изданные до 1654 г. Позднее, со второй половины XVIII в. старообрядцы начинают свою книгоиздательскую деятельность и печатают книги для духовного воспитания своих общин. Особенностью этих изданий является единство художественного оформления и даже частое копирование орнаментов и гравюр ранних московских изданий», — рас­ска­зы­ва­ет Еле­на Еме­лья­но­ва.

По­сле смер­ти Ива­на Фе­до­ро­ва его ти­по­граф­ское обо­ру­до­ва­ние и ма­те­ри­а­лы вы­ку­пи­ло Львов­ское Успен­ское брат­ство, в из­да­ни­ях ко­то­ро­го встре­ча­ют­ся из­ме­нен­ные ва­ри­ан­ты боль­шой и ма­лой ти­по­граф­ской мар­ки Ива­на Фе­до­ро­ва. Львов­ские пе­чат­ни­ки при­внес­ли мно­го но­во­го в тра­ди­цию из­да­ния «Апо­сто­ла». Так, вы­шед­шая в 1666 году кни­га по­лу­чи­ла на­зва­ние «Таб­ли­ца не­ви­ди­мая серд­ца чло­ве­че­го» и ста­ла од­ним из луч­ших об­раз­цов ба­роч­ной кни­ги.

«Апо­стол» выходил и из част­ных укра­ин­ских ти­по­гра­фи­й Ми­ха­и­ла Слёз­ки и Спи­ри­до­на Со­бо­ля. В 1695 году был на­пе­ча­тан бо­го­слу­жеб­ный «Апо­стол» в ти­по­гра­фии Ки­е­во-Пе­чер­ской лав­ры, од­на­ко в Ки­е­ве в боль­шей сте­пе­ни по­лу­чил рас­про­стра­не­ние че­тий «Апо­стол» в со­ста­ве книг Но­во­го За­ве­та, вы­дер­жав­ших мно­го пе­ре­из­да­ний на про­тя­же­нии XVIII века.

На бе­ло­рус­ских зем­лях пер­вый пе­чат­ный «Апо­стол» из­дал в 1525 году Фран­циск Ско­ри­на. В кон­це XVI века но­вые тра­ди­ции кни­гопечания в Виль­не за­ло­жил Петр Ти­мо­фе­ев Мсти­сла­вец. В 1591 году здесь был из­дан «Апо­стол», весь­ма близ­кий по сво­е­му по­ли­гра­фи­че­ско­му оформ­ле­нию к мос­ков­ско­му 1564 года. На про­тя­же­нии не­сколь­ких лет кни­га бы­ла три­жды пе­ре­из­да­на. «Апо­стол» был напечатан в Мо­ги­ле­ве в 1638 году ти­по­гра­фом Спи­ри­до­ном Со­бо­лем.


Мит­ро­по­лит Ка­луж­ский и Бо­ров­ский, пред­се­да­тель из­да­тель­ско­го со­ве­та РПЦ вла­ды­ка Кли­мент.

На от­кры­тии вы­став­ки за­ме­сти­тель ге­не­раль­но­го ди­рек­то­ра РГБ Александр Са­ма­рин под­черк­нул зна­че­ние кни­ги для сла­вян­ско­го ми­ра: «Львов­ский "Апо­стол" 1574 года сде­лан по об­раз­цу мос­ков­ско­го, это пер­вая пе­чат­ная кни­га на Укра­и­не, и хо­тя Иван Фе­до­ров не был пер­во­пе­чат­ни­ком Бе­ло­рус­сии, он име­ет от­но­ше­ние и к ее кни­го­из­да­нию — фи­гу­ра Ива­на Фе­до­ро­ва объ­еди­ня­ет на­ши сла­вян­ские на­ро­ды, и се­го­дня не сто­ит об этом за­бы­вать».

Сре­ди по­чет­ных го­стей вы­став­ки был мит­ро­по­лит Ка­луж­ский и Бо­ров­ский, пред­се­да­тель из­да­тель­ско­го со­ве­та РПЦ вла­ды­ка Кли­мент. Он по­при­вет­ство­вал со­брав­ших­ся и рас­ска­зал, что у не­го то­же есть чи­та­тель­ский би­лет РГБ: «В РГБ ра­бо­та­ют лю­ди, ко­то­рые лю­бят свое де­ло, а это очень важ­но — по­лю­бить то, что ты де­ла­ешь. Иван Фе­до­ров то­же лю­бил свое де­ло, лю­бил кни­гу — и в этом вы с ним по­хо­жи».


Печатные «Апостолы» в фонде редких книг РГБ (электронные ресурсы,
находятся в свободном доступе):

  Апостол. — Вильна: Тип. Франциска
Скорины, 1525.
Хранение: MK.
Электронный ресурс 
    Апостол. — Москва: печ. Иван Федо-
ров, Петр Тимофеев Мстиславец,
19 апреля 1564.
Хранение:
MK Кир. 2°. Электронный ресурс
  Апостол. — Москва: Иван
Андроников Невежин, 18 марта
1606.
1 гравюра — ап. Лука.
Электронный ресурс
    Апостол. — Москва: Печатный двор
Печ. Кондрат Иванов, 25 января
1623.
Гравюра на дереве — ап. Лука.
Хранение: MK Кир. 4°.
Электронный ресурс
  Апостол. — Москва: Печатный двор,
28 сентября 1631.
Хранение: MK
Кир. 2°. Электронный ресурс
    Апостол. — Москва: Печатный двор,
30 сентября 1633.
Гравюра на
дереве — ап. Лука.
Хранение: MK
Кир. 2°. Электронный ресурс
  Апостол. — Москва: Печатный двор,
15 августа 1635.
Хранение:
MK Кир. 2°.
Электронный ресурс
    Апостол. — Москва: Печатный двор,
23 мая 1653. Одна
гравюра — ап.
Лука.
Хранение: MK Кир. 2°.
Электронный ресурс
  Апостол. — Москва: Печатный двор,
3 июня 1655. Одна
гравюра — ап.
Лука.
Хранение: MK Кир. 2°.
Электронный ресурс
    Апостол. — Москва: Печатный двор,
12 декабря 1663.
Одна гравюра —
ап. Лука. Хранение: MK Кир. 2°.
Электронный ресурс
  Апостол. — Москва: Печатный двор,
июнь 1694. Одна
гравюра — ап.
Лука.
Хранение: MK Кир. 2°.
Электронный ресурс
    Апостол. — Москва: Синодальная
тип., февраль 1704.
Пять гравюр:
апостолы.
Электронный ресурс
  Апостол. — Москва: Синодальная
тип., декабрь 1726.
Шесть гравюр
на меди: апостолы.
Электронный ресурс
       
 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.