Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «Четки». К 100-летию выхода второй книги стихов Анны Ахматовой

Выставка «Четки». К 100-летию выхода второй книги стихов Анны Ахматовой

 

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, 3 подъ­езд, 4 этаж, Му­зей кни­ги
Вре­мя про­ве­де­ния: 28 июля — 29 ав­гу­ста 2014 года
Виртуальная выставка «Четки»

В Му­зее кни­ги РГБ от­ме­ча­ют сто­ле­тие со дня вы­хо­да вто­рой кни­ги сти­хов Ан­ны Ах­ма­то­вой «Чет­ки». 1914 год — так­же год на­ча­ла Пер­вой ми­ро­вой вой­ны. Ан­на Ан­дре­ев­на ожи­да­ла, что кни­га за­те­ря­ет­ся на фо­не гром­ких со­бы­тий на­ча­ла ве­ка. Од­на­ко мно­го­крат­но пе­ре­из­да­вав­ша­я­ся в ХХ ве­ке она, как и про­чие тво­ре­ния Ах­ма­то­вой, про­дол­жа­ет жить до сих пор. В Му­зее кни­ги мож­но уви­деть как уни­каль­ные пер­вые из­да­ния сбор­ни­ка с ав­то­гра­фа­ми ав­то­ра, так и по­сле­ду­ю­щие ин­те­рес­ные пе­ре­из­да­ния, с ред­ки­ми фо­то­гра­фи­я­ми и ил­лю­стра­ци­я­ми.

«В мар­те 1914 го­да вы­шла вто­рая кни­га — "Чет­ки". Жиз­ни ей бы­ло от­пу­ще­но при­мер­но шесть не­дель. В на­ча­ле мая пе­тер­бург­ский се­зон на­чи­нал за­ми­рать, все по­не­мно­гу разъ­ез­жа­лись. На этот раз рас­ста­ва­ние с Пе­тер­бур­гом ока­за­лось веч­ным. Мы вер­ну­лись не в Пе­тер­бург, а в Пет­ро­град, из XIX ве­ка сра­зу по­па­ли в ХХ, все ста­ло иным, на­чи­ная с об­ли­ка го­ро­да. Ка­за­лось, ма­лень­кая кни­га лю­бов­ной ли­ри­ки на­чи­на­ю­ще­го ав­то­ра долж­на бы­ла по­то­нуть в ми­ро­вых со­бы­ти­ях. Вре­мя рас­по­ря­ди­лось ина­че», — так пи­са­ла Ан­на Ах­ма­то­ва о сво­ей вто­рой кни­ге сти­хов в ав­то­био­гра­фи­че­ском очер­ке «Ко­рот­ко о се­бе».

Кни­га, дей­стви­тель­но, «не по­то­ну­ла» — бо­лее то­го, до 1923 года ее пе­ре­из­да­ва­ли девять раз. Она и вы­шла не­ма­лым для то­го вре­ме­ни ти­ра­жом — 1100 эк­зем­пля­ров. Кор­рек­ту­ру осу­ществ­лял вы­да­ю­щий­ся по­эт и пе­ре­вод­чик Ми­ха­ил Ло­зин­ский, со­зда­тель из­да­тель­ства «Ги­пер­бо­рей», где пе­ча­та­лись про­из­ве­де­ния ак­ме­и­стов, вклю­чая кни­ги Ах­ма­то­вой.

На вы­став­ке в РГБ мож­но уви­деть кни­гу из са­мо­го пер­во­го ти­ра­жа, с хо­ро­шо со­хра­нив­шей­ся дар­ствен­ной над­пи­сью Ан­ны Ан­дре­ев­ны: «Ге­ор­гию Ива­но­ви­чу Чул­ко­ву, пер­во­му при­вет­ство­вав­ше­му эту кни­гу, от его дав­не­го дру­га Ан­ны Ах­ма­то­вой. Пе­тер­бург, вес­на 1914 г.».

Ге­ор­гий Ива­но­вич Чул­ков (1879—1939) — по­эт, пи­са­тель, кри­тик, ко­то­рый од­ним из пер­вых вы­со­ко оце­нил сти­хи Ах­ма­то­вой, еще в 1911 году при­чис­лив ее в од­ной из сво­их ре­цен­зий к наи­бо­лее ин­те­рес­ным ма­сте­рам сло­ва со­вре­мен­но­сти. На «Чет­ки» Чул­ков то­же от­клик­нул­ся ста­тьей «Пись­ма со сто­ро­ны», где про­ти­во­по­ста­вил по­э­зию Ах­ма­то­вой в це­лом и «Чет­ки» в част­но­сти бес­смыс­лен­но­му сти­хо­твор­но­му по­то­ку ав­то­ров, устрем­лен­ных к чи­сто фор­маль­ным до­сти­же­ни­ям.

В 1915 и 1916 годах кни­га сно­ва пе­ре­из­да­ва­лась в «Ги­пер­бо­рее», на вы­став­ке мож­но уви­деть 2-е и 4-е ее из­да­ния. Одно из них вхо­ди­ло в со­бра­ние Ана­то­лия Кузь­ми­ча Та­ра­сен­ко­ва (1909—1956), со­вет­ско­го ли­те­ра­ту­ро­ве­да и биб­лио­фи­ла, за­ме­сти­те­ля глав­ных ре­дак­то­ров жур­на­лов «Зна­мя» и «Но­вый мир», со­брав­ше­го огром­ную кол­лек­цию при­жиз­нен­ных из­да­ний рус­ских по­этов пер­вой по­ло­ви­ны ХХ ве­ка. Она со­став­ля­ла око­ло 10 тысяч еди­ниц, 7250 из ко­то­рых бы­ли в 1973 году при­об­ре­те­ны Го­су­дар­ствен­ной биб­лио­те­кой СССР им. В. И. Ле­ни­на (ныне РГБ).

«Чет­ки» про­дол­жи­ли ли­ри­че­ский сю­жет пер­вой кни­ги Ах­ма­то­вой «Ве­чер» и про­де­мон­стри­ро­ва­ли, что раз­ви­тие Ах­ма­то­вой как по­эта идет по пу­ти углуб­ле­ния пси­хо­ло­гиз­ма. Это ка­че­ство ее по­э­зии с го­да­ми уси­ли­ва­лось. По­сле «Че­ток» к Ах­ма­то­вой при­хо­дит сла­ва. Ее ли­ри­ка ока­за­лась близ­ка не толь­ко «влюб­лен­ным гим­на­зист­кам», как иро­нич­но за­ме­ча­ла Ах­ма­то­ва. Сре­ди ее вос­тор­жен­ных по­клон­ни­ков бы­ли по­эты, толь­ко вхо­див­шие в ли­те­ра­ту­ру: Ма­ри­на Цве­та­е­ва, Бо­рис Па­стер­нак. Одоб­ри­тель­но от­нес­лись к Ах­ма­то­вой Алек­сандр Блок и Ва­ле­рий Брю­сов.

В эти го­ды она ста­но­вит­ся из­люб­лен­ной мо­де­лью для мно­гих ху­дож­ни­ков и ад­ре­са­том мно­го­чис­лен­ных сти­хо­твор­ных по­свя­ще­ний. Ее об­раз по­сте­пен­но пре­вра­ща­ет­ся в не­отъ­ем­ле­мый сим­вол пе­тер­бург­ской по­э­зии эпо­хи ак­ме­из­ма. Ее порт­ре­ты ра­бо­ты Кузь­мы Пет­ро­ва-Вод­ки­на, На­та­на Альт­ма­на, Зи­на­и­ды Се­реб­ря­ко­вой, Юрия Ан­нен­ко­ва, Ни­ко­лая Тыр­сы ил­лю­стри­ру­ют на вы­став­ке пе­ре­из­да­ния «Че­ток», сде­лан­ные в по­сле­ду­ю­щие го­ды.

Не­од­но­крат­но кни­га вы­хо­ди­ла в со­ста­ве из­бран­ных сти­хо­тво­ре­ний в «Со­вет­ском пи­са­те­ле»: в во­ен­ном 1943 году в Таш­кен­те, где Ах­ма­то­ва бы­ла в эва­ку­а­ции, в 1940, 1965 и 1976 годах в Ле­нин­гра­де. На вы­став­ке пред­став­ле­ны и бо­лее позд­ние из­да­ния: со­дер­жа­щие ред­кие фо­то­гра­фии «Сти­хо­тво­ре­ния и по­э­мы» от Сред­не­ураль­ско­го книж­но­го из­да­тель­ства (Сверд­ловск, 1987) и бо­га­то про­ил­лю­стри­ро­ван­ная ху­дож­ни­ком Ни­ко­ла­ем Во­ро­но­вым кни­га, вы­шед­шая в 1989 году в мос­ков­ском из­да­тель­стве «Со­вре­мен­ник».

А про­дол­жить зна­ком­ство с по­чер­ком Ан­ны Ан­дре­ев­ны мож­но и в от­де­ле ру­ко­пи­сей РГБ, где ее ав­то­гра­фы мож­но най­ти в раз­лич­ных фон­дах: кол­лек­ции ар­хив­ных до­ку­мен­тов, фон­де из­да­тель­ства «Му­са­гет», фон­де Георгия Ива­но­ви­ча Чул­ко­ва.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.