Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2014 год  /  Выставка «Живопись как наука в диссертационных исследованиях»

Выставка «Живопись как наука в диссертационных исследованиях»

 

Ме­сто про­ве­де­ния: Москва, ул. Воз­дви­жен­ка, 3/5, 3 подъ­езд, 3 этаж, Го­лу­бой вы­ста­воч­ный зал РГБ
Вре­мя про­ве­де­ния: 5—25 ав­гу­ста 2014 года

Оче­ред­ная вы­став­ка дис­сер­та­ций из фон­дов от­де­ла РГБ в Хим­ках на этот раз по­свя­ще­на жи­во­пи­си. 67 пред­став­лен­ных в Го­лу­бом вы­ста­воч­ном за­ле ра­бот по­ве­ря­ют гар­мо­нию ал­геб­рой: здесь есть увен­чав­ши­е­ся, в том чис­ле, и док­тор­ски­ми сте­пе­ня­ми по­пыт­ки бес­при­страст­но­го ана­ли­за ев­ро­пей­ско­го и рус­ско­го ис­кус­ства, при­над­ле­жа­щие не толь­ко спе­ци­а­ли­стам в области гу­ма­ни­тар­ных дис­ци­плин. Вы­став­ки дис­сер­та­ций РГБ от­ли­ча­ют­ся от дру­гих экс­по­зи­ций: лю­бую работу мож­но по­про­сить до­стать из-под стек­ла и по­ли­стать здесь же, в вы­ста­воч­ном за­ле.

Эпи­гра­фом к вы­став­ке ее со­зда­те­ли сде­ла­ли ци­та­ту мно­го­гран­ной лич­но­сти — ху­дож­ни­ка, скуль­пто­ра, пи­са­те­ля Ефи­ма Ва­си­лье­ви­ча Чест­ня­ко­ва: «Гля­ди впе­ред и по­ка­жи твои гре­зы, и по кра­со­те тво­их грез ты зай­мешь свое ме­сто… На­до, что­бы «гре­зы ис­кусств» бу­ди­ли в на­ро­де и доб­рые чув­ства, и доб­рую де­я­тель­ность». Твор­че­ству ху­дож­ни­ка по­свя­ще­на дис­сер­та­ция Га­ли­ны Не­га­но­вой «Фе­но­мен кра­со­ты в ду­хов­ном на­сле­дии Е. Чест­ня­ко­ва» (2007). Имя ху­дож­ни­ка не так хо­ро­шо зна­ко­мо ши­ро­ко­й публике, как име­на Сан­д­ро Бот­ти­чел­ли, Ван Дей­ка или Ва­си­лия Су­ри­ко­ва, что не от­ме­ня­ет на­уч­ных от­кры­тий в твор­че­стве по­след­них. Так, в ра­бо­те Софьи Газаросовны Ка­п­ла­но­вой  «Пси­хо­ло­ги­че­ский ана­лиз ра­бо­ты В. И. Су­ри­ко­ва над кар­ти­ной "Бо­яры­ня Мо­ро­зо­ва"» (Москва, 1950) на ос­но­ве ана­ли­за на­брос­ков и эс­ки­зов да­ет­ся по­дроб­ное опи­са­ние твор­че­ско­го и пси­хо­ло­ги­че­ско­го про­цес­са со­зда­ния зна­ме­ни­той кар­ти­ны.

Все­го экс­по­зи­ция «Жи­во­пись как на­у­ка» пред­став­ля­ет 5 док­тор­ских и 62 кан­ди­дат­ских дис­сер­та­ций. Ра­бо­ты, пред­став­лен­ные на вы­став­ке — мно­го­том­ные из­да­ния с аль­бо­ма­ми при­ло­же­ний. Боль­шая часть дис­сер­та­ций име­ет хро­но­ло­ги­че­ские рам­ки на­пи­са­ния: 1950—1990 гг., но есть и со­вре­мен­ные тру­ды.


Пострелова Т. А. Академия живописи Китая в X—XIII веках (Ленинград, 1969).

На выставке есть ра­бо­ты, по­свя­щен­ные от­дель­ным жан­рам, на­при­мер, кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция Тамары Демьяновны Фо­ми­че­вой «За­рож­де­ние бы­то­вой жи­во­пи­си в Ве­не­ци­ан­ском ис­кус­стве XVI ве­ка» (Ле­нин­град, 1968). В ра­бо­те на фак­ти­че­ских при­ме­рах по­ка­за­но, как бы­то­вая жи­во­пись воз­ни­ка­ла в рам­ках уже су­ще­ство­вав­ших жан­ров порт­ре­та, ал­ле­го­ри­че­ских и ми­фо­ло­ги­че­ских кар­тин. Ху­дож­ни­ки с на­пол­ня­ли свои про­из­ве­де­ния жи­вы­ми на­блю­де­ни­я­ми за ре­аль­но­стью, пе­ре­осмыс­ля­ли эти жан­ры, пре­вра­ща­ли их в бы­то­вую жи­во­пись. По­доб­ный ме­тод, вклю­ча­ю­щий ана­лиз мно­го­чис­лен­ных про­из­ве­де­ний, ис­поль­зу­ет­ся в це­лом ря­де трудов на вы­став­ке.

Ряд ра­бот по­свя­щен твор­че­ству от­дель­ных ху­дож­ни­ков, на­при­мер, кан­ди­дат­ская дис­сер­та­ция Николая Николаевича Ни­ку­ли­на «Не­ко­то­рые про­бле­мы твор­че­ства Пи­те­ра Брей­ге­ля Стар­ше­го». Это двух­том­ное на­уч­ное ис­сле­до­ва­ние 1954 го­да с пап­кой при­ло­же­ний фо­то­гра­фи­й кар­тин ху­дож­ни­ка. Око­ло по­ло­ви­ны дис­сер­та­ций на вы­став­ке по­свя­ще­ны и рус­ским ху­дож­ни­камКон­стан­ти­ну Ко­ро­ви­ну, Ва­лен­ти­ну Се­ро­ву, Алек­сею Сав­ра­со­ву. На­при­мер, ра­бо­та Ра­и­сы Ива­нов­ны Вла­со­вой «Ран­нее твор­че­ство К. А. Ко­ро­ви­на: (Стан­ко­вая жи­во­пись)» (Ле­нин­град, 1950) вклю­ча­ет все ме­то­ды ис­сле­до­ва­ния ран­них стан­ко­вых про­из­ве­де­ний ху­дож­ни­ка. Ав­то­ром со­бра­ны раз­бро­сан­ные по мно­го­чис­лен­ным част­ным кол­лек­ци­ям кар­ти­ны, со­став­лен их ка­та­лог, изу­че­но боль­шое ко­ли­че­ство ар­хив­ных ма­те­ри­а­лов: пи­сем ху­дож­ни­ка, его чер­но­вых аль­бо­мов и вос­по­ми­на­ний. Бо­лее то­го, Ра­и­са Ива­нов­на лич­но встре­ча­лась и бе­се­до­ва­ла с со­вре­мен­ни­ка­ми Ко­ро­вина.

Не­сколь­ко дис­сер­та­ций раз­ви­ва­ют ре­ги­о­наль­ные те­мы: на­при­мер, ра­бо­та Нины Васильевны Ка­за­ри­но­вой «Жи­во­пис­цы Перм­ско­го края кон­ца XVIII — пер­вой по­ло­ви­ны XIX ве­ка» (Ле­нин­град, 1990) или труд Анны Александровны Сав­ки­ной «В. З. Пу­ры­гин и раз­ви­тие са­мар­ской пей­заж­ной жи­во­пи­си 1950—1980-х гг.» (Санкт-Пе­тер­бург, 2012). Как от­ме­ча­ет ав­тор во ввод­ной ста­тье, се­го­дня изу­че­ние ре­ги­о­наль­ной живописи яв­ля­ет­ся од­ним из при­о­ри­тет­ных на­прав­ле­ний ис­кус­ство­ве­де­ния, но тен­ден­ции ис­кус­ства Са­ма­ры и По­вол­жья в це­лом преж­де не рас­смат­ри­ва­лись.

Об ин­те­рес­ной лич­но­сти на­по­ми­на­ет и дис­сер­та­ция Ни­ка­са Лео­нар­до­ви­ча Под­бе­ре­ско­го «Опыт при­ме­не­ния ак­ва­рель­ной жи­во­пи­си в ар­хи­тек­тур­ном про­ек­ти­ро­ва­нии и ме­то­ди­ке пре­по­да­ва­ния в ар­хи­тек­тур­ных ву­зах». Ни­кас Лео­нар­до­вич Под­бе­ре­с­кий (1874—1953) — ар­хи­тек­тор и ху­дож­ник-ак­ва­ре­лист, про­фес­сор Ле­нин­град­ско­го ин­же­нер­но-стро­и­тель­но­го ин­сти­ту­та, за­ве­ду­ю­щий ка­фед­рой ри­сун­ка и жи­во­пи­си. В Первую ми­ро­вую вой­ну ти­по­гра­фия Го­ли­ке и Виль­борг в Пет­ро­гра­де пе­ча­та­ла ви­ньет­ки Под­бе­ре­ско­го на от­кры­тых пись­мах Пет­ро­град­ско­го го­род­ско­го ко­ми­те­та, до­ход от ко­то­рых шел в поль­зу сол­дат и их се­мей.


Локк К. Э. Живописный портрет как источник антропологической информации (методические аспекты)
(Москва, 2011)

Не со­всем обыч­на дис­сер­та­ция Кристины Эдвиновны Лок­к «Жи­во­пис­ный порт­рет как ис­точ­ник ан­тро­по­ло­ги­че­ской ин­фор­ма­ции (ме­то­ди­че­ские ас­пек­ты)» (Москва, 2011). Ее ав­тор по­ста­вил жи­во­пись на служ­бу сво­ей на­у­ке: при по­мо­щи порт­ре­та он вы­явил опи­са­тель­ные ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ных сло­ев на­се­ле­ния Рос­сии XVIII — на­ча­ла XIX ве­ка и раз­ра­бо­тал ори­ги­наль­ную ком­пью­тер­ную про­грам­му BMPtone, поз­во­ля­ю­щую по­лу­чать обоб­щен­ные порт­ре­ты.

Суж­де­ния о жи­во­пи­си не­пол­ны без нее са­мой — по­это­му ны­неш­няя вы­став­ка дис­сер­та­ций ста­ла, по­жа­луй, и са­мой кра­си­вой. А все, ко­го ожи­да­е­мо по­се­ти­ло вдох­но­ве­ние, мо­гут оста­вить от­зыв не со­всем обыч­ным спо­со­бомна моль­бер­те.

 

 

       
 
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.