Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2012 год  /  Сергей Лемешев: к юбилею лирического тенора

Сергей Лемешев: к юбилею лирического тенора

Место проведения: РГБ, Дом Пашкова, отдел нотных изданий и звукозаписей
Время проведения: 7 июня — 12 июля 2012 года

 

Фото из музея Большого театра
Сергей Лемешев в партии Ленского
в опере «Евгений Онегин»

10 июля 2012 года исполняется 110 лет со дня рождения выдающегося певца Сергея Лемешева. Его пение, поражающее редким богатством красок, стало одним из символов русского вокального искусства. К знаменательной дате отдел нотных изданий и звукозаписей Российской государственной библиотеки (МЗ) подготовил содержательную выставку. В экспозиции представлены звукозаписи, ноты, книги и статьи о знаменитом теноре, а также программки оперных спектаклей.

Когда очередной герой Лемешева появлялся на сцене Большого театра, действие спектакля прерывалось. В течение нескольких минут звучали аплодисменты, которым, казалось, не будет конца. Так публика встречала человека-легенду. На выставке в РГБ демонстрируется любопытный материал. Это «Записки лемешистки», опубликованные в 2005 году в журнале «Музыкальная жизнь». Их автор, Нина Максимова, приводит в воспоминаниях о своей юности немало живых деталей и примет эпохи: «Все, кто посещал Большой театр шестьдесят, пятьдесят и сорок лет назад, конечно, знает, что такое быть лемешисткой. Это означало ночное стояние в очередях за билетами на спектакли и концерты нашего кумира (обязательным было посещение всех спектаклей, в которых он был занят). Это необходимость дежурить везде, где он бывал: у театра, около дома, возле студии звукозаписи и так далее. Это, конечно, и соперничество с поклонниками-«сырами» другого выдающегося певца Ивана Семеновича Козловского. Ах да, надо пояснить, что означает слово «сыр», «сыриха»... Поклонники, которые толпами ходят за артистом. Откуда взялся этот термин? Легенд много, но я верю в одну. Шел дождь, Сергей Яковлевич вышел из театра и увидел толпу промокших барышень. Он их пожалел и сказал: «Вы, наверное, совсем отсырели?»

Фото из музея Большого театра
Сергей Лемешев в партии Ромео в опере
«Ромео и Джульетта»

Среди изданий, посвященных жизни и творчеству артиста, выделяется книга самого певца «Путь к искусству». Он пишет не только об оперных партиях и своем концертном репертуаре. Не только о коллегах, с которыми ему довелось работать. Самые теплые слова Сергей Яковлевич посвящает близким. В первую очередь — матери Акулине Сергеевне: «Мне запомнились долгие зимние вечера, когда мать со своими подругами сидела за пряжей, и они пели согласным стройным хором. Ее тонкий, инструментально ровный голос поднимался над другими, звучал грустно и нежно».

Глубоко прослеживаются личные, семейные темы и в книгах Виктора Васильева «Дорога к Лемешеву» и «Сергей Лемешев», представленных на выставке. Так, биограф обращается к истории первой любви артиста. Его избранницу звали Грушенька. Он уехал в город, она осталась в деревне, вышла замуж, родила детей. Но даже в старости менялась в лице, когда по радио звучал его голос. Очень хотела приехать на Новодевичье кладбище, поклониться праху Сергея Яковлевича. Однако не получилось. Сама заболела и пережила его всего на два года. Важно отметить, что Виктор Дмитриевич создал музей выдающегося певца на его малой родине, в деревне Князево Тверской области.

Впечатляет рассказ о том, как 22 июня 1941 года в филиале Большого театра давали оперу «Ромео и Джульетта». Утром всех оглушило сообщение о начале войны, но вечером зал был полон. Ромео в исполнении Лемешева олицетворял красоту жизни, которая оказалась под смертельной угрозой. В следующий раз певец предстал в этом образе лишь три года спустя. До этого он перенес тяжелейшую болезнь легких. Врачи категорически запретили ему петь. Но артист продолжал выступать перед бойцами, участвовать в спектаклях. И недуг отступил. «История мирового вокального искусства знает немного таких примеров», — пишет Виктор Васильев. Впрочем, любимым сценическим героем был все же Ленский. Грампластинка с записью оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» также вошла в экспозицию. Примечательно, что именно исполнением партии Ленского Сергей Яковлевич завершил 30 июня 1972 года многолетнее служение искусству на сцене Большого театра. А через пять лет, в ночь на 26 июня 1977 года, великого певца не стало.

Театралам будет интересно увидеть редкие экземпляры программок оперных спектаклей, в том числе и «Травиаты» Джузеппе Верди. Имеются записи опер «Руслан и Людмила» М. И. Глинки и «Снегурочки» Н. А. Римского-Корсакова. Представлены романсы, составлявшие украшение камерного репертуара Лемешева: «Я помню чудное мгновенье», «Соловей», «Средь шумного бала», «Цветок засохший», «В молчаньи ночи тайной», «Как мне больно» и многие другие. Особого внимания заслуживают грампластинки с русскими народными песнями («Вниз по Волге-реке», «Душечка», «Вот мчится тройка удалая») и лучшими песнями М. И. Блантера («Колыбельная»), Б. А. Мокроусова («Одинокая гармонь»), Т. Н. Хренникова («Как соловей о розе»). Все записи можно прослушать.

Текст: Лариса Ровнянская


             

 

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.