Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2012 год  /  Выставка «20 лет советской власти»

Выставка «20 лет советской власти»

Место проведения: МВЦ «Рабочий и колхозница», м. «ВДНХ», проспект Мира, д. 123б
Время проведения: 24 мая — 29 июля 2012 года

 



Ар­хи­тек­ту­ра па­ви­льо­на СССР долж­на бы­ла «в жиз­не­ра­дост­ных и яс­ных фор­мах вы­ра­зить твор­че­ство со­ци­а­ли­сти­че­ской си­сте­мы, не­су­щей с со­бой не­бы­ва­лый подъ­ем мас­со­вой куль­ту­ры и рас­кре­по­ще­ние всех твор­че­ских спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка».

(Фото М. и Д. Прокудиных-Горских, 1937)

 

24 мая 2012 года в МВЦ «Рабочий и колхозница» начала работу выставка «20 лет советской власти», приуроченная к 75-летию открытия советского павильона на Всемирной выставке в Париже. РГБ приняла активное участие в формировании экспозиции. Библиотека предоставила ряд хранящихся в ее фонде изданий, в том числе и «Конституцию (Основной Закон) СССР» 1937 года.

 

«Мадам, вы спасли нас»

Сам павильон СССР и увенчавшая его композиция появилась благодаря творческому союзу архитектора Бориса Иофана и скульптора Веры Мухиной. Еще в 1936 году в «Огоньке» была опубликована статья Бориса Михайловича, где он подробно информировал читателя: «Выставка развертывается в основном на традиционной территории подобных выставок — в районе дворца Трокадеро и Эйфелевой башни. Публика будет обеспечена средствами передвижения: легкими бесшумными автомобилями малых размеров, катерами. Открытие выставки совпадает с двадцатилетием Октябрьской революции. Поэтому в утвержденном проекте павильону СССР придан юбилейный торжественный характер. Главная часть завершается большой скульптурной группой рабочего и колхозницы. Юноша и девушка в мощном устремлении вперед высоко поднимают серп и молот. Эмблема советской власти, четко вырисовываясь на фоне дневного неба, ярко освещенная ночью, будет издалека указывать месторасположение павильона Союза ССР».

Легендарной работе Веры Мухиной посвятила свое короткое выступление на вернисаже ее внучка — искусствовед и художник Марфа Замкова:

— Советский павильон находился напротив павильона фашистской Германии. Немцы упорно ждали, пока закончится возведение нашего сооружения, чтобы свое сделать выше, грандиознее. Только у них ничего не получилось. В самом деле тяжеловесный немецкий павильон с орлом и свастикой оказался выше, однако никакого сравнения с нашим он не выдерживал. В двух фигурах — рабочего и колхозницы — ощущалось такое стремление к высокому и светлому! Морис Торез, генеральный секретарь французской компартии, сказал бабушке: «Мадам, вы спасли нас».

 



По за­мыс­лу глав­но­го ар­хи­тек­то­ра рей­ха Аль­бер­та Шпе­е­ра, па­ви­льон Гер­ма­нии дол­жен был стать «кус­ком свя­щен­ной не­мец­кой зем­ли», вы­пол­нен­ным из не­мец­ко­го же­ле­за и кам­ня. Все ма­те­ри­а­лы для не­го бы­ли при­ве­зе­ны из Гер­ма­нии.

(Фото М. и Д. Прокудиных-Горских, 1937)


    П. Я. Караченцов. Плакат «Каждый колхоз, каждый завод...», 1936   К. Г. Дорохов. Парашютистка перед прыжком, 1937. Макет самолета У-2 (автор: В. Г. Самойленко)         Неизвестный художник. Копия картины И. И. Бродского «Ленин в Смольном», 1930
Просковья (Паша) Ангелина, участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады   Г. Э. Фогелер. Погрузка леса, 1936       Д. Н. Кардовский. Сталин и члены политбюро на маневрах, 1933   Работница, вышивающая знамя. ЛФЗ, автор модели Н. Я. Данько, 1919     П. Я. Караченцов. Плакат «Да здравствует равноправная женщина страны социализма!», 1938

 

Апофеоз Страны Советов

Авторы советской экспозиции старались с максимальной наглядностью про­ил­люс­три­ровать западному миру преимущества социалистического строя. На Всемирной выставке она была отмечена 270 наградами. Незнакомое искусство закрытой страны, смесь официозного пафоса и детской искренности, произвело впечатление.

В советской печати утверждалось, что за полгода павильон посетили около 20 миллионов человек. В одной из витрин сегодняшней выставки помещена книга отзывов, к которой, по словам очевидцев, ежедневно выстраивалась длинная очередь.

Смелый замысел по крупицам собрать то, что наши музейщики когда-то представили в столице Франции, вполне удался. На основе музейных собраний, частных коллекций, библиотечных и архивных фондов была проведена исследовательская работа, позволившая показать множество сохранившихся экспонатов. Они распределены по тем же разделам, что и на Всемирной выставке: достижения промышленности, авиация и освоение Арктики, строительство и архитектура, советский театр и кино и т. д. В МВЦ «Рабочий и колхозница» можно увидеть модели самолетов и паровоза «ИС (Иосиф Сталин)», первого вагона метрополитена и первого эскалатора.

Творения рук человеческих сопровождаются богатым фоторядом. Перед нами — лица ударников социалистического труда, передовиков производства. В первую очередь тех, чьи имена еще долго значились в учебниках истории: Алексея Стаханова и Паши Ангелиной. Есть и нетипичные сюжеты. Например, фото молодой цыганки, сосредоточенно осваивающей трактор.

Взгляда не оторвать от коллекции фарфора 1930-х годов из собрания Государственного музея керамики и Усадьбы Кусково XVIII века, удостоенной Большой золотой медали парижской выставки. Самое эффектное произведение — чернильный набор «Обсуждение Сталинской Конституции в колхозе Узбекистана». Самое грациозное — статуэтка «Вышивающая знамя» скульптора-керамиста Натальи Данько.

Из экспонатов, предоставленных РГБ, прежде всего стоит назвать «Каталог книг, представленных на Международной Выставке 1937 г. в Париже». М.-Л: «ACADEMIA», 1937; «Конституцию (Основной Закон) СССР». М. — Кремль. Издательство ЦИК СССР, 1937; книги издательства «Художественная литература» — полное собрание сочинений А. С. Пушкина в шести томах (1936 г.) и отдельно изданные «Евгений Онегин» и «Медный всадник». В 1937 году с размахом отдавалась дань памяти поэта, погибшего сто лет назад. Работа с его творческим наследием шла как никогда интенсивно.

Настоящий апофеоз страны Советов являют собой крупногабаритные живописные полотна, которым отдан просторный зал. Названия достаточно информативны: «Доклад Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов», «Рассказ пограничника». «Завод «Шарикоподшипник» и т. п. Вниманию посетителей предлагаются эскизы панно Александра Дейнеки «Стахановцы», предназначавшегося для украшения павильона (проект не был реализован). Малоизвестные вещи, вроде китчевых «Интуристов в Ленинграде» Ивана Владимирова. И хрестоматийные: «Председательница» Георгия Ряжского или «Доклад И. В. Сталина на XVI съезде ВКП(б)» Александра Герасимова. Поразительно, но в зале находится и полотно «Дождь» того же художника Герасимова. Другое измерение: терраса, влажная зелень, букет на столе. Усадебная Россия присела на краешке новой жизни...

 

Оживший Чапаев


МВЦ «Рабочий и колхозница»

На от­кры­тии вы­став­ки «20 лет Со­вет­ской вла­сти» 24 мая при­сут­ству­ю­щих по­ра­до­вал кон­церт со­ли­стов зна­ме­ни­то­го ан­сам­бля Алек­сан­дро­ва. Это вы­ступ­ле­ние на­пом­ни­ло о том, что 75 лет на­зад про­грам­ма со­вет­ской де­ле­га­ции со­про­вож­да­лась га­стро­ля­ми Крас­но­зна­мен­но­го ан­сам­бля крас­но­ар­мей­ской пес­ни и пляс­ки под ру­ко­вод­ством А. В. Алек­сан­дро­ва и Мос­ков­ско­го ху­до­же­ствен­но­го те­ат­ра.

Оба кол­лек­ти­ва ожи­дал го­ря­чий при­ем. Прав­да, слу­ча­лось вся­кое. Из вос­по­ми­на­ний ак­три­сы Оль­ги Книп­пер-Че­хо­вой: «На пре­мье­ре „Лю­бо­ви Яро­вой“ про­изо­шел ин­ци­дент: ко­гда на сце­не ожи­дал­ся при­ход бе­лых и Чир вы­тас­ки­вал из под­по­лья трех­цвет­ное зна­мя, в пар­те­ре раз­да­лись ап­ло­дис­мен­ты, и тут же свер­ху по­ле­те­ли свист и ши­ка­нье, за­глу­шив­шие эти не­умест­ные ап­ло­дис­мен­ты; в даль­ней­шем ре­ак­ци­он­ная часть эми­грант­ской пуб­ли­ки не ре­ша­лась пре­ры­вать спек­такль».

МХАТу по­свя­ще­на зна­чи­тель­ная часть экс­по­зи­ции: здесь мож­но уви­деть га­строль­ные афи­ши, про­грамм­ки, ко­стю­мы, ма­ке­ты спек­так­лей.

На Все­мир­ной вы­став­ке ра­бо­тал ки­но­те­атр на четыреста мест, где по­ка­зы­ва­ли филь­мы, в том чис­ле и со­вет­ские. В ка­мер­ном по­ме­ще­нии МВЦ так­же де­мон­стри­ру­ют­ся фраг­мен­ты оте­че­ствен­ных ки­но­лент, за­слу­жив­ших в Па­ри­же вы­со­кие на­гра­ды: «Цирк», «Бес­при­дан­ни­ца», «Юность по­эта», «Се­ме­ро сме­лых», «Мы из Крон­штад­та», «Ча­па­ев».

Не все знают о таком факте. 31 июля 1941 года появилась короткометражка «Чапаев с нами». Ее финал принципиально отличался от печального завершения полнометражного фильма. Там Василий Иванович погибал, однако для подъема духа бойцов, вступавших в кровопролитную войну, требовался герой во плоти и крови. И по приказу Сталина его оживили. Согласно переписанному сценарию народный любимец не тонет, переплывает свой Рубикон, вливается в ряды сражающихся и начинает громить врага. Разумеется, играл его опять же Борис Бабочкин, сам немало удивленный продолжением работы над образом.

Организаторы выставки «20 лет советской власти» — правительство Москвы, департамент культуры города Москвы, музейно-выставочное объединение «Столица». Среди участников — Российская государственная библиотека, Музей современной истории России, Росизо, Политехнический музей, Третьяковская галерея, Государственный архив РФ, Центральный музей кино и др.

В. Н. Прошкин. Парашютисты, 1937   А. А. Дейнека. Стахановцы, эскиз к панно «Знатные люди Страны Советов», 1937     Неизвестный автор. И. В. Сталин   С. Д. Меркуров. В. И. Ленин с блокнотом, 1930-е       Н. И. Дормидонтов. Чугун идет, 1937
М. Л. Тихова. Скульптурная мастерская Ленинградского фарфорового завода, 1936—1937   Ленинградский фарфоровый завод, автор модели Н. Я. Данько, 1936 Чернильница «Обсуждение проекта Сталинской конституции в колхозе Узбекистана» из чернильного прибора «Сталинская конституция»       Р. В. Френкель-Манюсон. Читальный зал в ЦПКиО, 1936   В. Г. Тихов. Стахановки завода им. ОГПУ   Б. А. Зеленский. Плакат к фильму «Цирк» (реж. Г. В. Александров), 1936   Фотоаппарат «Фотокор № 1», СССР, 1934—1936
А. М. Герасимов. Доклад Сталина на XVI съезде ВКП(б), 1935   В. А. Орлова. Завод «Шарикоподшипник»   М. Б. Греков. И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в окопах под Царицыным, 1934   Владимиров И. Интуристы в Ленинграде, 1937     Пепельница из чернильного набора «Обсуждение проекта Сталинской конституции», ЛФЗ, 1930-е гг.     Ф. А. Модоров. Доклад Сталина на Чрезвычайном VIII съезде Советов о проекте Конституции СССР 25 ноября 1936 года. 1937—1938

 

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.