Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2012 год  /  Выставка «Русский скульптор Степан Эрьзя и весь мир»

Выставка «Русский скульптор Степан Эрьзя и весь мир»

Место проведения: Москва, РГБ, Голубой выставочный зал
Время проведения: 6—26 февраля 2012 года

 

 
 
 

Имя скульптора Эрьзи сегодня мало кому известно, в то время как еще в середине ХХ века произведения Степана Дмитриевича Нефедова (1876—1959) вызывали восхищение не только в России, но и далеко за ее пределами — в Англии, Италии, Франции, Аргентине.

В 1909 году его работа «Последняя ночь осужденного перед казнью» завоевала первое место на VIII Венецианской биеннале. Мастер создал трагический и вместе с тем полный героизма образ узника. «Это произведение было революцией. Невообразимая динамика сквозила в каждом сантиметре скульптуры, — рассказал на открытии выставки Михаил Журавлев, президент Международного фонда искусств имени Степана Дмитриевича Эрьзи. — Отличительная черта Степана Эрьзи — его свобода. Творческая свобода. Я бы хотел специально выделить слово „свобода“. Потому что только свободный художник, понимающий себя, может так творить. Никто до сих пор не смог превзойти его талант в работе с деревом. Необычайная живость и реалистичность человеческих чувств и характеров, созданных мастером, непревзойденна».

На выставке в Российской государственной библиотеке представлены работы Эрьзи из частных собраний. «Портрет аргентинской девушки» (кебрачо) из коллекции музыканта Дмитрия Маликова, «Отрешенный» (1940-е годы, альгарробо) и «Автопортрет» (1947, квербахо, смешанная техника), недавно привезенные в Москву из Аргентины, а также работы учеников и последователей Степана Дмитриевича из коллекции заслуженного деятеля искусств России Михаила Ильяева.

Уникальным экспонатом является ранее неизвестная скульптура Иоанна Крестителя, датируемая 1914 годом. Она была создана для церковного прихода в городке Феццано (Италия). В фигуре святого заметна небольшая диспропорция — неестественно длинная шея. Это объясняется первоначальным расположением статуи — над главными воротами при входе в храм. Прихожане смотрели на нее снизу вверх, когда входили в церковь. И если бы скульптор придерживался точных пропорций человеческого тела, создавалась бы визуальная иллюзия, что голова Иоанна покоится на его плечах. Но простояла статуя там недолго. Почти сто лет она провела в церковных подвалах, пока не была отреставрирована флорентийским мастером-реставратором Даниэлем Анжелотто. Реставрационный анализ показал необычный состав материала, из которого выполнена скульптура — цемент и оливковое масло. Этот состав Степан Эрьзя придумал сам. Таким образом было достигнуто визуальное сходство с медью, которую мастер не мог себе позволить из-за бедности. Каркас статуи по этой же причине был деревянным. Копия, представленная на выставке в РГБ, выполнена профессором Академии Брера и Неаполя Аугусто Джуфреди и профессором Каррарской академии художеств Симоном Виццони и была вывезена в Россию по инициативе Фонда в 2010 году.

Степан Дмитриевич Нефедов родился в маленьком селе Баево в Мордовии. Художественное мастерство начал постигать, работая иконописцем. В начале ХХ века был студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Сначала живописного отделения, потом скульптурного. В 19061916 годах мастер уезжает в Европу, где продолжает обучение и находит собственный стиль. В это же время скульптор становится известен под псевдонимом Эрьзя, происходящим от названия эрзяноязычной группы мордовского народа, выходцем из которой он был. В 1927 году уезжает в Аргентину, где обретает «своих детей». Так Эрьзя называл свои работы из экзотических пород дерева — кебрачо и альгарробо.

На выставке в Голубом зале РГБ представлены единичные копии произведений Эрьзи аргентинского периода — «Фантазия», «Размышления», «Авиатор» (1940-е годы, кебрачо) из Музея Эдуардо Сивори в Буэнос-Айресе, которые ранее не числились ни в одном из российских каталогов. А также «Голова мордовки (Эрьзянки)» (1915), «Портрет племянника Василия» (1912), «Портрет норвежской женщины» (1912) из коллекции Музея изящных искусств Тандиле (Аргентина). Копии этих работ выполнил Александр Толокин. Он восемнадцать лет проработал в Мордовском республиканском музее, реставрируя коллекцию работ великого мастера. Во время поездок Фонда в Южную Америку Александр Николаевич поделился своей методикой консервации и восстановления работ из кебрачо и альгарробо, за что был прозван maestro grande (великий мастер). До этого так называли Эрьзю.

Степан Эрьзя был прекрасный архивист. Он фотографировал и описывал все свои работы. Благодаря этому качеству художника до нас дошли изображения сейчас уже утерянных произведений. Их снимки можно также увидеть на открывшейся выставке.

В 1950 году Эрьзя возвращается в СССР. Вместе с ним Одессу на корабле прибывают его работы, созданные за 23-летний период. Общий вес этого ценного груза составил порядка 75 тонн. Возвращение на родину и передача произведений советскому народу имело для автора первостепенное значение. Но 73-летний скульптор оказался не готов к советской действительности. Лишь в1954 году состоялась его персональная выставка в Москве, публика восприняла ее неоднозначно. Вот несколько выдержек из газет, писавших об открытии: «Всем показался новым и оригинальным посредственный скульптор. Эрзья нравится так же, как нравится джаз на фоне надоевших мелодий. Искусства здесь нет», «Позор невежественным людям и организациям, мешающим нормальным условиям для жизни и элементарным условиям для творчества Степана Эрьзи, этой редкой жемчужины нашего искусства».

Степан Дмитриевич последние годы своей жизни жил и работал в мастерской на Песчаной улице, в районе станции метро «Сокол». Михаил Журавлев рассказывает, что это была подвальная комнатушка, заставленная скульптурами. «В 1959 году он умирает, как нищий. Нищий, потому что у него украли свободу. Свободу творить и быть самим собой».
 

           
           
           

 

Выставка «Русский скульптор Степан Эрьзя и весь мир» представлена в Голубом выставочном зале Российской государственной библиотеки.

  • Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5, под. 3, эт. 3.
  • Часы работы: понедельник — суббота: с 12:00 до 17:00.
  • Вход на выставку свободный.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.