Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Выставки /  2012 год  /  «Человек, влюбленный в книгу»: выставка изданий из собрания Н. П. Смирнова-Сокольского (к 50-летию со дня смерти)

«Человек, влюбленный в книгу»: выставка изданий из собрания Н. П. Смирнова-Сокольского (к 50-летию со дня смерти)

Место проведения: Москва, РГБ, Музей книги
Время проведения: 14—30 января 2012 года

 

Николай Смирнов-Сокольский. Фото: РИА Новости

В РГБ открылась выставка изданий из собрания Н. П. Смирнова-Сокольского — артиста, одного из основателей Московского театра эстрады, историка книги, библиографа. После ухода из жизни Николая Павловича его библиотека, насчитывающая более 19 тысяч томов, поступила в ГБЛ. Ныне она хранится единым массивом в НИО редких книг (Музее книги). В экспозиции представлены особо редкие, часто единственные экземпляры.

 
 
 

На выставке, организованной по инициативе Национального союза библиофилов, присутствовал его председатель Михаил Сеславинский. Со вступительным словом на церемонии открытия выступил директор по библиотечной работе РГБ Александр Самарин.

Отечественная культура многим обязана Смирнову-Сокольскому. Его называли заслуженным книжником республики и, еще точнее, рыцарем книги. В течение многих лет этот незаурядный человек собирал первые и прижизненные издания русских классиков XVIII—ХХ веков, редкие периодические издания; книги, запрещенные царской цензурой; альбомы, книговедческие и библиографические работы. Впрочем, собирательство в его жизни началось с афиш, программок, рецензий. Это потом уже появились литературные альманахи, журналы, сборники и т. д.

О своих поисках и находках библиофил поведал в «Рассказах о книгах», вышедших в 1959 году с посвящением жене автора Софье Близниковской. Данный труд, во многом базирующийся на малоизвестных рукописных и печатных материалах, открывается глубоко прочувствованными строками: «Книги — это многие, многие часы потраченного на их поиск времени, разные города, разные люди. Это пятые и шестые этажи старых ленинградских домов, это тихие переулки Арбата и тупички Замоскворечья. Это глаза людей, расстающихся с книгой. Глаза порой равнодушные, а иногда и печальные». И вдогонку: «Речь идет о книгах старых, вернее старинных. Такие книги надо искать... Надо увлечься своеобразной романтикой книжного следопыта».

Нельзя не поражаться «двуединой» природе этой творческой личности. С одной стороны, полная включенность в контакт с огромными аудиториями, причем не только в театре. «Злобист» (сам себя так характеризовал, потому что сочинял на «злобы дня») выступал на военных кораблях и фабриках, в рабочих клубах, казармах, госпиталях. С другой стороны, бесконечно камерное существование книгочея и отгороженность от всего внешнего. Обобщенный зримый образ такового присутствует на обложке экспонируемой книги «Кто что собирает. Из записной книжки А. П. Бахрушина» (1916): в кабинетной тиши, в окружении изящных вещей, коллекционер-эстет рассматривает очередной книжный раритет.

Исключительный интерес Смирнова-Сокольского к русской классике отражен в представленных на выставке экземплярах парижского издания 1825 года «Басен» И. А. Крылова, первых и прижизненных изданий пушкинских «Графа Нулина» и «Братьев-разбойников» (1827), в экземпляре номер 1 нумерованного библиофильского издания гоголевского «Невского проспекта» с рисунками Д. Н. Кардовского 1905 года.

Собиратель особенно ценил издания, тираж которых был уничтожен по цензурным соображениям. В этом ряду почетное место занимает многострадальное «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева. На выставке можно познакомиться с санкт-петербургским изданием 1903 года. Книгоиздатель А. П. Картавов рискнул переиздать опальное сочинение тиражом 2900 экземпляров. Однако министр внутренних дел В. К. Плеве этот факт вниманием не обошел. По его распоряжению 2860 экземпляров уничтожили, а оставшиеся 40 растворились в недрах Управления по делам печати. Много лет спустя какой-то из них и попался на глаза Николаю Павловичу в книжном магазине. Продавцы, по его словам, не имели ни малейшего представления о значимости книги.

К образцам редких и иллюстрированных изданий относится экземпляр «Новейшего снотолкователя, составленного по руководству иностранных и в сногадательной науке искусных мужей...» (1829). Коллекционер с гордостью перечисляет его достоинства: «Безупречное состояние... Прелюбопытная книжка, очаровательно наивная по содержанию. 24 гравированные картинки, раскрашенные от руки. В парчевом переплете. Алфавит слов доведен до последней буквы».

Посетители также получают возможность увидеть сохранившиеся в малом количестве справочные и периодические издания XVIIIXIX веков — «Почтовую книжку для Санктпетербурга. 1822», «Магазин аглинских, французских и немецких новых мод» (1791), «Описание и рисунки сорока фасонов повязывать галстух» (1829).

 
 

Последний экспонат представляет собой книгу в полукожаном переплете с гравированными иллюстрациями (вклейка двух листов в форме гармошки). Она имеет ценность прежде всего для историков моды: демонстрируется множество способов завязывания галстуков — бальный, математический, провинциальный, чемоданом, по-охотничьи и т. п. К слову, сценической формой самого Николая Павловича смолоду служили просторная черная блуза-толстовка и белый бант, который называли «козьма-прутковским». Впоследствии это одеяние заменил классический бархатный пиджак.

Свою деятельность на эстраде 17-летний артист начал в 1915 году, и уже через несколько лет стали выходить в свет небольшие книжечки с текстами его выступлений. Такие, как размещенные в одной из витрин «Нечто сантиментальное» — издание, включившее произведения «не из репертуара», и один из первых репертуарных сборников Смирнова-Сокольского «Проходящие мимо» в переплете из яркого ситца. С годами все эти куплеты, песенки, репризы переплавились в созданный им жанр фельетона на эстраде.

В доме Смирнова-Сокольского бывали Зощенко, Кольцов, Олеша, Катаев. Авторы книг адресовали ему теплые дарственные надписи. На выставке, в частности, можно, прочитать автограф писателя-сатирика Виктора Ардова, украшающий титул его «Букета»: «Примите, Николай Павлович, сей скромный дар в Ваше роскошное книгохранилище. Тем более что Грибоедов и Пушкин Вам ничего сами не дарили, а я — от всего сердца». Книгохранилище постоянно разрасталось, и владельцу приходилось заказывать новые вместительные шкафы из красного дерева.

Н. П. Смирнов-Сокольский умер в 1962 году. Четверть века он трудился над рукописью «Моей библиотеки». Но, к великому сожалению, выхода своего двухтомного библиографического труда не дождался. Издание было выпущено в свет в 1969 году.

Часть коллекции Смирнова-Сокольского находится и в постоянной экспозиции Музея книги. Около тысячи экземпляров (периодические издания, собрания сочинений и др.) — в разделе «Кабинет библиофила»; небольшой по размеру детский альманах «Золотые цветки» 1844 года — в разделе «Из истории техники иллюстрирования». Интересный сюжет в разделе «Судьбы книг» составляет история запрещенного цензурой и почти полностью уничтоженного издания 1908 года «Стихотворения неизданные в России» А. С. Пушкина.

 

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.