Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  События /  Конференции, совещания, круглые столы, семинары /  2012 год  /  «EVA-2012 Москва»: библиотеки формируют новую реальность

«EVA-2012 Москва»: библиотеки формируют новую реальность

Время проведения: 26—28 ноября 2012
Место проведения: Москва, ул. Воздвиженка, 3/5, РГБ

 

«EVA-2012 Москва» стала довольно успешной попыткой суммировать опыт, накопленный за прошедший со дня последней конференции год. Впечатляли география и состав участников: свыше 500 гостей, более 100 докладов из России, Болгарии, Бельгии, Италии, Испании, Украины и Финляндии. Коротко обозначим самые интересные тезисы, касающиеся проблем развития современных библиотек.

В авангарде формирования этики

Председатель межправительственного совета программы ЮНЕСКО «Информация для всех» Евгений Кузьмин предложил поразмышлять о парадоксах развития информационного общества, которое до сих пор нет имеет четкого определения, несмотря на то, что повсюду говорится о его формировании. «Информация впервые в истории легко пересекает государственные границы и перестала быть прерогативной ограниченного круга авторов, теперь в процессе ее производства может участвовать каждый, — отметил Евгений Кузьмин. — Контента становится все больше, только создают его не наиболее компетентные, образованные и ответственные люди, как это было раньше, а сегодня к ее производству допущены все, в том числе безответственные и злонамеренные люди». При этом, по мнению Евгения Кузьмина, доступ к качественным образовательным и научным материалам сегодня затруднен, поскольку нормы права в области интеллектуальной собственности, разработанные в эпоху аналоговой информации, были распространены на электронную информационную среду без учета ее особенностей. Возникшая 15—20 лет назад надежда, что новые информационные технологии помогут преодолеть разрыв в уровне и доступности знаний между разными социальными группами не оправдалась. 95 % мировых знаний представлены на 3 % языков. По пессимистическим прогнозам, к концу XXI века отомрет 90 % из 7 тысяч существующих сегодня языков вместе с уникальными знаниями на них. «В мире остается все меньше энциклопедически образованных людей, — считает Евгений Кузьмин. — Политика построения информационного общества во многих странах страдает односторонностью — основной акцент делается на увеличении рентабельности, развитии технологий и инфраструктуры, в то время как содержанию и социальным аспектам внимания не уделяется». Все эти обстоятельства, по мнению Евгения Кузьмина, позволяют дать вторую жизнь традиционным функциям библиотек как просветительским центрам чтения и экспертно отобранной, социально значимой информации. У библиотек появился исторический шанс встать в авангарде формирования грамотности и этики, заняться сохранением и развитием культурного многообразия.

Миф об упадке интереса к чтению

Заведующая сектором НИО библиотековедения РГБ Татьяна Майстрович попыталась развеять миф о том, что в обществе упал интерес к чтению. «Падение посещаемости классических библиотек породило легенду об утрате интереса к чтению среди молодежи, — заявила Татьяна Майстрович. — Молодежь читает, но читает в интернете». Статистика ГИВЦ РФ по фондам муниципальных библиотек свидетельствует, что обращаемость туда с 2006 по 2011 год выросла с 1,64 до 1,69. Для электронных библиотек ежедневная многотысячная аудитория стала нормой. Рунет прирастает 17 % в год, причем 93 % новых пользователей живут за пределами Москвы и СПБ. При этом, по мнению Татьяны Майстрович, нелигитимность ресурса в интернете никого не волнует, кроме библиотекарей, — разницу в тексте между легальной и нелегальной копией не каждый может заметить и не каждому она важна. Библиотека всегда выполняла два базовых функции: поддерживающую (библиотека не занимается образованием, она его только поддерживает) и компенсаторную (библиотека компенсировала невозможность приобрести все книги и пользоваться ими дома в комфортных условиях). Сегодняшние темпы развития интернета отменяют вторую функцию. «Вместо запретов на нелегальный контент, в эффективность которых я не верю, необходимо предоставить пользователям лучший ресурс с лучшими условиями, — отметила Татьяна Майстрович. — Мы для этого ничего не делаем. Если мы не перейдем на новые ресурсы и новые носители информации, придется смириться с тем, что наша роль в обществе будет уменьшаться».

Готовы ли библиотекари?

Дискуссия «Библиотечные ценности в цифровой среде» была заострена вокруг стратегий работы библиотек в новых условиях. Профессор Московского государственного университета культуры и искусств Вадим Степанов выразил уверенность, что причина кризиса библиотек не в их техническом отставании, а в изменении информационной инфраструктуры. «Всю историю развития человечества библиотеки занимались только тем, что собирали и сохраняли книги, а сегодня сформировалась параллельная инфраструктура в виде новых средств коммуникации во главе с интернетом, и библиотека утратила уникальность, у нее теперь масса конкурентов». Начальник управления системой фондов Евгения Гусева призвала аудиторию не считать, что нынешняя смена носителей информации касается только библиотек — монополию утратила, например, и почта, и другие средства переноса информации. Не стоит также искать особую разницу между «цифровой» и «аналоговой» стратегиями развития библиотек — их основная задача остается прежней: вовремя предоставлять читателям необходимые сведения. «Основная миссия библиотек сейчас, на мой взгляд: предоставление пользователям одновременно легитимного и бесплатного контента, квалифицированная консультативная поддержка при работе с информационными ресурсами, экспертная оценка качества информации, обучение пользователей навигации», — подчеркнула Евгения Гусева. При этом придется отметить неподготовленность библиотечных кадров. По данным ГИВЦ, всего в российских библиотеках, относящихся к Минкультуры, работает около 172 тысяч человек, из них с высшим образованием — 46 %, т. е. меньше половины. Таким образом, об экспертной оценке информации пока рано говорить. «У нас очень жесткая конкурентная среда: пока мы обсуждаем проблемы комплектования библиотек, Google цифрует», — напомнила Евгения Гусева. Тему неготовности библиотекарей работать в новых условиях продолжил заведующий сектором НИЦББК РГБ Эдуард Сукиасян: «90 % людей, которые читали электронные книги, говорили мне, что если бы они нашли эту книгу на бумаге, то они читали бы ее. Наша проблема в том, что мы обслуживаем тех, кто приходит к нам, а не то большинство, которое ходит вокруг библиотеки. А главная функция библиотек — обслуживание населения. И работаем мы таким интересным образом, что когда люди хотят прийти к нам, оказывается, что библиотека закрыта. Нам надо думать не о тех несчастьях, которые якобы приносят нам электронные книги, а о том, что это несчастье мы сделали с собой сами: мы работаем для себя, а не для народа. И в моем детстве, и в средние годы библиотеки работали для людей, а теперь они работают для себя».

В тенетах соцсетей

На круглом столе «Музеи и библиотеки в социальных сетях» главный специалист управления социальных проектов РГБ Екатерина Шибаева рассказала о статистике, описывающей степень вовлеченности библиотекарей в общение в социальных сетях, которую она собрала в Facebook. «Главное преимущество этого общения в том, что оно не является обязательным, не входит в профессиональные обязанности и совершается по доброй воле, — отметила Екатерина. — Многие, однако, боятся встретиться с осуждением, непониманием, тяжелыми дискуссиями. Юрий Лотман говорил: "Полезным свойством коммуникации является не легкость общения, а трудность восприятия, поскольку она связывается с наличием чужой позиции, которая обогащает самого автора"». Отсутствие опыта работы в социальных сетях, неумение общаться на языке сети, непонимание со стороны руководства и коллег, отсутствие интереса внешних пользователей к музеям, библиотекам и их аккаунтам — основные проблемы библиотекарей и музейных работников, модерирующих соцсети. По словам Татьяны Николаевой, заведующей сектором мультимедиа и интернет-проектов Государственной Третьяковской галереи, основные проблемы музейных аккаунтов в соцсетях — это необходимость сверхурочной и часто круглосуточной работы, кадровая нехватка. У Третьяковки обширный и очень богатый опыт работы в соцсетях, насчитывающий более десяти лет, здесь накопили много интересных решений: например, к работе в соцсетях Третьяковка привлекает помощь волонтеров — фотографов, операторов, монтажеров. По наблюдению начальника отдела редакции сайтов РГБ Светланы Хвостовой, библиотеки имеют меньше «поклонников» в соцсетях, чем музеи (1 100 000 поклонников страницы музея MoMa против 82 000 у Библиотеки конгресса США). Многие российские библиотеки пока не до конца понимают целей своего присутствия в соцсетях — именно этим, видимо, объясняется отсутствие «иконок» соцсетей на библиотечных сайтах. Однако эти цели похожи с целями любой другой компании, желающей обозначить свое присутствие в социальной сети: создание положительного имиджа, исследование потребностей потребителя и продвижение услуг. Например, успешно продвигает в социальной сети положительный имидж РГБ для молодежи, многочисленные мероприятия которой вписываются в современное понятие модного интеллектуального досуга. Более нетрадиционный подход предлагает небольшая библиотека имени А. П. Чехова, которая публикует огромное количество постов не только о литературе и чтении, но и о театре, музыке, искусстве. Такая стратегия позволила аккаунту библиотеки им. А. П. Чехова стать самым популярным российским библиотечным аккаунтом на Facebook (свыше 6000 поклонников). Другая площадка присутствия библиотек — блоги, например, очень хорош блог Библиотеки конгресса, который ведут несколько библиотекарей. Месяц назад РГБ также стала заводить профессиональные блоги, первым из которых стал «Учет библиотечного фонда». Для РГБ мониторинг потребностей и представлений пользователей о библиотеке стал способом развеять мифы, сложившиеся вокруг РГБ: в частности, многие читатели считают, что в «Ленинку» пускают только людей с высшим образованием и профессуру. И, конечно, социальные сети — отличный способ наладить обратную связь, получить отзывы и жалобы о работе библиотечных подразделений. «Для того чтобы продвигать услуги библиотек, одних социальных сетей мало — нужен единый маркетинговый план, единая система услуг, постоянный мониторинг потребностей читателей и корректировка этого плана в связи с ними, нужна четкая разработка процедуры оказания услуг и кроссфункциональное взаимодействие подразделений библиотеки», — резюмировала Светлана Хвостова. Таким образом, очевидно, что сегодня социальные сети — одна из новых и очень важных форм функционирования библиотек в современном обществе.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.