Арсений (Минин), Путеводитель в Святой град Иерусалим ко гробу Господню и прочим святым местам Востока и на Синай... 1904. Псевд.: Паломник святогорец И.А., M 109/193
Полное название книги: «Путеводитель в Святой град Иерусалим ко гробу Господню и прочим святым местам Востока и на Синай. С воспоминанием страстей Христовых и прочих знаменательных событий, совершившихся на святых местах». Издание представляет собой описание паломничества отца Арсения к основным христианским святыням Востока, связанным с событиями Ветхого и Нового Завета. Среди них: Иерусалим, Назарет, Вифлеем, Константинополь (современный Стамбул), Александрия, Синай, река Иордан, Мамврийский дуб. Путевые заметки сопровождаются размышлениями и личными наблюдениями автора, многочисленными примерами и цитатами из Священного Писания, сочинений знаменитых церковных иерархов и отцов Церкви, замечаниями других паломников. В книге также приведены изображения пейзажей, икон, храмов, монастырей, а также подробная карта Палестины.
Отец Арсений, в миру Александр Иванович Минин (1823—1879), — иеромонах Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря, один из основателей Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря в Абхазии. Паломничество по Палестине он совершил в 1870 году, отразив свои переживания и впечатления в «Путеводителе», который к 1904 году выдержал 8 переизданий и не теряет своей значимости и по сей день. Среди основных работ отца Арсения особенное значение имеют следующие издания: «Маргарит» (3-е изд., М., 1882); «О загробной жизни» (8-е изд., М., 1887); «Письма в Бозе почившего афонского старца иеромонаха А. к разным лицам, с добавлением мыслей и заметок о разных предметах веры и нравственности» (М., 1883, 1890 и 1897); «Абхазия и в ней Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь» (М., 1899).
В предисловии к «Путеводителю в Святой град Иерусалим...» автор напутствует читателей: «Если кто по обстоятельствам своим не имеет возможности предпринять путешествие на Восток, то, благоговейно прочитав описание это, получит некоторую замену личного путешествия и долю участия в том блаженстве, которое Господь обещал не видевшим, но веровавшим».
Читать книгу