Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790

Огни

Первая публикация — журнал «Северный вестник». 1888. № 6.

  • Петерсен В. К. Критические наброски / Н. Ладожский // Полн. собр. соч. и писем: в 30 т. / А. П. Чехов. М., 1977. Т. 7. С. 648. 1-я публ.: Русская газета. 1888. 15 июля.
    Претензий в произведении много, но исполнение никуда не годится, и вообще автор не понимает, о чём взялся писать.
  • Буренин В. П. Критические заметки // Господа критики и господин Чехов: антология / сост. С. ле Флемминг. СПб. ; М., 2006. C. 96—98. 1-я публ.: Новое время. 1888. 26 авг.
    Автору не даются «большие вещи», наиболее значимы три первых странички разговора в ночи о пессимизме, а приделанный «хвост» «довольно растянуто и фальшиво обработан в банальном тенденциозно-беллетристическом жанре». Но уже тем, что автор взялся за серьезную идею, его произведение — счастливое исключение среди современной беллетристики.
  • Дерман А. Б. Борьба с дисгармонией художественным творчеством // Творческий портрет Чехова / А. Б. Дерман. М., 1929. С. 174—178.
    Усматривает автобиографичность в этом рассказе и считает, что «Огни» — «одно из самых интимных» произведений писателя. Здесь Чехов «широко и глубоко лично поставил проблему сердечной холодности».
  • Бердников Г. П. Проблема пессимизма. Чехов и Гаршин // А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. Бердников. 3-е изд., доработ. М., 1984. С. 124—127. 1-я публ.: А. П. Чехов. Идейные и творческие искания / Г. П. Бердников. М. ; Л., 1961.
    Противоречивость позиции Чехова в отношении к пессимизму объясняется реальной социально-политической остротой проблемы. Народничество и интеллигенция пессимизмом демонстрировали неприятие существующего строя, «реакционеры» ополчились против него. Нравственно Чехов был с первыми, хотя его «просветительским взглядам был чужд пессимизм во всех его проявлениях». Вмешательство в идеологические споры современников обернулось творческой неудачей автора.
  • Линков В. Я. «Ничего не разберешь на этом свете» // Скептицизм и вера Чехова / В. Я. Линков. М., 1995. С. 16—23.
    «В повести выстроена глубоко продуманная художественная система, призванная выразить сложность действительности, заставить читателя почувствовать непознанное окружающее, которое требует его личного самостоятельного решения». Личный опыт не может заменить никакое теоретическое знание.
  • Долженков П. Н. Анализ повести «Огни» и выделение характерных черт чеховской художественной гносеологии // Чехов и позитивизм / Петр Долженков. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. С. 10—18.
    Повесть — проявление агностической позиции Чехова. В доказательство этого литературовед подробно анализирует произведение и его главных персонажей. Перечисляя упоминаемые в тексте исторические имена и эпохи, Долженков утверждает, что «в повести пунктирно обозначена история человечества», а «рождающаяся из хаоса» железная дорога начинает приобретать символический смысл исторического пути человечества. Человечество прокладывает путь к неведомой цели во тьме, посреди неведомого мира.
Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.