На высоком холме над р. Сереной стоит основанный прп. старцем Амвросием Оптинским в 1884 г. женский Казанский Свято-Амвросиевский Шамординский монастырь.
С холма, где расположилась обитель открывается вид на прекрасный, щемяще-русский пейзаж... В наши дни возникла легенда современных богомольцев, что именно эти поля, поднимающиеся к горизонту, преображенные в видении преподобного старца Амвросия, запечатлены на иконе Матери Божией «Спорительница хлебов», всегда особо почитавшейся в Шамордино. В отличие от Оптиной пустыни Шамординская обитель молода: основанная в 1884 г. как женская община, она получила статус монастыря лишь в 1902 г., в 1923 г. была закрыта, в 1990 г. — возрождена. Лишь одна из насельниц старого Шамордина дожила до возрождения обители, это схимонахиня Серафима (Бобкова) родившаяся в год основания Шамординской женской общины (1884), и почившая в год возрождения обители (1990) насельницей обители на 106-м году жизни.
Главный храм монастыря посвящен Казанской иконе Божией Матери. Он входит в десятку самых больших соборов России. Построен храм, как почти всё в Шамордине, на деньги замечательного русского купца Сергея Васильевича Перлова.
Собор строился в 1891—1902 гг. Первый проект составил Р. Клейн, осуществил постройку храма С. В. Шервуд, сын академика архитектуры В. О. Шервуда, создателя Исторического музея в Москве. Храм — яркий образец русского национального стиля. Он имеет 5 приделов и несет 15 глав. Снаружи собор стилизует русское зодчество XVII в. с его любовью к «дивному узорочью». А внутри являет нам классическую раннехристианскую трехнефную базилику. Раньше в храме был наборный каменный паркет и часовня-иконостас, по образцу храма Христа Спасителя. Окна украшали витражи. В наши дни, при несравнимо более скудных средствах, в возрожденном соборе дощатый пол, обычные окна и традиционный русский иконостас, в виде сплошной стены, закрывающей алтарь.
Арочный переход соединяет собор со зданием трапезной. Трапезная построена в 1888 г. по проекту Р. И. Клейна. Она стала вторым каменным зданием в Шамордино.
Водонапорную башню увенчивает Вифлеемская звезда, которая вела волхвов на поклонение к Иисусу Христу и которая нередко изображается в иконописи на мафории Богородицы.
Все дореволюционные постройки Шамордина возведены иждивением известного чаеторговца С. В. Перлова. Его домик напоминает русский терем, это первое здание построенное им в обители. Здесь Сергей Васильевич в последние годы жизни проводил больше времени, чем в Москве, руководя строительством монастыря. Не случайно он похоронен за алтарем Казанского собора рядом с игуменьями.
Устроителем и старцем Казанской Шамординской женской общины был прп. Амвросий. Здесь он закончил свои земные труды в 1891 г. На месте Свято-Амвросиевского храма, под увенчанной шатром башней, до революции бережно хранилась деревянная келья старца. В советское время его хибарку разобрали на строительный материал, а в здании устроили гараж. В Казанском соборе стояла техника машинно-тракторной станции (МТС): трактора, комбайны...
Святейший Патриарх Алексий II в 1996 г. освятил на месте кельи старца храм во имя преподобного Амвросия Оптинского.
Богадельня с храмом во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» построена в начале XX в. калужским губернским архитектором Б. Савицким. В настоящее время богадельня возрождена. В храме «Утоли моя печали» обычно совершаются постриги. Здесь читается неусыпная (т. е. непрекращающаяся круглые сутки) Псалтирь.
Больничный корпус и здание механических мастерских напоминают нам о процветании монастыря в дореволюционные годы. Тогда это был один из самых больших в России монастырей. Количество насельниц в нем доходило до 800, было свое издательство и типография, налаженное хозяйство, более 70 послушаний.
Как и прежде, Казанский Свято-Амвросиевский Шамординский монастырь находится под духовным руководством монахов Оптиной пустыни.