Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  Издания /  Библиографические издания /  / /  Православные монастыри в истории, культуре и современной жизни России  /  4.10. Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь

4.10. Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь

Соловецкий архипелаг, состоящий из шести сравнительно крупных и нескольких десятков небольших островов, расположен при входе в Онежский залив Белого моря. Он находится в Приполярье, в 165 км от Полярного круга. Срединное положение в архипелаге занимает Большой Соловецкий остров (246 кв. км). К востоку от него находится остров Анзер (47 кв. км), к югу острова — Большая и Малая Муксалма (17 × 0,57 кв. км), к западу — Большой и Малый Заяцкие острова (1,25 × 1,02 кв. км). В древности на Соловецких островах жили угро-финские племена. К XV в. они не были заселены и лишь в летнее время давали приют рыбакам.

Первыми монашествующими насельниками Соловков в 1429 г. стали пустынножители прпп. Саватий и Герман. Прп. Савватий ранее монашествовал в Кирилло-Белозерском и Валаамском монастырях. Его соратник, прп. Герман, вел пустынническую жизнь в устье р. Выги, в местечке Сороки. Вместе они решились продолжать свой подвиг на Соловках и высадились в Сосновой губе Б. Соловецкого острова. В 13 км севернее современного монастыря, на месте современного Савватиевского скита они срубили себе келии.

Через шесть лет отшельнической жизни прп. Герман отправился на материк за припасами. Вскоре, предвидя близкую кончину, покинул Б. Соловецкий остров и прп. Савватий. 27 сентября 1435 г. он почил в часовне на реке Выге, исповедовшись проезжавшему здесь игумену Нафанаила. В 1436 г. прп. Герман вернулся на Соловки с новым спутником — пострижеником Палеостровского монастыря прп. Зосимой. Монахи высадились на Б. Соловецкий остров в бухте Благополучия, где ныне стоит монастырь. Поэтому этот год считается временем основания Соловецкой обители. Вскоре вокруг двух подвижников собралась братия. Прп. Зосима сначала отказывался от принятия сана игумена. Первыми настоятелями Соловецкого монастыря были Павел, Феодосий и Иона. Однако все они, не выдержав суровости и скудости Соловков, вскоре покинули остров. Только тогда прп. Зосима согласился возглавил братию.

Началось строительство деревянных храмов, был принят общежительный монашеский устав. По завещанию прп. Зосимы на Соловецком острове запрещалось постоянное пребывание женщин и плодящихся животных (коров, коз, овец). Прп. Зосима почил 17 (30) апреля 1478 г. Прп. Герман отошел ко Господу год спустя, 30 июля (12 августа) 1479 г.

Уже при прп. Зосиме и Германе начало складываться впоследствии знаменитое хозяйство Соловецкого монастыря. В ризнице обители хранилась грамота XV в. с печатями архиепископа Ионы и пяти новгородских концов о праве владения монастырем Соловецкими островами «в веки». Впоследствии право это было подтверждено великокняжеской Москвой.

Своего расцвета обитель достигла в середине XVI в., когда Соловецким игуменом был Филипп (в миру Ф. С. Колычев, впоследствии митрополит Московский и всея Руси). Молитвенник и превосходный настоятель, он был в то же время талантливым инженером, строителем, гидрологом, натуралистом. Именно при нем в Соловках начинается обширное каменное строительство, создаются два кирпичных завода, прокладываются сохранившиеся до сего дня дороги, 52 озера соединяются каналами для обеспечения центральной усадьбы обители проточной водой, строится мельница, водопровод, акклиматизируется невиданный прежде на островах архипелага лапландский олень, на Большом Заяцком острове возводится самая старая из сохранившихся в России каменная гавань. Этот список можно долго продолжать, но не менее важно, что среди хозяйственных трудов святитель не забывал о молитве. Помимо уставных богослужений и келейного правила он стал углубляться в лесную чащу для уединенной молитвы. (Впоследствии это место стало известно как Филиппова, а иначе Иисусова пустынь).

Царь Иван Грозный заметил подвижнические труды игумена Филиппа и летом 1566 г. он был посвящен в сан митрополита. Это было страшное время опричнины, святитель Филипп обличил творимые царем казни и беззакония, за что был оклеветан, в 1568 г. лишен сана и сослан в Тверской Отроч-Успенский монастырь. Во время похода опричников на Новгород (1569) святитель был задушен Малютой Скуратовым по приказу Ивана Грозного. Мощи святого были взяты из Твери в Соловецкий монастырь, а в 1652 г. по инициативе митрополита Новгородский и Великолукский Никон, перенесены в Успенский собор Московского Кремля.

Сам митрополит Никон вскоре после перенесения мощей свят. Филиппа в Москву стал патриархом (1652—1666, фактически — до 1658) в Москву стал патриархом. Путь к монашеству Патриарха Никона также начинался на Соловках, где он принял постриг в 1636 г. и подвизался до 1639 г. в Троицком скиту, основанным славившимся своим благочестием прп. Елеазаром Анзерским. Именно прп. Елеазар предсказал рождение у царя Михаила Федоровича наследника престола. Появившийся на свет по его молитвам царь Алексей Михайлович считал Соловецкого подвижника своим «богодарованным отцом». Это обстоятельство, возможно, объясняет удивительную карьеру ученика Елеазара Никона, который за короткий срок (1646—1652) прошел путь от игумена провинциального монастыря до патриарха всея Руси.

Св. Елеазар Анзерский был последним великим подвижником Соловков XVII в. Вскоре после его кончины большая часть Соловецкой братии отказалась принять исправленные при патриархе Никоне богослужебные книги. Восемь с лишним лет (1658—1666) длилось знаменитое «Соловецкое сидение», когда обитель выдерживала сначала блокаду, а с лета 1674 г. планомерную осаду правительственных войск. Все попытки государевых воевод взять крепость штурмом завершались провалом. Только предательство перебежчика помогло осаждающим в ночь на 22 января 1676 г. через «пролаз» в сушиле проникнуть в монастырь. Почти все мятежные монахи были перебиты с изощренной и ненужной жестокостью.

Первая четверть XVIII  в. ознаменовалась подвигами на о. Анзер — прп. Иова (в великой схиме Иисуса). Он стал основателем Распятского скита на самой высокой горе острова — Голгофе. В 1764 г. по реформе императрицы Екатерины II монастырь лишился всех своих промысловых факторий на материке (солеварниц, рыбных тоней и пр.). Хозяйство обители замкнулось на архипелаге. И тут в полной мере проявился труд и талант соловецких иноков. Многие монастыри в центральной России не смогли пережить секуляризации и перестали существовать. А островная северная обитель, далекая от материка и находящаяся в Приполярье сумела приспособиться к новым условиям и достигла расцвета. Именно в конце XVIII — начале XX вв. мы застаем те Соловки, которыми восхищались путешественники, паломники и мемуаристы того времени. Достаточно сказать, что на Соловках в этот период строится сухой док (1799—1801; перестроен в 1843—1846 гг.), между островами Б. Соловецкий и Б. Муксалма через морской пролив возводится насыпная валунная дамба (1865—1871) длиной в 1220 м, разбивается уникальный приполярный ботанический сад, создается одна из первых в России монастырских электростанций (1909—1912). У монастыря были свои пароходы, доставлявшие на острова в год до 15 тысяч паломников. На Большом Соловецком острове сооружена судоходная система каналов, соединившая девять озер; продолжалось обширное каменное строительство келейных корпусов в самом монастыре, часовен вокруг него, храмов и жилых построек в скитах архипелага. В августе 1918 г. был назначен последний настоятель обители — архимандрит Вениамин, в прошлом духовник Соловецкого монастыря. Его настоятельство оказалось недолгим и наполненным драматическими событиями. Летом 1918 г. на Соловках высадились войска Антанты: англичане, сербы и финны. На конфискованных у монастыря пароходах они перебросили свои отряды в Онегу и Кандалакшу,  создали на острове Малая Муксалма ссыльно-каторжную тюрьму для пленных подпольщиков и партизан. Все это после победы на севере советской власти стало поводом для обвинения соловецких иноков в «контрреволюции». В феврале 1920 г. Архангельск был оставлен Белой армией и английскими войсками, а в апреле 1920 г. в обитель прибыла Особая Комиссия Архгубисполкома и Губревкома РКП(б) во главе с М. С. Кедровым. Осенью 1920 г. монастырь был упразднен. Большая часть братии к тому времени, после реквизиций и «бесед» с членами комиссии Кедрова, покинула остров. Оставалось лишь около 40 человек иноков. Им разрешили служить в Онуфриевской кладбищенской церкви. На базе монастырского хозяйства был создан рыболовецкий совхоз «Соловецкий». В 1923 г. открывается самая страшная страница в истории Соловков. На островах был создан Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный в 1933 г. в VIII отделение Беломорско-Балтийского комбината НКВД и в середине 1937 г. — в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН).

Количество заключенных из числа духовенства составляло от 200 до 400 человек, среди них было 20 архиепископов, 47 епископов, 3 архимандрита. Большинство из них приняли мученический венец.

Среди Соловецких узников можно назвать, например, сщмч. Петра Зверева, архиеп. Воронежского, митрополита Мануила (Лемешевского), свят. Илариона, архиепископа Верейского, богослова и ученого энциклопедиста священника Павла Флоренского. Из светских лиц упомянем акад. Д. С. Лихачева, писателей-мемуаристов О. В. Волкова, Б. Н. Ширяева, публициста и историка М. М. Розанова. В 1939 г., вероятно в связи с готовящейся войной с Финляндией, лагерь, расположенный близко к театру военных действий, был упразднен. На Соловки из Кронштадта был переведен учебный отряд, готовивший специалистов для флота. В 1942—1945 гг. на Большом Соловецком острове существовала Школа юнг (в числе Соловецких юнг были писатель В. С. Пикуль и известный оперный певец Б. Т. Штоколов).

Учебный отряд флота в монастыре пребывал до 1956 г. Монастырские здания использовались под казармы, классы и оружейные арсеналы. В 1962 г. в стены монастыря перевели предприятие «Йодпром», занимавшееся добычей йода из водорослей.

С 1967 г. обитель была превращена в музей, существовавший сначала как филиал Архангельского краеведческого музея, а с 1974 г. получивший самостоятельный статус. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник существует на Соловках по сей день. 25 октября 1990 г. Священный синод постановил открыть на Соловках Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь. В 1992 г. наместником обители был назначен архимандрит Иосиф (Братищев).

Архитектура монастыря уникальна. (Здесь и далее  при описании построек обители мы пользуемся рукописью превосходного знатока Соловков С. Г. Рубцова «История и архитектура Соловецкого монастыря» (Соловки, 1988). В монастыре сейчас восемь храмов (считая вновь устроенную домовую церковь во имя Собора соловецких чудотворцев в северном дворе, без учета скитов).

Соборный храм во имя Преображения Господня. Построен в 1558—1566 г. Он был возведен во времена игуменства свщмч. Филиппа (незадолго до освящения храма последовал его отъезд на митрополию в Москву). Архитекторы неизвестны, но есть предположение, что это были новгородцы Игнатий Салка и Столыпа, незадолго до Преображенского собора построившие Успенскую трапезную церковь. Преображенский собор представляет собой двухстолпный храм, увенчанный пятью главами, центральная из которых относится собственно к собору, а угловые венчают расположенные над сводами в башнях приделы. Своды имеют позакомарное покрытие. Тяжесть сводов и башенных приделов принимают на себя мощные стены (толщиной в основании до пяти метров) и два массивных квадратных столпа. Кроме наружных стен и столпов храм поддерживает сплошная кирпичная алтарная стена, прорезанная двумя арками, на которой раньше крепился иконостас. Укрепляет конструкцию и небольшой уклон наружных стен вовнутрь. Поскольку собор расположен на покатой поверхности между Святым озером и бухтой Благополучия, то образуется перепад высот, и, для того чтобы здание удержалось, центральный барабан храма сдвинут на восток, из-за чего центр тяжести приходится на мощную алтарную стену. Внутри собор имеет три яруса. В подклетях нижнего яруса хранились хозяйственные припасы, на втором ярусе находится главный престол во имя Преображения Господня, с южным приделом Михаила Архангела, третий ярус составляют четыре башенных придела: преп. Иоанна Лествичника (северо-западная башня), великомученика Феодора Стратилата (юго-западная башня), Двенадцати Апостолов (юго-восточная башня) и Семидесяти Апостолов (северо-восточная башня). В соборе сначала был пятиярусный тябловый иконостас, замененный в 1647 г. барочным резным (от последнего остались ныне только металлические крючья, иконы частью вывезены в московские музеи, частью погибли). В 1830 г. иконостасы были установлены также около двух столпов. В 1861—1863 гг. стены, ранее не имевшие росписи, были украшены масляной живописью, изображающей земную жизнь Иисуса Христа и другие события Священной Истории. Роспись сохранилась фрагментарно, она в плохом состоянии, так как в условиях соловецкого климата масляные краски на стенах холодного, никогда не отапливаемого храма недолговечны. Полы сначала были выстланы поливной керамической многоцветной плиткой, затем с конца XVIII в. — квадратными разноцветными известняковыми плитами в шахматном порядке. С разноцветием мазаичных полов гармонировали цветные витражи. В южной части паперти Преображенского собора с 1602 г. до второй половины XVIII в. размещалась монастырская библиотека — «книгохранительная палата».

Во времена СЛОНа в соборе с мая по октябрь, в период навигации, находилась 13-я пересыльная рота, куда этапировались заключенные с Большой земли, и оттуда затем распределялись по командировкам лагеря. В храме были установлены нары в три яруса. В настоящее время в соборе в летний период проводятся богослужения, они обычно совершаются на престольные праздники.

Троице-Зосимо-Савватиевский собор находится на северо-востоке от храма Преображения. Он был построен на месте придела прп. Зосимы и Савватия Соловецких. Храм, спроектированный архангельским губернским архитектором Шахларевым, был выстроен в течение двух летних месяцев 1859 г. при участии всей братии. Даже старейшие иноки усердно носили кирпичи и известь. В следующем году собор был завершен, а еще через год украшен резным позлащенным иконостасом, сделанным мастерами Троице-Сергиевой лавры. В 20-е гг. храм лишился венчавшей его луковичной главы на высоком барабане и сейчас снаружи мало напоминает соборную церковь. Главный (центральный) престол был освящен во имя Святой Троицы, южный — во имя прпп. Зосимы и Савватия, Соловецких чудотворцев; северный — во имя св. благоверного князя Александра Невского (святого покровителя имп. Александра II). У южной стены в соборе стояли раки со святыми мощами прпп. Зосимы и Савватия. В 40—50-х гг. в соборе была столовая учебного отряда Северного флота. Ныне богослужения в храме не совершаются.

Внизу под Троице-Зосимо-Савватиевским храмом расположена церковь преп. Германа, Соловецкого чудотворца. Построенная также Шахларевым, она была вместилищем почивавших под спудом мощей святого.

Церковь во имя святителя Николая Мирликийского на севере от Троице-Зосимо-Савватиевского собора. Построеная в 1831—1832 гг. на фундаменте одноименного более раннего храма второй половины XVI в. церковь свт. Николая представляет собой бесстолпный храм, увенчанный каноническим пятиглавием. Историки архитектуры находят в нем сочетание барочных, классических и древнерусских черт. Как и Спасо-Преображенский собор, церковь имеет три яруса: в первом — хозяйственные подклети, во втором — помещение опустошенной в советское время монастырской ризницы, в третьем — cама церковь с примыкающим с западной стороны притвором в виде классического портика. Высота храма до креста — 38,5 м.

Севернее Никольской церкви расположена трехъярусная колокольня, построенная в 1776—1777 гг. Третий ярус перекрыт купольным сводом и увенчан глухим восьмигранным барабаном с крытыми медью главкой и шпилем. Высота до креста составляет около 50 м. В конце XIX в. на колокольне имелось 35 колоколов, самый большой из которых, Преображенский, весил 1100 пудов (17,6 тонны). Ныне сохранились лишь немногие из них. Во времена лагеря на колокольню водрузили огромную пятиконечную звезду, сваренную из стальных прутьев. Сейчас она находится в музейной экспозиции, посвященной Соловецкому лагерю. В ходе реставрационных работ конца восьмидесятых годов колокольню вновь увенчал крест.

Успенская трапезная церковь занимает северную оконечность центрального комплекса зданий монастыря. Это первое каменное здание в обители, построенное в 1552—1557 гг. новгородскими зодчими Игнатием Салкой и Столыпой по заказу свят. Филиппа. Оно встречает входящего Спасскими воротами в центральный дворик монастыря. Основной ее объем составляет обширная трапезная, перекрытая массивными цилиндрическими сводами, которые опираются на толстые (до трех метров) стены и огромный столп в центре помещения (около 4 м диаметром). Площадь трапезной палаты — 475 кв. м — немногим уступает знаменитой Грановитой палате Московского Кремля (ок. 500 кв. м). В XVI в. эта была самая обширная монастырская трапезная в России. На трапезу в ней собиралась только братия и наиболее почетные гости обители, для паломников и трудников имелась отдельная, так называемая «общая» трапезная. Кроме братских трапез в здании происходили также заседания большого «черного» собора — общего собрания всей монастырской братии, созывавшегося для решения важнейших хозяйственных и церковных вопросов, выборов настоятелей (до учреждения в XVII в. ставропигии). С северо-востока к трапезной примыкает гораздо меньшая по объему, также одностолпная, келарская палата, а с юго-востока церковь Успения Божией Матери. Из церкви две лестницы ведут наверх в сводчатое помещение, где находились два придела — в честь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и св. вмч. Димитрия Солунского. В соответствии с количеством престолов храм венчают три луковичные главки, покрытые лемехом. В лагерные времена обширное помещение трапезной использовалось в качестве театра, в котором заключенные — члены театральной студии ХЛАМ (Художники. Литераторы. Артисты. Музыканты.) ставили спектакли.

Успенская трапезная церковь, колокольня, Никольский, Троице-Зосимо-Савватиевский и Спасо-Преображенский храмы, образующие центральный комплекс зданий Соловецкого монастыря, связаны воедино галереей, построенной в 1602 г. Это известный на русском Севере принцип крестьянского двора, по которому жилые и хозяйственные помещения, а иногда и домашняя молельня объединялись воедино.

Надвратная церковь во имя Баговещения Пресвятой Богородицы находится напротив центрального комплекса монастырских зданий. В западной стене находятся обращенные к морю Святые ворота. Их венчает одноглавая надвратная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1596—1601 гг. Храм строил знаменитый в Соловках зодчий — монах Трифон Кологривов, постриженник обители, один из мастеров, возводивших стены и башни Соловецкой крепости. Первоначально церковь была крыта тремя ярусами щипца «вперебежку», над которыми возвышался барабан, увенчанный луковичной главкой с восьмиконечным крестом. В конце XVIII  в. щипцовую кровлю разобрали и покрыли храм листовым железом на четыре ската, в 30-е гг. XIX в. его расширили и устроили над западным входом хоры. Примерно в это же время древний тябловый иконостас XVIII  в. заменили каркасным. После закрытия церкви ее иконы вывезли в Архангельский музей, музеи Коломенского и Московского Кремля. Поскольку вернуть иконы пока не представляется возможным, обсуждается возможность выполнения высококачественных копий с оригиналов, хранящихся в Коломенском. Одна такая икона — храмовый образ «Благовещения» — уже написана художником-реставратором М. В. Наумовым и находится слева от Царских врат. Своды и верхние части храма украшают росписи, выполненные в 1864 г. в академическом стиле, в нижней части стены с 1901 г. закрыты деревянными панелями с написанным на них растительным орнаментом. Поскольку Благовещенский храм был единственным непострадавшим во время пожара 1923 г., в лагерный период в нем располагался музей Соловецкого общества краеведения. Все это способствовало сохранению интерьера. Возвращенный в числе первых церквей монастырю Благовещенский храм, ныне — место постоянных богослужений. Здесь почивают святые мощи преподобных основателей обители Савватия, Германа и Зосимы. В центральном дворике, напротив южной стены Спасо-Преображенского собора, находится Храм во имя святителя Филиппа, митрополита московского. Первый храм, посвященный этому святому, был возведен при больничных палатах в 1687—1690 гг., его сменила ныне существующая каменная церковь, построенная в 1798—1799 гг. Храм сильно пострадал от пожаров в 1923 г., и особенно — в 1932 г., и был разобран на 4/5 своей высоты, сохранив лишь четверик первого яруса и основание восьмерика. Когда-то вместе с крестом он достигал 40 метров, приближаясь по высоте к Спасо-Преображенскому собору и уравновешивая высотную доминанту колокольни. В старину церковь была больничной; около нее в больничном, позднее — казначейском корпусе жила престарелая и немощная братия. Над сводами церкви в 1859 г. был устроен придел во имя иконы Божией Матери «Знамение», в память об избавлении обители от англичан и чуда, явленного от соименитой приделу иконы. Внутри храм имел роспись 1823—1828 гг.

Соловецкая крепость представляла собой неправильный пятиугольник с восемью башнями, расположенный на узком перешейке между Святым озером на востоке и морем на западе. Таким образом, с двух сторон стены были защищены водой, с «напольных» сторон — севера и юга — их прикрывали специально вырытые глубокие сухие рвы (сохранился лишь северный ров). Стены по периметру имеют длину чуть более километра, их толщина колеблется от 5 до 7 метров у основания, а на уровне боевого хода составляет 3—4 м. Высота стен зависит и от ориентации и составляет 11 м с угрожаемой северной стороны и лишь 8 м со стороны Святого озера, откуда приступ был наименее вероятен. Высота башен достигает 17 м. При строительстве крепости поначалу довольно большой участок ограды монастыря вообще был лишен крепостных стен, которые заменяли поваренный и квасоваренный корпуса, стоящие по линии ограды. В 1621 г. их закрыл выступающий к Святому озеру Пристенок с двумя башнями, которые получили названия по расположенным за ними службами — квасоваренной и поваренной. Стены и башни Пристенка значительно меньше крепостных сооружений XVI в. Соловецкая крепость была рассчитана на круговую оборону, могла противостоять мощной артиллерии и за свою историю с честью выдержала два серьезных «экзамена» на прочность. Секрет удивительной крепости этих стен в материале, из которого их сложили: это огромные гранитные валуны, крупнейшие из которых, лежащие в основании, весят до 700 пудов, т. е. более 11 тонн. Пустоты между валунами заполнялись щебенкой и кирпичом, заливались известковым раствором. Из кирпича также выкладывались бойницы и полы галерей боевого хода.
Расскажем немного о памятных местах. На юге от монастыря находилось братское кладбище с церковью преп. Онуфрия. Храм известен с XVII в. как деревянный, в 1824 г. был выстроен в камне, а в 1939 г. разрушен до основания. Также были разрушены надгробья и кресты. Те же из них, которые уцелели, сброшены со своих мест и ныне положены у западной стены Спасо-Преображенского собора.

Вокруг монастыря расположены многочисленные часовни, построенные в основном в XIX в. на месте более древних молелен. Напротив Святых ворот расположена часовня во имя св. ап. Петра. Она была построена в память о двух посещениях царем Петром I Соловков в конце XVII — начале XVIII вв.; к северу от нее — часовня преп. Александра Свирского, построенная в 1858 г. по случаю приезда в обитель имп. Александра II. В северо-западном углу монастыря расположилась часовня св. равноап. Константина в память о посещении монастыря вел. кн. Константином. К северу от обители стоит часовня во имя свт. Филиппа. Она возведена на месте прощания братии с мощами святителя, перевезенными в 1652 г. в Москву. Вблизи аэропорта расположена часовня во имя Иоанна Предтечи.

Кроме центральной усадьбы монастыря в Соловках было семь скитов и два пустыни. Монашеская жизнь в наши дни возрождается в Савватиевском и Голгофо-Распятском скитах.

Секиро-Вознесенский скит расположен в 12 километрах от монастыря на горе, где по преданию ангелы высекли жену рыбака, который собирался поселиться на острове (отсюда название горы — Секирная). Храм построен по проекту архангельского архитектора Шахларева в 1862 г. Он представляет собой восьмигранное столпообразное строение с теплым приделом в честь Чуда Михаила Архистратига в Хонех в первом ярусе и холодной церковью Вознесения Господня — во втором, барабаном колокольни с четырьмя проемами звона — в третьем. Здание покрыто главой с легким стеклянным фонарем маяка и венчающей его небольшой главкой. Высота храма 30 метров, высота горы 72 метра. Маяк этот хорошо знают беломорские моряки. Около церкви двухэтажный деревянный дом для живущих в скиту. Другие строения скита — конюшня и баня. У основания храма лежит смотровая площадка, с нее открывается величественный вид на Большой Соловецкий остров. В период ГУЛАГа в храме скита был устроен штрафной изолятор. А. И.Солженицын в «Архипелаге ГУЛАГ» описывает пытки в этом изоляторе: знаменитые «жердочки», на которых заключенные должны были балансировать, не касаясь ногами земли и не засыпая; лестница, по ступеням которой смертников скатывали, привязав к бревну. У подножья Секирной горы производились массовые расстрелы. В память о мучениках и жертвах Соловецкого лагеря под горой, у лестницы, ведущей на ее вершину, в 1992 г. во время визита Святейшего Патриарха Алексия II по его благословению был воздвигнут восьмиконечный деревянный крест.

Савватиевская пустынь находится в пятнадцати километрах от монастыря и в трех — от Секирной горы. Основателями ее были прпп. Савватий и Герман, срубившие в 1424 г. свои хижины на берегу пресного озера, в версте от моря. Долгое, или Савватиево озеро подходит почти под самую Секирную гору. На его берегу находится построенный по проекту Шахларева в 1856—1866 гг. храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Позднее к притвору церкви пристроили двухэтажный корпус.

Исаакиевская пустынь впервые упоминается в источниках 1666 года, но, вероятно, возникла ранее, еще в игуменство свт. Филиппа. С XVII в. в пустыни существовала часовня во имя св. Исаакия Далматского (не сохранилась). В XIX  в. был построен двухэтажный келейный корпус со службами и двухэтажный деревянный жилой дом для трудников (1834 г.), сохранившийся до наших дней. В лагерный период Исаково было центром лесозаготовок. А настоящее время скит не действует.

Филипповская (Иисусова) пустынь расположена в трех километрах на восток от монастыря. Место было выбрано свт. Филиппом в годы его иночества для уединения и умного делания. Впоследствии, уже став игуменом, он не раз удалялся сюда. Незадолго до отъезда святителя в Москву ему явился Господь Иисус Христос, увенчанный терновым венцом, покрытый ранами, каким Он был после поругания перед распятием... Так св. митрополиту Филиппу была открыта его мученическая кончина. На месте этого явления забил родник, и святой устроил здесь колодец, а около него деревянную часовню, которую в 1856 г. сменила деревянная церковь во имя иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник». Храм не сохранился. Кельи находятся в аварийном состоянии. Источник существует по сей день. Во времена лагеря в пустыни был устроен Биосад, где ЗК-ученые занимались разведением гаги, ондатры, лисы и соболя.

Скит прп. Сергия Радонежского находится на острове Большая Муксалма. Этот остров соединен с Большим Соловецким насыпной дамбой, построенной иноками и трудниками в 60-е гг. XIX в. Строительство этого грандиозного сооружения было обусловлено хозяйственным значением острова: издавна на Муксолме был скотный двор монастыря (т. к. по уставу обители плодящихся животных запрещалось держать на Б. Соловецком острове). В 1873—1876 гг. в скиту был возведен каменный храм во имя преп. Сергия Радонежского. В советское время его разобрали до фундамента.

Свято-Троицкий Анзерский скит основан в 1620 г. прп. Елеазаром Анзерским. Некоторое время был независим от Соловецкого монастыря. Здесь принял постриг и жил Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси. В скиту имеется каменный храм во имя Святой Троицы с приделом во имя св. Михаила Малеина.

Голгофо-Распятский скит основан в 1712 г. иеромонахом Иовом (в схиме — Иисусом). Подвижнику явилась Божия Матерь и повелела ему назвать гору, на которой стояла его келья, Голгофой, а храм посвятить Распятию Христову, ибо место это, сказала Она, будет местом человеческих страданий. Первая церковь, деревянная, была построена в 1714 г., а в 1833 г. в связи со строительством новой каменной церкви, перенесена вниз, под гору, и в 1835 г. освящена в честь Воскресения Христова. Стоящая ныне пятиглавая церковь Распятия Христова построена в 1828 г. В 1923 г. скит был закрыт, и тогда исполнилось предреченное Божией Матерью: сюда, в закрытые церкви, свозили больных и умирающих заключенных, ссылали священников и архиереев. Чекисты отличались здесь особым зверством: зимой по лютому морозу гоняли людей голыми за 4 километра в баню и обратно, подвешивали за руки и ноги на колокольне на ледяном ветру. Трупами умерших битком забивали притвор церкви, и они стояли так до весны. Когда стаивал снег, трупы скатывали вниз и закапывали их в общих могилах. На месте общих захоронений как чудесное знамение Божие выросла береза, ветви которой образуют из себя крест.

  • Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь. Официальный сайт http://www.solovki-monastyr.ru/
  • Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь. Научно-исторический отдел http://www.solovki-science.ru/


Литература:

«В Белом море красный СЛОН...» : воспоминания узников Соловецкого лагеря особого назначения и лит. о нем / сост.: М. Е. Бабичева. — М. : Пашков дом Рос. гос. б-ки, 2006. — 438 с. (Автор. Книга. Судьба / Российская гос. б-ка, НИО библиогр.)

Во отоце океана моря... : путеводитель по Соловецкой обители и ее скитам / авт.-сост. : М. В. Осипенко. — Изд. 2-е, испр. и доп. — М. : Спасо-Преображенский Соловецкий Ставропигиальный мужской монастырь : О-во сохранения лит. наследия, 2008. — 357 с., цв. ил.

Домашнев А. Д. Северное чудо — Соловецкая крепость / А.Д. Домашнев, Т.Н. Дроздова. — М. : Стройиздат, 1985. — 120 с., ил.
Памятник северного древнерусского зодчества — Соловецкий монастырь. Героическое прошлое самого северного форпоста России.

Иоанн; Береславский Вениамин Яковлевич; архиеп. Богородичного центра Соловки Вторая Голгофа / Блаженный Иоанн. — Ярославль : БТИ «Еще не поздно!», 2006. — 559 с., ил.

История первоклассного ставропигиального Соловецкого монастыря : репр. изд., 2-е изд., доп. — М. : Товарищество Север. Мореходства, 2004: Изд-во Фолиум. — 225 с., ил.

Лейцингер Я. И. Соловки, 1888 г. : фотоальбом / Я. И. Лейцингер ; сост. Е. Бронникова ; Архангел. обл. краеведч. Музей. — Архангельск. : [Б.и.], 2005. — 136с., ил., портр. — (Архангельский Север в фотографиях).

Правдолюбов А. С. Соловецкие рассказы / А. С. Правдолюбов, протоиерей. — М. : Свт. Киприанъ : Лира, 1999. — 44 с., ил.

Русский Север: от Соловков до Валаама : история древнейших северных обителей России: туристам и паломникам / сост. : А. Андреев, С. Шумов. — М. : Алгоритм, 2007. — 398 с., ил. — (Народный путеводитель).

Соловецкие острова : фотоальбом / вступ. ст. И. А Бартенева. — Л. : Искусство. Ленингр. отд-ние, 1969. — 39 с., ил. — (Памятники древнерус. зодчества).

Соловки : монастырь на островах / сост. : А. Андреев, С. Шумов. — М. : Эксмо ; Алгоритм, 2004. — 446 с., ил. — (Истоки).

Соловецкий историко-архитектурный и природный музей-заповедник. научный архив Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника : путеводитель / Федер. гос. учреждение Соловец. гос. ист.-архитектур. и природ. музей-заповедник ; сост. Л. А. Радикайнен . — Соловки : [Б. и.], 2006. — 95 с.

Спутник при поездке в Соловецкий монастырь : для богомольцев и туристов / авт.-сост. : Ю. И. Николаев ; фот. : Ю.И. Николаев, иеромон. Стефан. — СПб. : Геоэкол. центр, 2006. — 64 с., ил.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.