Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790

4.9. Смоленский Новодевичий монастырь

Один из красивейших московских монастырей, основанный в начале XVI века, Новодевичий монастырь на протяжении четырех столетий был свидетелем и участником важных исторических событий, связанных с именами Ивана IV Грозного, Бориса Годунова, царевны Софьи, Петра I. Монастырь стал отражением истории Москвы. Он был основан в 1524 году в память о крупной военной победе московского князя Василия III, отвоевавшего у Литвы старинный русский город Смоленск.

Расположенный в Лужниках, на полуострове, окруженном с трех сторон лентой Москвы-реки, монастырь представляет собой ансамбль из 14 зданий XVI—XVII вв. различного назначения: жилые и хозяйственные постройки, колокольня и церкви.

Архитектурный ансамбль монастыря сформировался к концу XVII в. и до сих пор остается одним из лучших в России. В главном, Смоленском соборе сохранилась ценная настенная фресковая живопись ХVI столетия и великолепный резной иконостас с иконами известных царских мастеров того времени. На территории монастыря похоронены представители боярских родов и царские родственницы, герой Отечественной войны 1812 года Д. В. Давыдов — писатель И. И. Лажечников, историк С. М. Соловьев и другие. Возникновение монастыря явилось следствием крупной военной и дипломатической победы России. Основатель монастыря великий князь Василий III, его сын Иван Грозный и другие цари, а также бояре проявляли большую заинтересованность в Новодевичьем монастыре, оказывая ему всевозможную материальную и правовую поддержку. Монахинями его были, как правило, представительницы высшей феодальной знати. В их числе — члены семей Ивана Грозного, Бориса Годунова, Петра I. Существующий ныне архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря начал складываться в XVI в., а дальнейшее развитие и завершение получил в 80-е годы XVII в. Новодевичий монастырь был основан великим князем Василием III в 1524 году во исполнение обета, данного князем по случаю покорения Смоленска и освобождения его от литовцев.

Первая настоятельница монастыря имела прозвание Девочкина, отсюда полагают и наименование монастыря Девичий. Существует и другое предание, что на этом лугу татарские баскаки сбирали дань и отбирали из согнанных сюда прекрасных девушек тех прекраснейших, которых уводили в рабство в Орду. Отсюда прозвание поля Девичье, а по нему, будто бы, наименовался и монастырь. С первых же дней обитель предназначалась для монахинь из знатных боярских и княжеских родов. Местом постройки стал Девичий луг, названный так из-за того, что здесь когда-то татары отбирали москвичек для отсылки в рабство в Орду. «Новым» был назван в отличие от Стародевичьего монастыря в Кремле. Величественные стены и башни, окружающие монастырь, сооружены в царствование Бориса Годунова. В 1598 году Новодевичий монастырь стал местом добровольного пострижения в монахини Ирины Годуновой, вдовы царя Федора Иоанновича. В это же время здесь жил брат царицы Борис Годунов. При активной поддержке русским патриархом Иовом он добился престола и 21 февраля 1598 года в Смоленском соборе был «наречен» царем. Борис Годунов делал большие вклады в монастырь. На его средства возвели первые каменные крепостные стены монастыря. В смутное время Новодевичий монастырь был жестоко разорен. В августе 1612 года под стенами монастыря происходило решающее сражение за освобождение Москвы, закончившееся поражением интервентов. В XVI—XVIII вв. история монастыря тесно связана с политической жизнью Русского государства. Здесь были пострижены в монахини вдова царя Федора Иоановича Ирина Годунова (и при её содействии призван на царство Борис Годунов); первая жена Петра I, Евдокия, и его сестра царевна Софья, отстранённая им от власти после усмирения стрелецкого бунта. Наибольшего процветания монастырь достиг в конце ХVII века во время правления Софьи. Правление Софьи было ограничено 1689 годом — датой совершеннолетия Петра I и с этого времени она должна была жить в Новодевичьем монастыре. Уже живя в монастыре, Cофья организовала в 1698 году последний стрелецкий бунт, закончившийся полным поражением стрельцов и пострижением ее в монахини под именем Сусанны. Она умерла в 1704 году и похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря В конце XVII века возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы и Успенскую церковь, где иконостас расписывал знаменитый мастер Карп Иванов. Современный вид монастырским стенам и башням придали, украсив их каменной резьбой, во время правления царевны Софьи. В это же время построили пятиглавую Преображенскую церковь и изумительную шестиярусную колокольню в стиле московского (или «нарышкинского») барокко (высотой 73 м).

Положение монастыря сильно изменилось при Петре I. Управление делами монастыря перешло в ведение Преображенского приказа. Монастырь был постоянно под охраной солдат-преображенцев. В 1812 году монастырь захватили французы. Часть стариц успела выехать в Вологду и вывезти с собой монастырскую ризницу. По приказу Наполеона крепость использовалась французами для хранения армейского провианта. Для увеличения оборонных возможностей монастыря были созданы внутренний вал у северной стены, уничтожена церковь Иоанна Предтечи. Перед бегством из Москвы французы пытались взорвать Смоленский собор, Успенскую церковь с трапезной и уничтожить кельи. Эти здания были спасены монахинями. Как только последний отряд ушел из монастыря, они загасили фитили, ведшие к бочкам с порохом. Имена этих женщин впоследствии были вписаны в памятную книгу героев -участников войны 1812 года. В XIX веке после изгнания захватчиков было проведено восстановление пострадавших зданий монастыря.

Монастырь прекратил свое существование в 1922 г. В тридцатых здесь расположился филиал Государственного исторического музея. В 1944 г. Успенский собор был отдан православной общине. В это же время в стенах монастыря возрождается деятельность московских духовных школ. В некрополе — после его разорения в 30-е годы — сохранились надгробия на могилах ряда выдающихся деятелей российской истории и культуры (поэта героя 1812 г. Дениса Давыдова, писателей Загоскина, Лажечникова, Чехова, историка и философа С. и В. Соловьёвых, декабристов М. Муравёва-Апостола, А. Муравьёва, С. Трубецкого).

Восстановление монашеской жизни в Новодевичьем монастыре началось в 1994 году.

Собрание музея состоит в основном из икон (в том числе вклады Бориса Годунова в иконостас Смоленского собора и походный иконостас Алексея Михайловича) и шитья — главного занятия в женских монастырях (в музее хранится пелена «Похвала Богородице», вышитая, по преданию, Ириной Годуновой). 



Литература:

Ананичев А. Новодевичий монастырь: книга-подарок / А. Ананичев, худож. М. Черепанова. — М. : Росмэн-Пресс, 2005. —16 с. — (Сер. «Святыни России»)/

Власюк А.И. Новодевичий монастырь / А. И. Власюк. — М. : Искусство, 1958. — 25 с., ил.

...Где нынче крест и тень ветвей... : мемор. скульптура Новодевичьего Некрополя / ред. : Т. М. Савенкова, О. А. Грунтова; ком. по культур. наследию  г. Москвы. — М. : Penates-Пенаты, 2005. — 73 с., ил.

Дельнов А. А. Новодевичий некрополь и монастырь / А. А. Дельнов. — М. : Эксмо : Алгоритм, 2007. — 367 с., ил., портр. — ( Народный путеводитель).

Защищая Отечество: Новодевичий монастырь в военной истории России ХVI—ХIХ вв.: выставка из собрания Государственного Исторического музея / сост. М. М. Шведова; М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Гос. Ист. Музей. — М.: Гос. Ист. музей, 2006. — 40 с., ил

Игумения Серафима / авт.-сост.: О. И. Павлова. — М. : Изд-во Сретен. монастыря, 2005. — 317 с., цв. ил., портр.

Машков И. П. Архитектура Ново-Девичьего монастыря в Москве / И. П. Машков. — M. : Изд-во Акад.архитектуры СССР, 1949. — 133 с., ил.

Московский Богородице — Смоленский Новодевичий монастырь. — М. : [Моск. епархия], 2004. — 148 с., цв. ил. На тит. л.: к 10-летию возобновления монаш. жизни и к 480-летию осн. обители.

Московский некрополь Новодевичьего = Novodevichy necropolis in Moscow : Novodevichy necropolis in Moscow : худож. надгробия деятелям культуры и искусства: альбом / сост. : Е. Данилова. — [Б. м., б. г.]. — 239 с., ил., портр. Текст парал. рус.. англ.

Музей «Новодевичий монастырь» — филиал Государственного Исторического музея: метод. рекомендации / перераб. В. А Гараниной. — М. : [Б. и.], 1985. — 30 с.

Новодевичий монастырь: альбом / сост.: И. Г. Борисенко. — М. : Северный паломник, 2005. — 95 с.

Новодевичий монастырь, музей Москва. Фил. Гос. ист. музея : путеводитель. — М.: Сов. Россия , 1988. — 111 с., ил. Парал. загл.: The Novodevichy сonvent.

«Обитатель пресветлая и дивно украшенная...» : к 480-летию основания Новодевичьего монастыря : путеводитель по экспозиции / сост.: М. М. Шведова, И. Г. Борисенко. — М. : Художник и кн., 2004. — 69 с., цв. ил.

Овсянников Ю. Ново-Девичий монастырь / Ю. Овсянников. — М. : Искусство, 1968. — 250 с.
Ретковская Л. С. Смоленский собор Новодевичьего монастыря / Л. С. Ретковская ; под ред. Н. Н. Воронина. — М. : Госкультпросветиздат, 1954. — 41 с., ил. ─ (Памятники культуры : Труды Государственного Исторического музея вып. 14).

Юлин В. А. Варвара в миру — Серафима в монашестве : жизнь и судьба игуменьи из рода Чичаговых / В. А. Юлин. — М. : Благотвор. фонд дворян. рода Чичаговых : Аванти, 2003. — 45 c., цв. ил, портр. Будучи возведенной в сан игуменьи Московского Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря, матушка Серафима внесла весомый вклад в возвращение древней московской обители ее исконного предназначения — быть очагом духовной и монашеской жизни.

Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
Новый сайт
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.