Расположенный в 340 км на юго-запад от Санкт-Петербурга и в 50 км на запад от Пскова, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь ведет свою историю уже более 500 лет. Здесь, на северо-западных рубежах России, на древней Псковской земле были взращены семена православной веры, посеянные на Руси еще в Х веке святой равноапостольной княгиней Ольгой, которая, по преданию, родилась в веси Выбутской близ Пскова.
При игумене Дорофее, поднялась и расцвела обитель: в 20-е годы ХVI века была обновлена и расширена Успенская церковь, устроен придел во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. Также возводились другие храмы и монастырские строения. Строительством руководил государев дьяк, обладавший властью полномочного представителя великого князя Московского в Пскове, Мисюрь Мунехин, который повел работы с большим размахом. За заслуги по устроению обители он первым из мирян был похоронен в монастырской пещере. Приграничное положение обители оставалось опасным. В середине ХVI века усиливается натиск на псковскую землю со стороны немецкого ливонского ордена. Это привело к тому, что Псково-Печерский монастырь постепенно становится не только местом спасения христианских душ, не только миссионерским и просветительским центром, но и мощной крепостью северо-западной Руси. В ХХ веке монастырю вместе с Отечеством пришлось пройти через две войны. Но древние традиции, бережно хранимые в монастыре, не были нарушены даже в самые страшные для русского монашества времена. Молитвами Пречистой Богородицы Псково-Печерская обитель промыслом Божиим была по договору 1922 г. отнесена к буржуазной Эстонии и оставалась там вплоть до 1940 г., чем и была спасена от всеобщего разорения и осквернения.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Фашистские войска быстро продвигались по Прибалтике. В спешном порядке все советские организации города Печоры были эвакуированы в тыл. В город вошли немцы. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своей книге «Православие в Эстонии» пишет: «Необходимость Псковской миссии была очевидной. К началу Великой Отечественной войны на всей территории Псковской области действовали только два храма — в Пскове и Гдове. Верующие встречали миссионеров с исключительным воодушевлением».
После Великой Отечественной войны в Псково-Печерскую обитель приехали старцы с Валаама, перед войной перевезенные со святого острова в Финляндию. Иеросхимонахи Михаил (Питкевич), Лука (3емсков) и другие старцы были как бы духовным мостом, соединяющим Старый Валаам и святую Печерскую обитель.
Год за годом, столетие за столетием Псково-Печерский монастырь превращался в выдающийся историко-культурный памятник. Крепостные монастырские стены с 9 башнями и общей длиной около 810 м окружают великолепный архитектурный ансамбль, образуемый рядом храмов. Древнейший из них — Успенский собор ископан в горе, лишь северная, обращенная к монастырю стена сделана из камня.
Здесь, в центральной части храма помещается главная святыня обители — древняя чудотворная икона Успения Богоматери (1521 г.).
Иконостас (3 четверть ХVII в.) украшен резьбой; царские врата выполнены в виде ствола, обвитого виноградной лозой. Верхняя часть иконостаса — это как бы ветви и листья, между которыми вместо цветов или плодов вставлены небольшие овальные иконы Божией Матери, апостолов и пророков. Возле глухой южной стены храма устроена глубокая ниша, в ней помещается рака с мощами преподобномученика Корнилия. В ХVIII веке над соборной Успенской церковью был освящен в 1759 году храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, на месте монастырской «судебной палаты». В дни престольного праздника Успения Божией Матери, когда небольшие храмы не могут вместить множества паломников, торжественное богослужение совершается под открытым небом, и тогда фасад Успенского и Покровского храмов служит иконостасом, площадь перед собором-амвоном, склоны холмов и крепостная стена стенами храма, а куполом его становится небо.
Также особым народным почитанием пользуются и другие древние чудотворные образы Божией Матери: «Умиление» (список с иконы «Владимирской» Богоматери) и «Одигитрия» (принесенная из Смоленска), с ХVII века находящаяся в монастыре Казанская икона Божией Матери, резной образ Святителя Николая («Никола Можайский» ХVI в.) из Никольского храма и многие другие иконы. В Михайловском храме в особом ковчеге хранится десница (правая рука) св. мч. Татианы, переданная в обитель в 1977 г. братом архимандрита Афанасия (Москвитина) иеромонахом Владимиром (Москвитиным). Архимандриту Афанасию эту святыню в свое время передали благочестивые супруги именитого рода, его духовные чада, позднее принявшие монашество. Во время разорения Царскоcельского дворца они сумели выкупить святыню и сохранить ее для благоговейного почитания.
Купола Успенского храма устроены по типу глав Киево-Печерской лавры (в стиле украинского барокко). Их пять, темно-синих с золотыми звездами. Купола расположены в одну линию на скате крыши, как бы спускаясь вниз, навстречу молящимся. Над входом в Успенский собор — большая Киево-Печерская икона Божией Матери с предстоящими Ей святыми преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими, в честь их освящен придел собора в 1523 году, а в середине ХVIII века перестроен.
К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Он был воздвигнут в 1541 г. при игумене Корнилии. К храму примыкает большая трапезная палата. В 1870 году в ней устроили алтарь, и она была освящена как храм в честь Сретения Господня.
Напротив Успенского собора построен на рубеже ХVIII—ХIХ веков небольшой храм во имя святого праведного Лазаря Четверодневного; в прилегающем к нему здании — монастырская лечебница. На вершине склона оврага, к северу от Успенского храма, стоит величественный Михайловский собор. В 1986 году на Святой горе была освящена деревянная церковь в честь Псково-Печерских святых.
Особым почитанием пользуются монастырские Святые пещеры. Вход в пещеры — рядом с Успенским собором. Над входом восстановлена древняя надпись: «Богом зданные пещеры». В нише, при входе в пещеры — гроб преподобной Вассы. Слева, в помещении наподобие часовни, — гробницы преподобных Марка, Ионы, Лазаря.
От входа идут семь подземных галерей, так называемых «улиц», которые в разные времена удлинялись и расширялись. Стены вблизи входа обложены для прочности кирпичом. Температура воздуха здесь неизменно держится около +5С. Точного числа захоронений не установлено, т. к. при многочисленных осадах сделать это было затруднительно. Есть основания полагать, что там захоронено более 10 тысяч человек. В стенах пещер установлены керамические и известняковые плиты с надписями, так называемые «керамиды», — ценный исторический памятник псковского края. Имена представителей славных славянских родов Суворовых, Ртищевых, Нащокиных, Бутурлиных, Мстиславских встречаются в надгробных надписях; здесь лежат предки поэтов А. С. Пушкина, А. Н. Плещеева, полководца М. И. Кутузова, композитора М. П. Мусоргского. В пещерах покоятся представители древнего рода Симанских, давшего Русской Православной церкви Патриарха Московского и всея Руси Алексия I. Погребали здесь и архиереев, в их числе выдающийся православный иерарх митрополит Вениамин (Федченков). Незадолго до начала Великой Отечественной войны в пещерах восстановлен храм Воскресения Христова.
Почти в самом центре монастырского ансамбля над артезианским колодцем в 1911 году построена часовня, украшенная изображениями русских святых. Ежедневно с ранней весны и до поздней осени здесь совершаются панихиды. Неподалеку от часовни — другой монастырский колодец, издавна почитаемый паломниками и названный ими в честь преподобномученика Корнилия «корнильевским». Из него берут воду для водосвятных молебнов.
Монастырская звонница, украшающая Успенскую площадь, была построена в ХVI в. на месте старой деревянной (1523 г.). Она имеет шесть разновеликих — в соответствии с размерами колоколов — проемов. Все колокола изготовлены псковскими мастерами, украшены орнаментом, фигурками животных, рельефными надписями. Полиелейный колокол, подаренный Иоанном Грозным (1562 г.), весит 3 тонны, Будничный (часовой), подаренный Борисом Годуновым (1561 г.) — 2 тонны. Большой колокол — дар Петра Великого (1690) — 4 тонны. Большие колокола раскачиваются с земли с помощью коромысел.
К колокольне примыкает часовая башня, построенная в начале ХVIII века. Механизм часов соединен тросами с колоколами; каждые четверть часа раздается звон малых колоколов, а «годуновский» колокол отбивает часы.
Обитель все эти годы продолжает благоукрашаться. В 80-е годы были проведены большие реставрационные работы: обновлена живопись храмовых стен, завершена реставрация монастырских стен, начатая еще при архимандрите Алипии, построен новый братский корпус, в Никольском храме устроен придел в честь преподобномученика Корнилия, отремонтированы помещения пекарни и библиотеки.
Бережно сохраняются в обители ее многовековые традиции. По благословению Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II во Всероссийские святцы внесены местночтимые преподобные отцы Марк, Иона, преподобная мать Васса. С 1994 г. в монастыре в 4-ю неделю по Пятидесятнице празднуется память преподобных отцов Псково-Печерских, а в 1998 г. восстановлено празднование в честь чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», совершаемое в 7-ю неделю по Пасхе. Впервые за много лет (с начала ХХ века) в июле 2000 года чудотворная икона Божией Матери «Умиление» Псково-Печерская побывала во Пскове на освящении часовни в честь св. равноап. кн. Ольги.
Литература:
Быков В. Л. Тихие приюты : Печоры : Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь. — М. : Правило веры, 1993. — 349 с., ил.
В Псково-Печерском монастыре : воспоминания насельников / ред. В. Ю. Малягин. — М. : Отчий дом ; Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, 1998. — 207 с., ил.
Жизнеописание старца Псково-Печерского монастыря иеросхимонаха Симеона. — М. : Изд-во Моск. подворья Свято-Успен. Псково-Печер. монастыря, 1995. — 64 с., ил.
Зуров Л. Ф. Отчина : сказание о Псково-Печер. обители / Л. Ф. Зуров. — М. ; Печоры : Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь : ТОО «Сирин». — с., ил.
Краткое жизнеописание схиигумена Саввы-старца Псково-Печерской обители. Ч. 1. — Йошкар-Ола : Марийс. полигр.-изд. комбинат, 1997. — 199, с., ил.
Летопись Псково-Печерского монастыря или исторические сказания о Свято-Успенской Псково-Печерской обители и ее святых : с прибавлением службы им в неделю 4-ю по Пятидесятнице / Сост. : Ю. Г. Малков. — М. : Дон. монастырь, 1993. — 204 с., ил.
О преславнаго чудесе... : исторический очерк о Псково-Печерском Свято-Успенском монастыре в XX веке / сост. : наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон. — 3-е изд. — Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2004. — 207 с., ил., портр.
Псково-Печерский вестник : 1473—2001. — Печоры : Свято-Успен. Псково-Печер. монастырь, 2001. — 108 с., ил., портр. В содерж. : 500-летие со дня рождения прпмч. Корнилия; Митрополит Вениамин (Федченков) ; Иеросхимонах Симеон (Желнин) ; Колокола обители. На тит. л. : К 500-летию со дня рождения прпмч. Корнилия
Псково-Печерский монастырь : для семейного чтения / В. Воскобойников ; худож. М. Черепанова. — М. : Росмэн-пресс, 2005. — 16 с., цв. ил. — ( Святыни России)
Псково-Печерский монастырь : общ. ист. очерк / сост. : В. Синайский. — 2-е изд., испр. и доп. — Псков : Свято-Успен. Псково-Печер. Монастырь ; М. : Отчий дом, 1998. — 127 с., ил.
Псково-Печерский Успенский монастырь / сост. : Н. В. Погребняк. — М .: Изд-во Моск патриархии, 1988. — 63 с., ил. Текст парал. на рус., англ. яз. — (К 1000-летию крещения Руси).
Смирнова Т. С. Память сердца / Т. С. Смирнова. — Печоры : Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2006. − 327 с. : ил. О старце архимандрите Иоанне (Крестьянкине 1910—2006), духовнике Псково-Печерского монастыря.
С любовью о Господе, вaш Д. О. С. : Жизнеописание старца схиигумена Саввы. — М. : Лествица, 1998. — 317 с., ил.