Воскресенский Новоиерусалимский монастырь находится в 58 км к западу от Москвы, на Волоколамском шоссе, в городе Истре Московской обл. (ранее Воскресенск). Это один из трех монастырей построенных патриархом Никоном по образу святых мест вселенского православия. Кийский Крестный монастырь имел своим прототипом Крестный монастырь в Святой Земле. Иверский Валдайский монастырь напоминал об Иверском монастыре на Афоне. Основанный в 1656 г. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь — своего рода двойная икона. Это одновременно образ исторического Иерусалима, где, по христианскому учению, страдал и воскрес Иисус Христос, и образ Иерусалима Нового из Откровения Иоанна Богослова (Откр. 21:2). Навеки прославленный земной город и райский град «Осьмого века», Царствия Небесного... Дерзновенная, но уходящая корнями в первые века христианства на Руси идея создания Нового Иерусалима принадлежит одному из самых ярких и неоднозначных русских людей XVII в. — патриарху Московскому и всея Руси Никону (Минову) (1605—1681).
Сын крестьянина Никита Минов, в монашестве Никон, благодаря незаурядным личным качествам смог достигнуть вершин церковной власти, стать «собинным» (личным) другом царя Алексея Михайловича, на некоторое время сделаться «вторым великим государем». Во время правления патриарха Никона (1652—1658) проводилась церковно-обрядовая реформа, вызвавшая острую оппозицию старообрядчества. Тогда также остро встал вопрос о священстве и царстве, т. е. соотношении духовной и светской власти в России. Исторически проницательный патриарх пытался отстоять Церковь от натиска государства, который происходил при царе Алексее Михайловиче и закончился при императоре Петре I учреждением Синода и введением в действие Духовного регламента. Стремление оградить интересы Церкви от мирской власти, резкость и выраженное волевое начало в патриархе, привычка быстро осуществлять намеченное и жестко подавлять малейшее противодействие нажили Никону немало врагов.
Интрига бояр и оскорбление патриарха царем привели к оставлению Никоном первосвятительской кафедры в 1658 г. С этого времени по 1666 г. он почти безвыездно жил в основанном им Новоиерусалимском монастыре, руководил его строительством и успел довести Воскресенский собор до сводов. 30 ноября 1666 г. Никон уехал из Нового Иерусалима в Москву на поместный собор и суд вселенских патриархов. Как выяснилось, навсегда. В соответствии с завещанием его погребли в приделе св. Иоанна Предтечи, который находится под приделом Голгофы...
С отъездом в Москву и последовавшей за ней ссылкой патриарха Никона строительство остановилось. Его возобновил царь Федор Алексеевич, и при нем в 1679—1685 гг. собор завершили. Позднее многие русские императоры, посетившие храм оставили по себе память устройством новых приделов. Интерьеры Воскресенского собора в стиле елизаветинского барокко относятся к временам правления монастырем архимандрита Амвросия (Зертис-Каменским) (1748—1768), впоследствии архиепископа Московского. В XIX — начале XX в. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь был одним из самых посещаемых паломниками в России.
В 1918 г. обитель закрыли, а в ее стенах устроили Истринский художественно-исторический и краеведческий музей. В 1941 г. Истра была оккупирована фашистами. В монастыре стояла дивизия СС «Рейх», саперы которой перед отступлении из города взорвали Воскресенский собор, колокольню, часть стен. Архитектурный ансамбль обители восстанавливался по проекту известного советского архитектора А. В. Щусева.Монастырь возрожден в 1994 г. Монастырь является ставропигиальным, его наместник — архимандрит Никита (Латушко).
Как уже говорилось, по замыслу патриарха Никона монастырь должен был стать иконой Святой Земли и одновременно Иерусалима Нового из Откровения Иоанна Богослова (Откр. 21:2) . Согласно этому грандиозному замыслу окружающая местность переосмысливалась, а в некоторых случаях и перепланировалась в соответствии с топографией Палестины. Холм, на котором стоит монастырь, стал Сионом, сад с западной стороны от обители — Гефсиманией, ручей в нем — Кедроном, левый приток Москва-реки р. Истра — Иорданом, холм за Истрой — Фавором, деревня Зиновьева пустошь — Капернаумом и т. п. Башни монастыря (построены в XVII в. арх. Я. Бухвостовым) также ассоциировались с Палестиной: Гефсиманская, Сионская, Давидов дом, Елизаветинская, Иноплеменничья, Варуха, Ефремова, Дамасская. Через святые врата, под сенью церкви входа Господня в Иерусалим войдем в монастырь.
Смысловым центром «подмосковной Палестины» патриарха Никона является собор Воскресения Христова (1658—1685, с последующими перестройками XVIII—XX вв.), возведенный по плану храма Гроба Господня. Подобно историческому прототипу он имеет трехчастное деление: собственно храм (Воскресенский собор), ротонду с Кувуклией на западе и подземную церковь свв. равноап. Константина и Елены на востоке. Имеются изображения всех главных святынь иерусалимского храма, включая Голгофу, Кувуклию с Гробом Господним, Камень Помазания. В то же время, подобно писанным иконам Никонова, архитектурная икона Нового Иерусалима передавала духовный смысл первообраза, а не все нюансы и особенности исторического прототипа. Поэтому некоторые паломники прошлого и наших дней не узнавали и не узнают в храме Воскресения Христова иерусалимский храм. Надо помнить, что перед нами именно икона, изображение исторического храма Гроба Господня и Святого города, а не ландшафтно-архитектурное воспроизведение его, наподобие тех, которые делаются для киносъемок. Поэтому следование первообразу не исключает оригинальности художественного замысла, рядом с образами христианского Востока мы видим много национального, характерного для России XVII в. Храм Воскресения Христова одновременно и необычный для нашего Отечества, и очень русский.
Человек, впервые увидевший Воскресенский собор, сначала любуется купалами Константино-Еленинской церкви, собора и огромного шатра ротонды. Затем, по мере движения вдоль фасада он осознает громадные масштабы храма. Его длина около 100 м, это намного превосходит не только русские приходские церкви, но и соборы, и даже трапезные XVII в. Под стать размерам храма и количество приделов: их было 29, а по первоначальному плану предполагалось устроить 365, по числу дней в году, ибо каждый день имеет свой праздник или святого. Названия многих приделов очень необычны для России: Тернового венца, или по другому названию Бичевания Господня (придел освящен не был, так как в Русской Церкви нет такого праздника), Разделения Риз, Логгина Сотника... В таком посвящении приделов сказалось следование историческому прототипу. Подобно храму Гроба Господня был устроен заалтарный обход, также редкий для русских храмов (аналог был в храме Христа Спасителя).
Необычна для России и ротонда (круглая в плане постройка) внутри которой располагается Кувуклия (часовня Гроба Господня). Как известно, патриарх Никон не благословлял строить храмы, увенчанные шатрами. Здесь, в Новом Иерусалиме, нарушая собственный запрет, он воздвиг самый большой в России XVII в. шатер (его диаметр — 23 м), стараясь исконно русскими средствами прославить святость Гроба Господня (помимо зодчества форма шатра использовалась также в алтарях, в надпрестольной сени). Никонов шатер рухнул в 1723 г., был восстановлен, но уже не в камне, а в дереве по проекту знаменитого создателя Зимнего дворца Б. Ф. Растрелли. После Великой Отечественной войны взорванный нацистами многострадальный шатер восстанавливали в третий раз.
Сегодня действующими являются храм свв. равноап. Константина и Елены (1750—1754), Воскресенский собор с теплым приделом Успения Пресвятой Богородицы, храм Рождества Христова.
Вход в Успенский придел расположен с северной стороны Воскресенского собора. Он был освящен в 1664 г. еще патриархом Никоном. В приделе самый большой в монастыре изразцовый иконостас. Главная святыня здесь — ковчежец с частицей мощей св. мц. Татианы, дар царевны Татьяны Михайловны, сестры царя Алексея Михайловича.
Интерьер главного храма украшен лепниной в стиле елизаветинского барокко. Исторический иконостас не уцелел, его заменяет временный современный. За иконостасом можно увидеть пять обширных ниш: патриарх Никон устроил здесь седалища для себя и четырех вселенских патриархов, с которыми надеялся служить в этом соборе.
Слева от главного престола — Воскресения Христова находится придел Успения Пресвятой Богородицы, в котором мы уже побывали, а справа — св. Иоанна Предтечи. Таким образом, средствами архитектуры повторен деисус известный в русской иконографии: моление Господу Иисусу Христу Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Предтечи (могли изображаться и другие святые, но Предтеча и Богородица обязательны для деисуса).
Главная святыня Воскресенского Новоиерусалимского монастыря — изображение Гроба Господня, которое находится, как и в историческом прототипе, в Кувуклии. Камень помазания, соответствует камню в историческом храме, на который в евангельские времена положили тело Господа после снятия с Креста.
Слезный путь, лестница в южной части храма Спасителя, ведет на Голгофу. Кипарисовый крест здесь в меру Креста Господня. Круглое отверстие напротив Креста повторяет иерусалимский аналог, в Святом городе в него опускают руку, дабы коснуться камня Голгофы, обагренного кровью Спасителя. Трещина в камне, на котором утвержден Крест Господень, также напоминает ту расселину, которую можно увидеть на исторической Голгофе. Помещение делится на две части, в правой (южной) — придел Страстей Христовых, в левой (северной) — придел Распятия Господня.
Под Голгофой расположен придел св. Иоанна Предтечи. В историческом храме в этом приделе находится захоронения ветхозаветного царя и священника Мельхиседека, в русском аналоге мы видим гробницу патриарха Никона, который был также и «вторым великим государям». Среди паломников сложилась традиция прикладываться к гробнице, хотя патриарх Никон не канонизирован. В наши дни доступ в придел Иоанна Предтечи открыт обычно не с Голгофы, а со двора, с южной стороны собора.
Немного пройдя вдоль южной стены храма на восток, мимо основания разрушенной колокольни, находится дверь в подземную Константино-Еленинскую церковь. Она была возобновлена в 1751 г. на пожертвования К. Г. Разумовского, иждивением графа устроен и медный иконостас. Церковь углублена в землю на 6 м — на этой глубине св. равноап. Елена обрела Крест Господень. На месте, где в историческом храме был обретен Крест Господень, ныне святой источник, в котором можно почерпнуть св. воды.
Северный придел храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» устроен графом А. А. Суворовым, сыном полководца, в память матери Варвары Ивановны. И мать, и сын нашли упокоение в этом приделе.
Больничные палаты ныне соединенны в один комплекс с трапезной. Если покинуть территорию монастыря через западные задние ворота в Елизаветинской башне (названа в честь св. Елизаветы, матери св. Иоанна Предтечи), то можно оказаться в Гефсиманском саду. У северо-западного угла монастырской стены источник — Силоамская купель.
Спустившись по дорожке чуть ниже мы видим мостик через ручей, во времена патриарха Никона ставший Кедроном. За мостиком находится скит патриарха Никона, или, как его еще называли. «Отходная пустынька». Патриарх удалялся сюда в дни постов для тишины и молитвы. Вверху, на четвертом ярусе, можно увидеть летнюю келейку патриарха, которая напоминает крошечный домик с двухскатной крышей. На одном уровне с ней в несущем главу барабане находится крошечный храм свв. Петра и Павла, в алтаре которого мог служить лишь один священник, которым нередко был сам святейший Никон. Зимой патриарх жил на третьем этаже, где также существовал домовый храм Богоявления Господня. Скит патриарха Никона находится на искусственном острове: с одной стороны течет Иордан (р. Истра), с другой — Кедрон, с третьей был устроен искусственный канал.
До революции среди паломников существовал обычай омовения в водах Иордана (Истры), в рубахах, подобно тому, как это происходит в Святой Земле. В наши дни на берегу пока не построены раздевалки. Тем не менее некоторые паломники и сегодня находят возможность совершить купание «во Иордане». На берегу Истры стоит поклонный крест и над водой устроен помост, поскольку в этом месте регулярно служатся водосвятные молебны, а на Богоявление устраивается Иордань.
За Иорданом возвышается холм, называемый горой Фавор, который напоминает верующим о Преображении Христовом.
Литература:
Воскресенский Новый Иерусалим именуемый, монастырь и город Воскресенск : альбом / авт.-сост. : И. Ю. Коровин. — М. : МОК-Центр, 2000. — 79 с., ил. — (Памятники истории и культуры Московской области)
Димов В. А. Путешествие в Новый Иерусалим : кн. о разнообразии Истринской земли, ее святых, героях и ученых / В. А. Димов. — Москва : Изд-во Моск. ун-та , 2005 (Ярославль: Ярославский полиграфкомбинат — 510, [1] с. ил., цв. ил., портр.;
Зеленская Г. М. Некрополь Нового Иерусалима : историко-семиотическое исследование / Г. М. Зеленская, А. В. Святославский. — М. : Древлехранилище, 2006. — 417 с., ил.
Новый Иерусалим : путеводитель / Г. М. Зеленская. — М. : Лето [и др.], 2003 — 383 с., ил., цв. ил., портр.
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» / [авт. и сост. Л. Денисова] Москва : Белый город , 2005 (СПб.: Иван Федоров — 63, [1] с. ил.;32 см. — (Сокровища русского искусства).
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» : [путеводитель] / сост. : З. П. Майборода ; авт. введ. Н. Ф. Трутнева]. — 2-е изд. ─ М. : Артель-Арт, 2000. — 143 с., [4] л. цв. ил., портр.
Ново-Иерусалимский монастырь / сост. : Л. М. Черненилова ; М-во культуры Моск. обл., Ист.-архитектурный и худож. музей «Новый Иерусалим» ; фот. А. Кузин [и др.]. — [Б. м.] : Лето, 2006 — 95 с., ил.
Описание Соборнаго храма Воскресения Христова, построеннаго по Иерусалимскому образцу Святейшим Патриархом Никоном в Воскресенском Новый Иерусалим именуемом монастыре. — Репр. изд. ─ М. : Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, 2008. ─ 86 [4] с. ил.
Патриарх Никон : облачения, лич. вещи, автографы, вклады, портр. из собр. Гос. Ист. музея, музея-заповедника «Москов. Кремль», музея «Новый Иерусалим», Кирилло-Белоз. музея-заповедника «Коломенское», Рос. гос. архива древ. актов / [Е. М. Юхименко и др.]. ─ М. : Гос. Ист. музей [и др.], 2002. — 151 с.цв. ил., портр.
Ставропигиальный Воскресенский, «Новый Иерусалим» именуемый, монастырь : (ист. описание) : с присовокуплением крат. описания церквей, икон и прочих достопримечательностей. ─ 6-е изд., испр. — М. : Морозов, 1914. — 63 с., ил.
Шушерин И. К. Повесть о рождении, воспитании и жизни Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея России, написанная его клириком Иоанном Шушериным : издана попечением Воскресен., Новый Иерусалима именуемого / И. К. Шушерин. — М. : Церков.-науч. центр Рус. правосл. церкви (Моск. Патриархат) «Правосл. энцикл.», 1997. — 237 с.
Яровая М. Воскресенский Новоиерусалимский монастырь / М. Яровая. — М.: АСТ : Астрель, 2006. — 63 с. — (Святые места России).