Северным Афоном, «честною и великою Лаврою» называли эту древнюю иноческую обитель, основанную преподобными Сергием и Германом, Валаамскими чудотворцами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. По преданию Сергий был греком, пришедшим из Византии через Новгород, Герман был карелом, обращенным в христианство. Церковные историки не могут назвать точную дату основания монастыря. В нижегородской-уваровской летописи лишь одно известно достоверно, что в 1147 году монастырь на архипелаге уже существовал. Возник он стихийно, но волею судеб оказался на гребне вражды между славянами и скандинавами за торговый путь, знаменитый путь из варяг в греки, который шел водами Балтики, Финского залива, Невы, Ладоги и далее на Черное море. Монастырь являлся оплотом православия и власти Новгорода.
Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и Житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. В XVI веке уже было утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Он является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163— 1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа в пределах Новгородской епархии. Свидетельством их церковного почитания является наличие их в Соборе Новгородских святых, упоминания в службе «Всем русским святым», составленной в XVIII веке. В 1611 году монастырь был разорен шведами, и на острове жили шведские колонисты. В 1685 году, в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню.
По указу Петра I с сентября 1715 года монастырь возрождается. В 1755 году игуменом Ефремом был выстроен новый деревянный соборный храм, в котором имелся придел преподобных Сергия и Германа. К 28 июня 1789 года был выстроен и освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их. В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. В XIX веке монастырь достиг своих экономических возможностей. Было организовано хозяйство, причем не только натуральное, но и целый ряд промыслов: столярное, слесарное, иконописное, ювелирное, фотографическое, были прекрасные сады, огороды. Вырубаемый лес шел напрямую в Голландию и Англию. В 23 км от Валаама на острове разрабатывали гранит, который шел на строительство столицы. И с 1843 года было налажено постоянное пароходное общение с Петербургом. Подаяния монастырю давали изрядный доход — ежегодно до 50 тыс. рублей золотом. Банковского капитала было 1 млн 236 тыс. золотом. Все это кануло в никуда в 1940 году. Вековые монашеские традиции Валаама, как и в других российских обителях были прерваны в годы богоборческих гонений.
Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. По инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия (ныне Патриарха Московского и всея Руси, священноигумена Валаамского монастыря Алексия II) 18 сентября 1989 года Совет министров Карелии решил «передать в пользование» Ленинградской епархии Спасо-Преображенский собор с внутренним каре и расположенные рядом скиты, кроме Воскpесенского и Гефсиманского. В 1990 году монастырю был дарован статус ставропигиального. Его настоятелем, священноигуменом обители, является Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В мае 1991 года обитель обрела великое духовное сокровище — нетленные благоухающие мощи валаамского подвижника иеросхимонаха Антипы (память 10/23 января). В 1999 году произошло знаменательное событие в жизни обители. Резолюцией Его Святейшества от 4 июля было установлено празднование дня Собора Валаамских святых (7/20 августа, второй день престольного праздника Преображения Господня).
Сейчас Спасо-Преображенский Валаамский монастырь насчитывает около двухсот насельников. Помимо общежительной возрождается на Валааме иноческая скитская жизнь — во Всехсвятском, Предтеченском, Никольском, Святоостровском и Сергиевском скитах. При монастыре открыты несколько подворий: в Москве, Санкт-Петербурге, Приозерске, Сортавале и других местах. В 2002 году Святейшим Патриархом была освящена первая в России церковь, посвященная в честь Валаамской иконы Божией Матери, устроенная после усердных молитв всего братства в помещении некогда упраздненного Никольского храма во внутреннем каре монастыря, где в 1897 году и была обретена чудотворная икона. В 1997 году, через сто лет, в связи с постоянным почитанием верующими этого образа, Его Святейшество установил совершать празднование иконы Божией Матери «Валаамская» 14 июля. Сейчас Валаамская икона Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.
Литература:
Азаров В. Прикосновения к святыням : Валаам. Палестина / В. Азаров . — М. : Благо, 2004. — 270 с., ил. — (Православное паломничество)
Валаам : библиогр. указ. / [сост. : М. Ю. Ванчурова и др. : Нац. б-ка Респ. Карелия]. ─ Петрозаводск : Verso, 2007. ─ 231 с.
Валаам : фотоальбом / сост. и авт. текста Л. В. Багратид. — Петрозаводск : Карелия, 1991. — 143 с., ил. Текст парал. на рус., фин. яз.
Валаамский монастырь: духовные традиции, история, культура : материалы Второй международной научной конференции 29 сентября — 1 октября 2003 г. — СПб. : Сатисъ : Держава, 2004. — 447 с., ил.
Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители / Валаам. монастырь. — Л. : Гос. Рус. Музей ; Фонд возрождения Ленинграда, 1990. — 176 с., ил.
Валаамский монастырь : кн.-подарок : для детей сред. и ст. шк. возраста : для семейн. чтения / сост. : В. Воскобойников. — М. : Росмэн — пресс. — 2005 с., цв. ил. — ( Святыни России)
Валаамское слово. О Валаамском монастыре. — СПб., 1991. — 28 с. Репр. изд.
Коняев Н. М. Апостольский колокол : Валаамские столпы веры и духа / Н. М. Коняев. — М. : Благо, 2006. — 325 с., ил.
Коняев Н. М. Свет Валаама : от Андрея Первозванного до наших дней / Н. М. Коняев. ─ М. : Вече, 2009. ─ 297 с., [8] л. ил., портр. ─ (Православие. Традиции. Люди).
Крайнев В. В. Сокровище негиблющее : монастыри в пещерах Холок и острова Валаам / В. В. Крайнев. ─ Воронеж : [б. и.], 2009. ─ 141 с., ил., портр.
Кузнецов Е. П. Валаамская тетрадь : история монастыря / Е. П. Кузнецов. — СПб. : Росток , 2004. — 137 с. цв. ил., портр.
Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре / Н. А. Охотина-Линд. — СПб. : Глагол, 1996. — 245 с., карт. — (Древнерус. сказания о достопамятных людях, местах и событиях)
Православный церковный календарь 2007 : с указанием памятных дат и житиями подвижников благочестия Валаамской обители. — СПб : Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2006. — 206 с.
Пречудный остров Валаам : юным паломникам XXI века. ─ СПб. : Валаам. монастырь, 2008. ─ 190 с., ил.
Резников Л. Я. Валаам раскрывает тайны : ист.-краевед. очерк / Л. Я. Резников. — Петрозаводск : Карелия, 1975. — 167 с., ил.
Русский Север : от Соловков до Валаама : история древнейших северных обителей России : туристам и паломникам / [сост. : А. Андреев, С. Шумов]. — М. : Алгоритм, 2007.- 398 с., ил. — (Народный путеводитель).
Старый Валаам : воспоминания о монастыре 1914—1943 гг. / [сост. : В. Ф. Киселькова]. — СПб. : Спасо-Преображ. Валаам. монастырь, 2006. — 312 с., ил., портр.
Спиридонов А. М. Валаам : от апостола Андрея до игумена Иннокентия : очерки истории Валаам. Монастыря / А. М. Спиридонов, О. А. Яровой. — М. : Прометей, 1991. — 125 с., ил., портр.
Шмелёв И. С. Старый Валаам / И. С. Шмелёв. — М. : Артос-Медиа, 2007. — 189 с.
Яровой О. А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии, 1880—1930-е гг. : из истории финнизации православ. конфессии / О. А. Яровой, И. А. Смирнова ; РАН. Карел. науч. центр. — Петрозаводск, 1997. — 202 с.