Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  Новости  

Поэзия на кончике резца — издательство «Пашков дом» выпустило комплект гравюр Валерия Покатова



 

В пред­две­рии 2015 го­да, объ­яв­лен­но­го Го­дом ли­те­ра­ту­ры в Рос­сии, из­да­тель­ство «Паш­ков дом» вы­пу­сти­ло но­вый ком­плект от­кры­ток — свое­об­раз­ную ан­то­ло­гию под на­зва­ни­ем «Рус­ские по­эты XVIII—XX ве­ков: Сло­во и Об­раз». В нее вошли хре­сто­ма­тий­ные про­из­ве­де­ния ма­сте­ров рус­ско­го по­э­ти­че­ско­го сло­ва и гра­вю­ры глав­но­го ху­дож­ни­ка из­да­тель­ства «Паш­ков дом» Валерия Владимировича По­ка­то­ва. Порт­ре­ты по­этов вы­пол­не­ны в ста­рей­шей гра­ви­ро­валь­ной тех­ни­ке — кси­ло­гра­фии, ко­то­рая тре­бу­ет ко­лос­саль­но­го упор­ства и кро­пот­ли­во­сти и в ко­то­рой се­го­дня от­ва­жи­ва­ют­ся ра­бо­тать да­ле­ко не мно­гие.

Валерий Владимирович По­ка­тов — ху­дож­ник, пре­зи­дент Рос­сий­ской ас­со­ци­а­ции экс­либ­ри­са Меж­ду­на­род­но­го со­ю­за кни­го­лю­бов. Гра­фи­че­ские про­из­ве­де­ния По­ка­то­ва на­хо­дят­ся в рос­сий­ских и за­ру­беж­ных му­зе­ях, част­ных кол­лек­ци­ях в Ав­стрии, Ан­глии, Гер­ма­нии, Ита­лии, Ис­па­нии, Ки­тае. Око­ло сорока лет ху­дож­ник ра­бо­та­ет в об­ла­сти книж­но­го оформ­ле­ния и ил­лю­стри­ро­ва­ния книж­ных из­да­ний. Зна­чи­тель­ная часть ил­лю­стра­ций вы­пол­не­на в тех­ни­ке кси­ло­гра­фии — тон­кой, бла­го­род­ной, но пе­ре­жи­ва­ю­щей се­го­дня не луч­шие вре­ме­на.

Мно­гие свои ра­бо­ты ма­стер по­свя­ща­ет рус­ской ли­те­ра­ту­ре: это порт­ре­ты по­этов, пи­са­те­лей, ил­лю­стра­ции к про­из­ве­де­ни­ям оте­че­ствен­ных классиков. В на­сто­я­щий ком­плект от­кры­ток во­шли об­ра­зы и сти­хо­тво­ре­ния двенадцати рус­ских по­этов: Михаила Ломоносова, Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Алексея Толстого, Игоря Северянина, Ивана Бунина, Анны Ахматовой, Александра Блока, Ивана Крылова, Дениса Давыдова, Федора Тютчева, Валерия Брюсова.

 


Валерий Владимирович По­ка­то­в

О кси­ло­гра­фии

Мы спро­си­ли Валерия Владимировича, чем так при­вле­ка­тель­на для не­го эта тех­ни­ка. Вот что он ответил:

«Сорок лет на­зад я вы­пол­нил первую гра­вю­ру на де­ре­ве. С то­го до­сто­па­мят­но­го мо­мен­та гра­вю­ра как вид ти­раж­ной гра­фи­ки ста­ла ча­стью мо­ей твор­че­ской био­гра­фии и на­ко­нец судь­бой. Чем она ме­ня при­вле­ка­ет? Ес­ли крат­ко, то древ­ней и слав­ной ис­то­ри­ей, бла­го­род­ством, со­про­тив­ле­ни­ем ма­те­ри­а­ла, тем, что не тер­пит по­спеш­но­сти, су­е­ты и не про­ща­ет оши­бок. А еще при­вле­ка­ет род­ством с кни­гой. Из­вест­но, что пер­вые пе­чат­ные кни­ги бы­ли на­ре­за­ны на де­ре­вян­ных фор­мах. И да­же то­гда, ко­гда шриф­ты ста­ли на­бор­ны­ми, ил­лю­стра­ции еще очень дол­го пе­ча­та­лись с де­ре­вян­ных форм, на­гра­ви­ро­ван­ных ма­сте­ра­ми».

Се­го­дня для ис­кус­ства кси­ло­гра­фии на­ста­ли труд­ные вре­ме­на, ма­сте­ров, ра­бо­та­ю­щих в этой тех­ни­ке, очень ма­ло.

«Из­да­тель­ства прак­ти­че­ски не за­ка­зы­ва­ют ху­дож­ни­кам ил­лю­стра­ций в тех­ни­ке кси­ло­гра­фии, — говорит Валерий Владимимрович, — это эко­но­ми­че­ски невы­год­но. К то­му же гра­вю­ра со­зда­ет­ся дли­тель­ное вре­мя. Ко­гда ху­дож­ник за­кон­чит се­рию ил­лю­стра­ций, кни­га мо­жет стать уже неак­ту­аль­ной. В усло­ви­ях рын­ка это недо­пу­сти­мо. Су­ще­ству­ет еще очень мно­го при­чин, о ко­то­рых в двух сло­вах не ска­жешь. Глав­ное — нет ху­до­же­ствен­но­го, куль­тур­но­го и идео­ло­ги­че­ско­го за­про­са на гра­вю­ру со сто­ро­ны твор­че­ских со­ю­зов, Ми­ни­стер­ства куль­ту­ры, Ака­де­мии ху­до­жеств, Агент­ства по пе­ча­ти и мас­со­вым ком­му­ни­ка­ци­ям. Рань­ше та­кой за­прос был».

Мно­гое для по­пу­ля­ри­за­ции кси­ло­гра­фии де­ла­ет Мос­ков­ский уни­вер­си­тет пе­ча­ти, боль­шая ра­бо­та ве­дет­ся и Меж­ду­на­род­ным со­ю­зом кни­го­лю­бов.

«В 2014 году, — рас­ска­зы­ва­ет ху­дож­ник, — про­шел Седьмой мо­ло­деж­ный и сту­ден­че­ский кон­курс "Пер­вые ша­ги", во­вле­кший все боль­ше и боль­ше мо­ло­де­жи из Рос­сии и дру­гих стран к со­зда­нию книж­ных зна­ков в ти­раж­ных тех­ни­ках, в том чис­ле в тех­ни­ке кси­ло­гра­фии. Есть ре­зуль­та­ты, они об­на­де­жи­ва­ют, все­ля­ют уве­рен­ность, что у кси­ло­гра­фии есть бу­ду­щее».

Как при­об­ре­сти ком­плект от­кры­ток

 

 

19.11.2014

       
 


Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.