Личность директора в истории музеев: новые книги Людмилы Коваль
Князь Василий Дмитриевич Голицын (1857—1926) — последний директор Румянцевского музея (1910—1921)
|
10 октября 2012 года в читальном зале ОБЛ Российской государственной библиотеки прошел круглый стол, посвященный 150-летию основания Московского публичного и Румянцевского музеев «Личность директора в истории музеев». Эта тема нашла отражение в цикле книг заведующей Музеем истории библиотеки Людмилы Коваль. Они написаны в рамках проекта «Директора музеев, библиотеки» издательства «Пашков дом». Книги отличаются не только документальной точностью, но и мастерством изложения материала. Естественно, в основном говорится о непосредственной служебной деятельности руководителей, однако это не превращает их в схематичные фигуры. Перед нами — живые и не похожие друг на друга люди, которых объединяет бесконечная преданность книге.
Открывая круглый стол, заведующая отделом библиотековедения Любовь Хайцева особо подчеркнула тот факт, что благодаря публикациям Коваль в научный оборот введено множество архивных документов. Годами буквально по крупицам Людмила Михайловна собирает нужные сведения в огромном фонде Российской государственной библиотеки, прежде всего отдела хранения и использования документов РГБ (архива РГБ) и научно-исследовательского отдела рукописей.
Что подвигло на этот труд? «Желание восстановить историческую справедливость, — объясняет автор. — О Московском публичном и Румянцевском музеях написано достаточно, а вот о директорах — крайне мало. Я лично сталкивалась с тем, что многие не знают даже их имен».
Михаил Алексеевич Веневитинов (1844—1901) —
директор Румянцевского музея с 1896 по 1900 год
|
Начало циклу положило издание «В. И. Невский. Директор главной библиотеки страны». Профессиональный революционер, он возглавил ГБЛ в 1925 году. Очень много сделал для развития библиотечного дела в стране, инициировал строительство ансамбля зданий Ленинской библиотеки. В 1935 году Владимира Ивановича арестовали, а спустя два года он был расстрелян.
Любопытно, что после выхода в свет этой книги Людмиле Михайлова прислали из Италии подарок — изданный там на итальянском и снабженный научными комментариями труд В. И. Невского по истории ВКП(б). На родине он появился только один раз — в 1926 году.
Стоит отметить, что этот неожиданный отклик — далеко не единственный. Так, сотрудники музея Дмитрия Веневитинова (Новоживотинное, Воронежская область) поделились своими планами — открыть в бывшем родовом имении и кабинет Михаила Алексеевича, племянника знаменитого поэта-романтика. Это решение пришло после знакомства с книгой «М. А. Веневитинов. Ученый, подвижник, директор» (М., «Пашков дом», 2010).
А совсем недавно Людмиле Коваль позвонили из музея истории города Боровичи Новгородской области. Благодарили за книгу «Князь В. Д. Голицын и Румянцевский музей», где нашли много нового о человеке, которого в тех краях помнят и почитают. Василий Дмитриевич Голицын в конце XIX века владел в Боровичах пирогранитным заводом. Вместе с супругой были членами Общества трезвости. Там родилась их младшая дочь Мария.
Иван Владимирович Цветаев (1847—1913) — директор Румянцевского музея с 1900 по 1910 год
|
— Об этом звонке я сразу же сообщила Нине Михайловне Тихомировой, дочери Марии Васильевны, — рассказала на круглом столе заведующая Музеем истории Библиотеки. — Так она узнала о месте рождения своей матери, погибшей в Гулаге. Ее забрали в лагерь, когда девочке было всего семь лет...
Последняя книга цикла «И. В. Цветаев — директор музеев, Московского публичного и Румянцевского» вышла в свет в этом году. Слово Людмиле Коваль:
— Известный ученый, профессор Московского университета, основатель Музея изящных искусств, отец гениальной Марины Цветаевой. Именно так был представлен Иван Владимирович во многих справочных изданиях. Но вот о том, что 28 лет он отдал служению в первом публичном музее Москвы и десять из них был директором, — ничего. А ведь этот человек сберег музейные богатства и приумножил их, добивался увеличения количества мест в читальном зале, заботился о сотрудниках. К великому сожалению, кража гравюр из музейных фондов привела к тому, что Цветаева в 1910 году уволили. Не уследил, просто не хватало рабочих рук. Правда, его доброе имя, в конечном счете, не пострадало. Через три года он, уже директор основанного им Музея изящных искусств, при всеобщем одобрении был избран почетным членом МП и РМ. В книге нет повествования о его дочери Марине Ивановне и других детях. О них уже много сказано до нас. Но есть раздел «Цветаевы и Румянцевский музей». То, что должны были сказать только мы.
Встреча в ОБЛ была посвящена и еще одной новой книге Коваль «На благое просвещение. Из истории Российской государственной библиотеки», расширяющей наши знания о тех, кто так много сделал для отечественной культуры. Президент РГБ Виктор Федоров отметил в предисловии: «Со страниц книги смотрят на нас первые директора. Каждому из них посвящена отдельная глава... страницы их биографий данной книгой освещаются столь подробно впервые. Они были очень разные, каждый из них светил своим светом. И автору удалось это показать».
В адрес Л. М. Коваль прозвучало много добрых слов. Квинтэссенция заключена в выступлении профессора, доктора педагогических наук Натальи Евгеньевны Добрыниной:
— Чтобы работа была успешной, человеку необходимы три условия: искренний к ней интерес, уверенность в ее необходимости и отвага довести дело до конца. У Людмилы Михайловны они есть. Мне посчастливилось быть рецензентом почти всех ее книг. По ним можно понять, с каким огромным наслаждением она их писала, собирала материалы в архивах. Эта работа делает ее молодой и веселой.
11.10.2012