Электронный каталог

как искать?

8 (800) 100-5790
8 (499) 557-0470
8 (495) 695-5790
На главную /  Новости  

Масленица — красная краса, русская коса




 Борис Кустодиев. Масленичное гулянье, 1919

Приближается Масленица, один из любимейших праздников на Руси, знаменующих начало весны. Она сохранила популярность и в наше время. Однако стоит признать, что мы знаем о ней до обидного мало. Блинами и гуляньями далеко не исчерпывается ее феномен. Не случайно Масленицу называли широкой: слишком много она в себя вмещала. Об этом свидетельствует и литература, хранящаяся в фондах РГБ.

В чистосердечной простоте

В ряде исследований авторы задаются вопросами, откуда ведет начало Масленица и почему так называется? Все просто. По своим корням безусловно языческий праздник, объясняет Николай Волков в «Русской Масленице и исторических данных о ней» (Владикавказ, 1897). Посвящен «скотскому» богу Волосу, которому преподносились щедрые дары — коровье масло, молоко, яйца и т. п.

Порой Масленица имела «значение поминальной недели». Например, в Тамбовской и прилегающих к ней губерниях «первый испеченный блин клался на слуховое окошко для усопших душенек, которые съедают этот блин невидимо; а набожные старушки и женщины первым блином поминают усопших, говоря: «Помяни, Господи, душеньки их во царствии небесном». (Николай Дубровский. «Москва. Масленица», книга оцифрована)

В Прощеное воскресенье монастырская братия прощалась друг с другом, многие из монахов уединялись в пустыни и отдаленные скиты.

Один иностранец, несколько лет проживший в нашем отечестве, вспоминал: «Русские посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом... „Прости меня, пожалуй!“ — говорит один; „Бог тебя простит!“ — отвечает другой».

Впрочем, Масленицу воспринимали в первую очередь как время эмоционального подъема. Как возможность побаловать себя вкусной едой перед Великим постом. «Русский в чистосердечной простоте предается всяким потехам: скачет и пляшет, — пишет Александр Терещенко („Быт русского народа“. СПб., 1848). — Поет и выводит на рожке радостную песнь; сорит деньгами, опоражнивает бокалы с вином — тогда ему море по колено — и хоть трава не расти!»

В Москве гулянья начинались от Кудринской площади. В начале пути красовалась изящная деревянная кофейня Печкина. «Туда приходило отборное общество отъявленных московских франтов и кутил. Музыка и цыганские песни оглашали кофейную, удалая и безрасчетная молодежь бросала деньги, как щепки, — и шампанское лилось рекою». Подобная эйфория рождала поговорки вроде «Не житие, а масленица».

Разные сословия праздновали по-своему. Публика посостоятельнее кружилась в вихре маскарадов и танцевальных вечеров, носилась на лихих тройках, парами и в одиночку. «Другие, с меньшим требованием на роскошь и светские приличия катаются с ледяных гор на саночках-самокаточках и качаются на „разнозатейливых“ качелях». Дети лепили снежных баб и строили снежные горки. Шло какое-то непрестанное ликование. Молодые люди заодно присматривали себе суженых, девицы тоже что-то там в уме прикидывали. Все это зачастую заканчивались сватовством. После Великого поста наступала пора свадеб.

Только «не все коту масленица». «Нельзя однако же скрыть слабости нашего доброго народа, — отмечает уже упоминавшийся бытописатель Волков. — От чрезмерно радушного угощения вином упиваются до того, что бывают драки и убийства». Конкретный пример приводит Николай Дубровский, рассказывая «о побоищах кровавых, недостойных христиан»: «Почти повсеместно в Тульской губернии... кулачится православный люд и преусердно уродует себя. Ни мольбы старух-матерей, ни мольбы жен, ничего не может удержать рьяных бойцов от этого кровавого боя, откуда иногда они и не возвращаются, платя за свою отвагу жизнью».

Как короновали царицу


 Анастасия Швецова. Чучело зимы, 2008

Это издание Императорского Московского университета впечатляет уже одним своим названием: «Торжествующая Минерва, общенародное зрелище, представленное большим маскарадом в Москве 1763 года, генваря 7 дня».

Открывающая его реклама праздника, посвященного коронации Екатерины Великой и приуроченного к Масленице, поставлена на уровне: «Сего месяца 30 и февраля 1 и 2, то есть в четверток, субботу и воскресенье по улицам большой Немецкой, по обеим Басманным, по Мясницкой и Покровке от 10 часов утра за полдни будет ездить большой маскарад, названный Торжествующая Минерва, в котором изъявится гнусность пороков и слава добродетели. По возвращении оного к горам начнут... разные игралища, пляски, комедии кукольные, гокус покус и разные телодвижения, станут доставать деньги своим проворством... кто оное видеть желает, могут туда собираться и кататься с гор во всю неделю Масленицы, с утра и до ночи в маске или без маски».

В стихах к «большому Маскераду» бичевали пороки, присущие, по мнению Екатерины II, прежнему правлению в целом и ее ненавистному супругу Петру III в частности. Всем известно, что правивший всего 186 дней и погибший при загадочных обстоятельствах царь любил выпить, кроме того, уважал карты. Камень в его огород:

Иной с похмельным лбом и с рожею румяною
Шатается и сам, как будто бахус пьяный;
И вместо, чтоб в делах полезных успевать,
Он водку водкою изволит запивать....
Картежные игры тревожат наши дни,
Отъемлют нужных слуг у общества они...

Народный маскарад ослепил своим размахом. Невиданная доселе иллюминация, украшенный флагами, елками, арками город, четырехтысячное шествие актеров, хористов и статистов. И еще тысячи зрителей. Толпились на улице, залезали на деревья, наблюдали из высоких окон. На Красной площади фонтанировало вино, позолоченные колесницы ломились от угощений — зажаренных быков, дичи, хлеба. Виновница торжества собственноручно бросала зевакам серебряные монеты. Так пышно обставила матушка-императрица свой приход к власти.

К сожалению, торжество стоило жизни его устроителю, «отцу русского театра» Федору Волкову. Он жестоко простудился и в том же 1763 году скоропостижно скончался. Ярославцы очень чтут память своего выдающегося земляка. Нынешней весной в Ярославле открывается резиденция государыни Главной Масленицы Страны с тронным залом, рабочим кабинетом и гардеробной. У туристов появляется лишний стимул для посещения древнего города.

О том, как нежно относились к этой героине, можно судить хотя по такой скороговорке, приведенной в одной из книг: «Уж ты-ль, моя Масленица, красная краса, русская коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучек, трехматерина дочка, кеточка-ясочка, ты ж моя перепелочка! Приезжала честная Масленица, широкая боярыня... на горах покататься, в блинах поваляться».

На горах покататься, в блинах поваляться


 Сергей Уткин. Блины

Скоро Масленицы бойкой
Закипит широкий пир,
И блинами, и настойкой
Закутит крещеный мир.

Кн. П. А. Вяземский

Главное угощение на Масленицу, конечно же, блины. В «Очерке русских обычаев, соблюдаемых в большие праздники» (СПб., 1870) рассказывается о том, что первые блины хозяйка отдавала нищим. Посылались угощения в тюрьмы и богадельни.

Гостям и домочадцам подавали блины гречневые и пшеничные, «круглые, во весь объем сковороды» и «не более как с чайное блюдечко». Исключительно горячие, «простывшие теряют свое достоинство». Хозяйки загодя закупали муку, яйца, семгу, жидкую икру, маслины. Хоть скромно, но отметить праздник, считалось обязательным. Отсюда очередная поговорка: «К Масленице и у воробья пиво». Матери учили только что вышедших замуж дочек печь блины. Зять обычно приглашал тещу в определенный день сырной недели. Пренебрежение традицией могло вылиться в полный разрыв отношений.

Пора и нам приобрести некоторые сведения, имеющиеся в тоненькой, но чрезвычайно ценной книжке «Лучшие московские блины, или Практические наставления, как печь блины и оладьи, состоящие из 24 правил» (Москва, 1854). Каких только нет рецептов: блины морковные, картофельные, свекольные, яблочные, из сладких корешков (петрушка, сельдерей). Один и самых простых — молочные. Требуются «5 или 6 яиц, бутылка свежего молока, три четверти фунта крупичатой муки, немного соли. Блины должны быть тонкими, как лист писчей бумаги. К столу подаются с мелконарубленными яйцами и сахаром или каким-нибудь ягодным вареньем». Отдельная история — оладьи: французские, английские, берлинские, «с духами и пряностями». Чтобы приготовить последние, надо «взбить 2 стакана хорошей сметаны и 4 сырых яйца, прибавить к ним сахару, корицы или мелко натертого мушкатного ореха, просеянное сквозь частое сито потребное количество крупичатой муки, все хорошенько смешать и жарить на сковороде с кипящим маслом».

Приятного аппетита!

 

  Масленица в иллюстрациях  
Благодарим сотрудников отдела координации приоритетного обслуживания органов государственной власти и управления за помощь в подготовке материала.

  1. Дубровский Н. Масленица. — М., 1870. — 46 с. (шифр: Кл 33/47 ЭБ)
  2. Очерк русских обычаев, соблюдаемых в большие праздники. — СПб., 1870. — 32 с. Из содерж.: Масленица. — С. 12—15. (шифр: Е 16/399 ЭБ)
  3. Лучшие московские блины, или практические наставления как печь блины и оладьи, состоящие из 24 правил. — М., 1854. — 35 с. (шифр: V 288/998)
  4. Волков Н. Русская Масленица и исторические данные о ней. — Владикавказ, 1897. — 31 с. (шифр: R 7/552)
  5. Копаневич И. К. Как проводится Масленица в Псковской губернии. — Псков, 1903. — 15 с. (шифр: М 77/590)
  6. Степанов Н. П. Народные праздники на Святой Руси. — СПб., 1899. — 153 с. (шифр: U 290/17)
  7. Снегирёв И. В. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. — М., 1838. — Вып.2. — 143 с. Из содерж.: Гл. 3. Масленица. — С. 115137. (шифр: Z 104/384)
  8. Огурцов Н. Масленица в Пошехонском уезде. — Б. м., Б. г. — 11 с. (шифр: 20 5/147)
  9. Терещенко В. Быт русского народа. — СПб., 1848. — Ч. 7. — 350 с. Из содерж.: Гл. 2. Масленица. — С. 309348.  (шифр: U 476/14)
  10. Торжествующая Минерва, общенародное зрелище, представленное большим маскарадом в Москве в 1763 г. — М., 1763. — 24 с. (шифр: Кл 80/121)
  11. Колюпанов Б. Русская Масленица три века назад // Всемирн. ил. — 1895. — Т. 53, № 6. — С.111, 116. (шифр: I 4/1)
  12. Ракитин В. Масленица: Стихотворение // Всемирн. ил. — 1885. — Т. 33, № 5. — С. 90. (шифр: I 4/1)
  13. В. М. Масленица в С.-Петербурге. У балаганов на Царицыном лугу // Всемирн. ил. — 1883. — Т. 29, № 8. — С. 183, 186. (шифр: I 4/1)

 



Сайт создан при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям РФ
Официальный сайт Российской государственной библиотеки
дизайн от студии Шире Шаг © 1999—2020 Российская государственная библиотека
Контактная информация
Электронная почта
Свидетельство о регистрации средства массовой информации:
Эл № ФС 77-20215 от 13 декабря 2004 года.

При использовании материалов прямая ссылка
на сайт www.rsl.ru обязательна.